Давайте сделаем это вместе! или Не допустим суицид

8

12236 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Власов Виктор Витальевич

 

Давайте сделаем это вместе!  или  Не допустим суицид

07/12/2014 Название одной из виртуальных групп самоубийц – «Давайте сделаем это вместе!». Как вам? Ни одно сообщество «Вконтакте», посвящённое суициду*, не называется уныло и участников там немало. «Бесстрашные герои», «Уйди достойно», «Спи славным сном» и т.д. А фотографий сколько в этих группах и заметок – не счесть. Администраторы выкладывают свои записи и видео регулярно – каждый час или полчаса. Думаю, они меняются, договариваясь, какой из них дежурит сегодня, а какой – на днях. Странные группы, правда. Даже с моим чересчур творческим воображением этого не понять. Через сообщества не продвигают никакие товары, не предлагают услуги – только шутят по поводу смерти и зовут поглядеть на мир духов. Тем самым, самоубийство – страшнейший грех.  Но подросток, совершая суицид или планируя его, не думает о грехах, согласитесь.   

 

Детский суицид – острейшая проблема в России. Согласно статистике в новостях за последние три года около 300 подростков в Омске покончили жизнь самоубийством. Но попыток совершить самоубийство в 3-4 раза больше. Сколько вы, думаете, в год погибает детей в России, совершая суицид? Больше чем в США, кстати. Так утверждают на семинарах педагоги-психологи. Новости так и пестрят сообщениями о самоубийствах детей. Журналисты стараются описать самоубийство красочней. Зря.  

 

В одних случаях, произошедших в разных городах, обвиняют учителей в доведении  подростков до самоубийства. В новостях сообщается, что между учителем и учеником накануне самоубийства был конфликт по поводу дисциплины. Но психологи начинают анализировать несколько месяцев – последних в жизни несформированного человека. Обычно дети эти меняют «аватарки» «Вконтакте», одеваются опрятней, становятся покладистей, лучше учатся и делаются спокойными. Больше говорят о смерти, интересуются религией, эзотерической литературой. Значит, прощаются… Но иногда кардинальных изменений не происходит. Профилактикой суицида занимаются в школах, но и дома родители обязаны говорить о том, что суицид – это очень плохо. Ты ушёл из жизни и всё – решились проблемы? Нет, «суицидник» не попадает на небеса – сразу в адское пекло, а там много-много хуже. Там страшный уродливый дьявол, который с нетерпением ожидает заблудших созданий, чтобы мучить их вечно и ужасно.  

С недавних пор возникает спор, кто несёт ответственность за воспитание ребёнка: школа или родители. Учителя говорят, что семьи неблагополучные, и ребёнок не имеет каких-либо целей, моральных ценностей. Родители обвиняют учителей и школы, что они не дают детям реальных знаний и не заботятся о психическом благополучии детей. Обо всех детях, действительно, не позаботишься. Психика ребёнка – материал крайне хрупкий, в любой момент может возникнуть «замыкание».

 

Читаю в новостях и слушаю от коллег по учительскому цеху различные примеры, способные привести к суициду. Приведу один. В одной из питерских школ училась одна успешная семиклассница. Девочка занималась «чирлидингом», имела отличные отметки, в классе всегда была старостой. Однажды выступая перед ребятами с докладом, на классном часе, претерпела унижение – над ней решил пошутить одноклассник и сдёрнул с неё шорты, получилось вместе с трусами. После этого девочка изменилась в поведении. Оказалось, что дома он стала истязать себя, просить подруг фотографировать её в различных неприглядных, уничижительных позах. Снимать на камеру и даже избивать. Тревогу забили, конечно, поздно. После того, когда она повесилась в школьной раздевалке на колготках, стало известно об этих подробностях (позже поделилась её подруга).  

 

Психологи призывают учителей и родителей стать для ребёнка тем человеком, который помогает преодолевать трудности в обучении. Необходимо увидеть проблему и помочь справиться с ней. Нельзя пропускать никакие «звоночки» в ту или иную сторону. Лучше ещё раз поднять эту тему, чем потом запятнать совесть. Учителя – народ совестливый, я по себе это знаю  и чувствую.

 

Почему ребёнок начинает вести себя агрессивно? Почему начинает хулиганить и портить имущество? Почему возникают проблемы с дисциплиной на уроке или на улице? Зачем ребёнок отстраняется и становится замкнутым? Почему теряет интерес к тому, что изучает или вообще его не имеет ни к чему? Ребёнок перестает видеть смысл в жизни…

 

Современная система образования «бьётся» над изложением и обоснованием причин, приводящих к суициду, требует от учителей применения правильной технологии обучения. Учителей не учат справляться с подобными вещами в структуре образования, родителей не обучают также. Однако следует создать курсы этакого профилактического толка, на них специалисты будут доходчиво и подробно рассказывать, как распознать «суицидента» и предупредить его. Уже сейчас предлагаются курсы для учителей по профилактике суицида среди подростков, но у них – платная основа.

 

– Нам не нужен сертификат участника семинара по суициду, – как-то высказывается моя коллега. – Введите, пожалуйста, эти курсы во всех школах страны на бесплатной основе.

Какими же, так скажем, сильными и насильственными (психологически и физически) методами можно сделать ребёнка счастливым и успешным человеком? Никакими, люди! Только развернувшись к маленькому человеку душой…

 

Трудные взаимоотношения в семье, с родителями и другими близкими людьми – первое, что наталкивает ребёнка к обдумыванию самоубийства. Обесценивание развивающейся личности в семье и культивирует враждебное отношение к самому себе. Происходит снижение самооценки подростка. Откуда и разговоры о собственной ненужности и ничтожности. Если процесс морального разрушения не остановить, то пойдёт  обесценивание самой жизни. Суицид в этом случае может восприниматься, как единственный способ восстановить «статус-кво» и через него – собственной ценности. И если взрослый человек в этой ситуации понимает, что самоубийство не исправит отношения, то подросток ещё недостаточно реально оценивает стечение обстоятельств. К тому же у него присутствует надежда на то, что его спасут «в последний момент», которая, к сожалению, часто не осуществляется.

 

Понимание желаний и стремлений своего ребёнка – предотвращает появление «суицидента». Уважительное отношение должно присутствовать даже в тот момент, когда следует отругать человечка за какой-то проступок. Стоит обязательно обсуждать, какой он сам видит выход из сложившейся ситуации. Психологи вводят понятие родительской компетенции. Её уровень зависит лишь от степени уважения и отзывчивости к ребёнку от родителей.

 

Да, есть неразделённая любовь. Ей страдают не только девочки, но и мальчики. Самооценка подростка страдает, если объект симпатии отвергает его, особенно после периода «отношений». Хорошо, если родители будут в курсе «любовных дел» своего ребенка. Конечно, это возможно при определенном кредите доверия и достаточной степени близости между людьми. В этом случае велика вероятность того, что, поплакав у вас на плече, чадо утешится, ему не придёт в голову прощаться с жизнью.

 

Подростки с эмоциональной неуравновешенностью находятся в большем риске совершить суицид на волне острого горя, чем взрослые. Смерть родного человека, друга, потеря дома, известие о неизлечимой болезни, изнасилование – всё это серьезные причины, которые могут привести подростка к невыносимости ситуации и желании «покончить со всем». Попытка лишить себя жизни может произойти практически в любое время в течение первого года после происшествия. Если он «ничего не сделал» в первые часы или дни, это не должно обмануть бдительность.

 

Если подросток пережил психотравмирующую ситуацию, следует обратиться за помощью к психотерапевту. В этом случае важно, чтобы ему помогал профессионал, знающий об этапах прохождения горевания и владеющий технологиями помощи. Следует находиться рядом с ребёнком, разговаривать с ним, оказывать всяческую поддержку, обозначить планы на будущее. Тот, кто видит будущее, не пойдёт на самоубийство – это золотое правило психолога-родителя-учителя.

 

О суициде можно вести речь почти бесконечно. Многие факторы способствуют впадению ребёнка в суицидальное состояния. Известный психиатр Р. Шейдер приводит несколько «маркеров»:

– Большинство самоубийц перед смертью делятся своими намерениями и горестями;

 – Самоубийство редко является импульсивным актом. Гораздо чаще ему предшествует период подготовки, и существует много признаков повышенного риска суицида;

–  Самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь, решение может приниматься достаточно долго;

 – Предрасположенность к суициду не наследуется и не является чертой характера, хотя риск повышается, если такие случаи были в семье или круге общения;

–  Улучшение, которое вы можете наблюдать, может быть обманчивым, и под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил лишь помогает совершить задуманное.

Суицид – «дурной» пример тому, кто верит, что после данного свершения обретёт покой…

А с группами «Вконтакте», призывающими к суициду и распространяющими повышенный интерес к смерти, следует бороться коллективными усилиями.

В следующем материале скажу об омских, екатеринбургских и питерских клубах, где тайное (потом и коллективное) самоистязание считают единственным выходом в борьбе против суицида.



* Завершённым суицидом называют самоубийство, приведшее к смерти. Незавершённым – «неудачную» попытку, в результате которой человека удалось спасти.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов