СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

КАК ГАЗЕТА «ЗАВТРА» ПОДДЕРЖАЛА БЕЛОРУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально КАК ГАЗЕТА «ЗАВТРА» ПОДДЕРЖАЛА БЕЛОРУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ

Александр Золотницкий

 

 

25.03.10 В газете «Завтра», позиционирующей себя в качестве патриотической русской газеты, 17 марта с.г. опубликована статья Екатерины Глушик «Продолжение атаки»1 (статья опубликована в сетевом журнале ВЕЛИКОРОССЪ 23.03.10 - прим. ред.), поводом для которой стали интервью председателя Витебского общественного объединения «Русский дом» Андрея Геращенко еженедельнику «Российские вести» и агентству «Regnum» (добавлю в скобках, что большое интервью с ним помещено и на сайте «Русское единство»). Статья исполнена пафосом защиты политики белорусского руководства в строительстве Союзного государства, но ее автор почему-то не допускает, что сравнение с политикой иных постсоветских государств не в пользу последних отнюдь не свидетельствует о том, что у русских в Белоруссии нет никаких проблем. И уж это совсем не повод к тому, чтобы видеть происходящее у соседей исключительно в розовом цвете.

Так что есть необходимость сделать ряд смысловых акцентов на проблемах положения русских в Белоруссии.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что неразумный «взрослый человек Геращенко», каким Андрей Евгеньевич представлен в статье, говорил вовсе не о бытовом притеснении русских в Белоруссии, так как это просто невозможно – в Белоруссии живут, в своей основе, такие же русские люди, как в Смоленске, Архангельске или Ставрополе. Геращенко лишь вслух сказал о том, что и так хорошо понятно многим белорусам: Белоруссия, по сути, еще одно русское государство с русским языком в быту, русскими средствами массовой информации и все еще русским самосознанием, поэтому белорусы – неотъемлемая часть русского народа, русской православной цивилизации. Сам Александр Лукашенко как-то сказал, что «белорусы – это русские со знаком качества». Понятно, что это всего лишь образное выражение, однако, оно весьма показательно.

Все дело в том, что до сих пор и у определенной части русских в самой России, и у части белорусов нет четкого понимания белорусской специфики. Начиная с начала XIX в., идет то усиливающаяся, то ослабевающая попытка «белорусизации» белорусов, конечной целью которой является их отрыв от Русского православного мира. Безусловно, у белорусов есть ряд особенностей, отличающих их от великороссов (русских) и малороссов (украинцев). В том числе в обычаях, языковой составляющей, образе мышления. Как, впрочем, такие же отличия есть и у поморов, сибиряков или кубанских казаков. Вместе с тем никому ведь не приходит в голову делать из кубанских казаков, поморов или сибиряков отдельные национальности или тем более из территории их проживания – государства. Как бы любой нормальный человек в России отнесся к идее отделения кубанских казаков и образования ими своего государства со своим, «кубанским языком»?

Но точно такая же ситуация, с некоторыми оговорками (о них чуть ниже) и возникла на территории Белоруссии, где в большинстве проживает такой же русский народ, как и в самой Российской Федерации. Вот что по этому поводу говорит сама Е. Глушик: «Я исколесила Белоруссию вдоль и поперек. Побывала не в одном десятке колхозов, предприятий, в Минске и областных центрах, в поселках и отдаленных деревнях. И где бы я ни была, — не ощущала себя чужой. Всюду общалась с близкими мне по духу людьми на русском языке!»

И далее по тексту: «Интервьюируемый (Геращенко. – А.З.) признает, что в Белоруссии «на русском языке общаются в быту, на нем ведется делопроизводство, работают учреждения и организации, в том числе подавляющее большинство органов госуправления. Наибольшей популярностью пользуются местные русскоязычные и российские СМИ и телевидение. Практически все школы и детские сады в Минске, в областных и районных центрах также работают на русском языке. В ряде театров идут пьесы на русском языке. В значительной степени присутствуют русскоговорящее телевидение и радио». Что же, прекрасно (это уже оценка Е. Глушик. – А.З.). Русским в других республиках такое положение с языком и не снилось».

А вот какие слова говорит в своем интервью газете «Здесь и сейчас» (13.01.–19.01.2010) в статье  известный лидер белорусских националистических сил (сформированных по образу и подобию УНА–УНСО на Украине, но не получивших такой массовой поддержки среди молодежи»): «Достаточно посмотреть программу национального телевидения, послушать FM-станции, выступления председателей рай- и горисполкомов, ознакомиться с делопроизводством в госструктурах – белорусским языком там и не пахнет! У меня есть такой тест на чай (вместо слова чай в официальном белорусском языке используется польский аналог – гарбата. – А.З.). Я часто езжу по разным городам Белоруссии, где просто захожу в магазин и прошу чая. И составляю рейтинг: в каком универсаме быстрее поймут, что это такое. Пока что обычно картина следующая: или переспрашивают, или просят говорить «по-русски», или предлагают водку, или обзывают фашистом. И это в учреждениях государственной торговли! Все это свидетельствует о состоянии белорусского языка. В Новополоцке, например, все четыре универсама тест не прошли. Более того, мне пришлось писать в Книгу жалоб обращение, потому что угрожали вызвать милицию за то, что я устраиваю скандал, хотя я просто попросил чая. Через месяц мне прислали ответ: дескать, извините за нашу сотрудницу, научим ее белорусскому языку, заходите к нам еще. В последний раз в Могилеве было приблизительно то же самое…»

Этот пространный отрывок я привел полностью. Здесь, как говорится, ни убавить и ни прибавить. Из данного интервью совершенно очевидно можно сделать вывод о том, что белорусы в своей массе не только не знают белорусский язык, но и не хотят на нем разговаривать. Недаром же человек, попросивший «гарбаты», порождает желание вызвать милицию или ассоциируется простыми продавцами с «фашистом».

Согласитесь, было бы довольно странно, если бы в государстве, не будь оно русским в своей основе, все говорили на русском языке и считали бы его родным. А в Белоруссии, что признают не только Е. Глушик, но и белорусские националисты, почти все везде и всегда говорят по-русски. Белорусский язык, созданный, по сути, искусственно, не был принят белорусами в качестве родного. Более того – ни один местный говор ни в одной местности Белоруссии не совпадает с официальным белорусским языком. Родным языком белорусов является русский, и именно об этом говорил, а не «признавал» в своих интервью А. Геращенко.

Фактически «белорусская лакировка» белорусов настолько непрочна, что в самой Белоруссии все чаще задаются вопросом: «А чем мы отличаемся от русских в Смоленске или Брянске? А может, мы единый народ?» И это – очень правильные вопросы. Для многих они дискуссионны, но, значит, тем более важны. Они должны стать основой общереспубликанской дискуссии на тему – кто есть белорусы и откуда они пошли. Это – уровень идеологической проблематики республики, а не тот уровень ЖКХ, на который пытались опустить идеологию на состоявшемся на днях в Минске идеологическом совещании.

Ситуация в Белоруссии абсолютно не сравнима с ситуацией в Прибалтике, Средней Азии или даже на Украине. Александр Лукашенко пришел к власти на волне желания белорусов восстановить государственное единство с Россией. Белорусы не приняли очередную волну белорусизации начала 90-х, и Александр Лукашенко, тонко чувствуя настроение своих избирателей, вернул русскому языку статус государственного, потому что белорусским никто в стране практически не владел, за исключением тонкого слоя интеллигенции и националистических, русофобских кругов.

А теперь несколько слов о причинах, которые привели к такому странному несоответствию. В Белоруссии живут прямые потомки русского населения древних Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. По сути – православное русское население, прошедшее непростой исторический путь. Столетия жизни под властью польской короны не могли не сказаться на местном русском населении. Часть русских людей сменила веру, перейдя либо в католичество, либо, что было гораздо чаще, – в униатство (с сохранением православного богослужения, но при каноническом подчинении римскому папе). Они стали называть себя литвинами (не путать с литовцами), потому что являлись жителями Великого княжества Литовского. Все это вызывало осуждение у тех русских людей, которые стремились сохранить свою веру и свои русские корни. Поэтому сменившая веру шляхта стремилась создать себе хоть какую-то социальную поддержку.

Ни о какой белорусизации в годы владычества Польши не могло быть и речи – белорусские земли поляки называли Кресами Всходними и считали их территориями, населенными холопами-схизматиками, годными только для грубой и тяжелой работы. После воссоединения Белоруссии с Российской империей местная пропольская шляхта утратила свое положение. Были попытки антирусских восстаний. Причем если в Западной Белоруссии они были относительно успешными и массовыми в связи со значительной долей проживающих там поляков и белорусов-католиков и униатов, то в восточных районах эти выступления были просто трагикомичными. Так, в Витебске во время таких волнений в конце позапрошлого века удалось набрать армию аж в 12 человек.

Эти несчастные, пробродив по окрестным лесам несколько дней, вышли к одной из деревень, где местные крестьяне их разоружили и сдали полиции. Вместе с тем ненависть ко всему русскому продолжала тлеть в головах шляхетских потомков. Тогда-то местные разночинцы и начали создавать белорусский язык на основе местных говоров, чтобы в перспективе создать для себя социальную базу и поддержку. Антирусские восстания Калиновского и Костюшки, инспирированные разведкой Австро-Венгрии (основного геополитического соперника России в Европе на тот момент) и направленные на восстановление Речи Посполитой, не без помощи таких вот «наследников» в советской историографии приобрели ореол «антицарских» и «революционных».

После революции в ряды большевиков проникло немало идейных наследников униатско-католической шляхты. В бытность БССР было три волны белорусизации – предвоенная, послевоенная и последняя, времен распада СССР. Все эти три волны были отвергнуты белорусами. Тогда и возник определенный компромисс элит – номинально родным пусть считается белорусский язык, но реально население пользуется русским языком.

Вместе с тем националисты не оставляют попыток проведения еще одной волны белорусизации, стремясь окончательно оторвать белорусов от русской цивилизации. Не случайно в рядах националистов все чаще звучит мысль «Еще двадцать лет – и мы победим! У нас свой министр культуры – будет и свой министр образования!». Как будет «образовывать» будущий министр от националистов, можно видеть уже сегодня на примере Львова или Ивано-Франковска.

Недосуг было Е. Глушик и разобраться с ситуацией с русскими общественными организациями и творческими коллективами в Белоруссии. Процитируем ее высказывание: «И сетования, что в Белоруссии нет русских творческих коллективов, не выдерживают никакой критики. Наверное, во всех остальных вместе взятых бывших республиках СССР нет и десятой части такого количества творческих коллективов разных направлений деятельности, как в этой небольшой (около 9,5 млн. человек населения) стране. Еще в 1994 г. в Белоруссии было зарегистрировано республиканское общественное объединение «Русское общество». В настоящее время оно имеет отделения во всех областных центрах. Вот только некоторые из них: Витебская городская общественная организация «Русский культурный центр «Русь», Витебское общественное объединение «Русская община», Белорусское общественное объединение «Русь», Минское общество русской культуры «Русь»… Это русские или не русские слова?»

Но ведь Геращенко говорил о другом – о том, что в Белоруссии нет русских творческих коллективов. Вот его слова: «Существует одна серьезная, но, по сути, табуированная проблема — в Белоруссии есть какие угодно национальные коллективы, но только не русские. Есть белорусские, польские, еврейские, литовские и т.д. Но русских практически нет. Я имею в виду — по названию. Дело в том, что школы, садики и даже театры, работающие на русском языке, «русскими» не называются. Даже те коллективы, которые в основном поют русские песни, ставят русские спектакли, вынуждены вводить в свой репертуар элементы «белорусскоговорящей» культуры. Целенаправленно русскую культуру у нас никто не развивает. Нет национальной стратегии ее развития, нет конкретных финансовых проектов, направленных на ее расширение. Раньше театры, где шли русские пьесы, так и назывались — русскими. Теперь же из их названий целенаправленно удалено слово «русский»».

То есть в стране русской культуры и русского языка государством не развивается русская культура. И это крайне нелицеприятный факт, который Е. Глушик при всем своем желании опровергнуть не смогла.

И уже тем более удивительно было прочесть в ее статье абсолютно не соответствующую действительности информацию о русских организациях. Во-первых, они созданы гражданами Белоруссии (русскими, белорусами и других национальностей) не с помощью властей, а, скорее, вопреки им с целью сохранять и развивать русскую культуру. Во-вторых, что бы ни утверждала Е. Глушик, к РОО «Русское общество» не имеют никакого отношения перечисленные ею Витебская городская общественная организация «Русский культурный центр «Русь»», Витебское общественное объединение «Русская община», Белорусское общественное объединение «Русь», Минское общество русской культуры «Русь». Это абсолютно самостоятельные организации, входящие, наряду с Витебским общественным объединением «Русский дом», который возглавляет уже упоминавшийся Андрей Геращенко, в Координационный совет руководителей общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Корреспонденту газеты «Завтра» следовало бы, на мой взгляд, проявить элементарный профессионализм и хотя бы бегло изучить ситуацию с общественными организациями. Во всяком случае, в бытность Евгения Ростикова спецкором «Завтра» по Белоруссии я таких ляпов не припомню.

Позволяет себе Е. Глушик и откровенно оскорбительные высказывания в адрес А. Геращенко: мол, «уважаемый интервьюируемый не является известной или общественно значимой фигурой. И такое внимание в российских СМИ отнюдь не выдающейся персоне, безусловно, неслучайно». Не признает она за «репрессии» и факт отказа Геращенко в издании его книги, в очередной раз апеллируя к положению в России, где писателей в таком случае тоже надо отнести к числу репрессированных: «большинство и не мечтает, чтобы госиздательства публиковали их книги».

Можно было бы ответить, что и об уважаемой Е. Глушик тоже никто ничего не слышал как о «выдающейся персоне». Но суть дела в другом: напомним, что свое мнение, согласно и белорусскому и российскому законодательству может высказывать любой человек, а отнюдь не только «выдающийся» или «общественно значимый». Что же касается Андрея Геращенко, то он просто сказал то, о чем многие и так знают, но просто не решаются говорить открыто: в Белоруссии живет такой же русский народ, как и в России, и мы просто обречены на ту или иную степень интеграции. И за это руководитель русской общественной организации был подвергнут репрессиям.

Да, его не посадили, не расстреляли. Но человеку объявлен выговор, оказывается давление с целью лишить его рабочего места и средств к существованию. В качестве отрицательного примера чиновника, который занимает «странную позицию, идущую в разрез с политикой и интересами Беларуси», Геращенко фигурировал в одном из последних публичных выступлений  главы администрации президента РБ Владимира Макея2.

В Союзе писателей Беларуси заговорили о возможности показательного исключения А. Геращенко. В издательстве «Харвест» остановили выход его книги фантастики «Трамвай на тот свет». И отнюдь не по творческим соображениям. В Интернете и в белорусских националистических СМИ устроили его травлю. Я почитал несколько высказываний на этих форумах, главная мысль там – «Чемодан, вокзал, Россия». Вывешены все телефоны и адреса писателя, звучат оскорбления, призывы к физической расправе.

Журналистке проще всего этого не замечать и во всех интеграционных проблемах винить Владимира Путина и российских олигархов. Да только, как мы видим, и в «датском королевстве» (Белоруссии) не все в порядке. Как это ни неприятно Е. Глушик, определенная доля вины за срыв союзных договоренностей лежит и на белорусской стороне, и скрывать это от общественности дальше становится все сложнее и сложнее.

А позиция «Завтра» в ситуации, когда она, по сути, солидаризировалась с откровенно махровыми белорусскими националистами, преследующими руководителя русской общественной организации в Белоруссии, выглядит по меньшей мере странно, если не сказать более.

 

 

1 http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/852/51.html

2 http://www.regnum.ru/news/1265320.html

 
Комментарии
Игорь Одесса
2014/02/28, 14:39:24
Братья славяне- русские и белорусы наши братья на веки. В настоящее время запад и восток- долбаные политиканы хотят разорвать Украину на куски. Хотят разорвать самое большое в Европе православное государство ради своих политических амбиций. Мы русские и украинцы, сами на Украине способны разобраться в ситуации и постепенно поставить всех радикалов на место. Братья славяне в первую очередь россияне не всему верте, что показывают вам по телевизору и говорят ваши политики. У майдана много минусов но он открыл глаза много на то, что люди ранее не обращали внимание. Власть продажная и коррумпированная с явным бандитским душком обворовывала и гноила собственный народ- что русских , украинцев и граждан других национальностей. Самое главное власть стравливала нас русских с украинцами. У нас на Украине есть радикалы что с одной что с другой стороны но они в монашестве.
Братья россияне не дайте развалить Украину, а мы поверте поставим кого надо на место.
Васiль
2010/03/26, 09:52:37
Одно только выражение по смыслу: сели и начали создавать белорусский язык, чтобы иметь поддержку у населения, - вы думаете, что пишите? Или это анекдот?
Раздел РП... Вы выражаетесь "воссоединение Белоруссии и Российской империи".. Нет слов... Где жили московиты, кому платили дань, а где жили литвины до Люблинской унии, и почему ВКЛ пошла на нее, сколько было войн между нами - вы в курсе?
А последние абзацы этого опуса? Урраа! И в Беларуси есть проблемы... Действительно, есть, только не эти, о которых вы пишете под заказ...
Сергей
2010/03/25, 20:31:08
Вы простите меня, я не дочитал до конца. Я родился в Москве, но думаю что это не столь важно, но считаю важным быть вместе России Украине и Белоруссии. Пусть и меняются словосочетания, главное считаю быть едиными во Христе. Не различаю по национальности, но чтобы все познали Бога. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.014084100723267 сек.