Лев Толстой и Ясная Поляна

25

2993 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 151 (ноябрь 2021)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Толстой.png

Ясная Поляна – родина Льва Николаевича Толстого. Он много раз восхищался удивительной красотой этих мест: «Везде трава, птицы, медунчики, нет городовых, ни мостовой, ни извозчиков, ни вони, и очень хорошо… Много, как всегда думал и слушал дроздов, тетеревов, мышей по сухим листьям, собачий лай за засекой…».

«Как красива жёлтая рожь на фоне тёмного дубового леса: вот мотив для пейзажиста», – отмечал Лев Николаевич во время своих прогулок.

«В Ясной Поляне он остро переживал тишину осеннего парка и весеннее журчание проснувшегося ручья, прислушивался к шелесту листьев и очаровывался разноцветьем луговых трав. С каждым приходом осени чувствовал сладкую боль одиночества и невосполнимую прелесть утрат. Только в Ясной Поляне, среди ослепительной белизны снегов и огромного звёздного неба, могло родиться почти библейское: Всякое величайшее дело делается в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить даже нельзя при громе и блеске». (Н. Никитина. Ясная Поляна. Путешествие с Львом Толстым).

В повести «Отрочество» он дал замечательное описание деревни Ясная Поляна: «Запахло деревней – дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы». Деревня в это время состояла из 120 дворов, и жило в ней более 700 человек.

 

Ясная Поляна.png

 

Сегодня усадьба стала всемирно известным музеем. Здесь всё неповторимо и уникально. Она окружена с трёх сторон бывшим засечным лесом. Природа на её территории сказочно красива в любое время года.

Первые владельцы Ясной Поляны Карцевы построили своё имение на границе засечного леса.

В Москве в Центральном государственном архиве хранятся около полутора миллионов межевых документов. Генеральное межевание земель Российской империи проводилось по именному императорскому Манифесту от 19 сентября 1765 года.

В экономическом примечание к планам Генерального размежевания содержатся обширные сведения о городах, сёлах, деревнях, помещичьих усадьбах.

Вот что писал землемер, поручик Чернышёв в конце восемнадцатого столетия о сельце Ясная Поляна: «Сельцо Ясная Поляна… Речки Ясенки по обе стороны, в коем два пруда у большой дороги, лежащей из города Мценска в город Тулу; два дома господских деревянных, при них сады плодовитыя, земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне… Женщины сверх полевой работы упражняются рукоделием, прядут лён, шерсть, ткут холсты, сукно для своего употребления, а отчасти и на продажу, вода людям и скоту здорова».

В 1668 году при царе Алексее Михайловиче Степан Георгиевич Карцев попал в опалу, и его поместья были конфискованы. Через десять лет его сыновья Фёдор, Константин и вдовы с детьми умерших Георгия и Архипа добились возвращения поместий. Фёдору Карцеву досталась Ясная Поляна. Дочь Фёдора Карцева в 1760 году продала деревню С.С. Позднееву, а последний в 1763 году продал её князю С.Ф. Волконскому.

Но отдельные части деревни в те годы принадлежали также княгине Урусовой, Волконской, Ухтомской, Обрезкову, Крюкову, Хомякову.

Генерал-майор, князь Сергей Фёдорович Волконский (1715–1784) поэтапно скупал у местных помещиков землю и крестьян, создавая усадебный комплекс.

Его сын, генерал от инфантерии, князь Николай Сергеевич Волконский в 1799 году поселился в Ясной Поляне. Облик усадьбы при нём изменился кардинально. Всё, что строил князь, было капитально и изящно, обдуманно и аккуратно.

Его дочь, княжна Мария Сергеевна Волконская (1790–1830) в 1822 году вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого (1794–1837).

Имение князей Волконских в Тульской губернии – Ясная Поляна – перешло к графам Толстым в 1822 году в качестве приданого Марии Николаевны Волконской – матери Л.Н. Толстого. Здесь же 28 августа (9 сентября) 1828 года родился будущий великий писатель. Лев Николаевич писал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней». Прекрасный пример понимания и отношения к той земле, где ты родился и вырос.

 

В 1847 году после раздела с братьями наследства отца Л.Н. Толстой получил земельные владения в количестве 1470 десятин и 330 крепостных крестьян. Земля находилась не в одном месте. Основную часть составляло имение Ясная Поляна. Ещё ему принадлежали в Крапивенском уезде Тульской губернии деревни Ягодная-Мостовая, Городна, Грецовка, в Богородицком уезде – деревня Малая Воротынка. Лев Николаевич вспоминал: «Когда мы делились, мне, по обычаю, отдали именье, в котором жили, Ясную Поляну».

В 1851–1853 гг. деревни Малая Воротынка и Ягодная-Мостовая были Толстым проданы.

В 1854 году большой деревянный барский дом в Ясной Поляне тоже был продан на своз помещику Горохову из села Долгое, а родственники писателя переселились в правый флигель усадьбы. В разные годы Львом Николаевичем делаются пристройки к этому флигелю, который становится главным домом его семьи. В нём Толстой прожил около пятидесяти лет своей сложной, богатой внешними и внутренними семейными событиями жизни. Здесь им создана большая часть произведений.

Ставший в последний период жизни одним из духовных лидеров нации, Лев Николаевич принимал у себя в доме множество известных и знаменитых людей того времени. В комнате для гостей жили Фет, Тургенев, Чехов, Л. Пастернак и многие другие.

Центром происходящих бесед всегда бывал Лев Николаевич. А.М. Горький вспоминал: «Надо было видеть, как он говорит, чтобы понять особенную, невыразимую красоту его речи, как будто неправильной, изобильной повторениями одних и тех же слов, насыщенной деревенской простотой. Сила слов его была не только в интонации, не в трепете лица, а в игре и блеске глаз, самых красноречивых, какие я видел когда либо. У Л.Н. была тысяча глаз в одной паре».

В 1865 году писатель купил землю по левому берегу ручья Кочак у телятинского помещика Бибикова, а в 1868 году у чиновника Лимонова и засадил их лесом.

Многообразны и сложны связи Толстого с Ясной Поляной, которая одарила его своей тихой любовью. Сын писателя, Сергей Львович, писал: «Ясная Поляна не только то место, где родился Толстой, где он провёл большую часть своей жизни, где была написана большая часть его произведений, где покоится его прах – это то место, откуда он черпал обильный материал для своего творчества, материал, вылившийся под его пером в художественное описание и образы».

 

Не зная Ясной Поляны, нельзя по-настоящему понять Л.Н. Толстого и его творчество. В этой усадьбе он написал около двухсот произведений. Семейные предания, воспоминания пережитого, природа, люди – всё пробуждало мысль: «Вьётся незаметная тропинка, / Пни, кусты, деревья обходя. / Вдруг в овраг нырнула, / А на склонах – всей цветочной радуги цвета. / Колокольчики ромашку обнимают, / Лучик солнца отражается в росе, / Бабочки среди цветов порхают, / Земляника прячется в траве. /Мальва, иван – чай и медуница ,/ Зверобой, фиалки, васильки… / Аромат чарует и струится. / Место первозданной красоты» (Е. Трещев. «Тропинка»).

В основе его творчества лежала реальная жизнь, преобразованная Толстым сообразно его пониманию. Яснополянские впечатления отразились в таких произведениях писателя, как «Детство», «Отрочество», «Юность», «Утро помещика», «Война и мир», «Анна Каренина», «Власть тьмы», «Живой труп», «Воскресение», в очерках «Тихон и Маланья», «Идиллия», «Песни на деревне», «Три дня в деревне», в драме «И свет во тьме светит».

В его книгах отражены основные черты русского национального характера: мужество, находчивость, простота, смекалка, трудолюбие. Эта проза интеллектуальна и глубоко философична, а язык произведений сочный и колоритный. Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету – к описанию внутренних качеств и внешнего облика. Реакция героев на жизненные ситуации становится важным средством их объективной характеристики. Ход повествования, черты, образы, краски, отбор деталей, речь персонажей определяются писателем чётко и ясно.

Он обращается к исторической судьбе России, к извечной, постоянной красоте человеческой души и природы. Внутренней жизни человека, его душе писателем посвящено немало прекрасных строк.

В Ясной Поляне раскрылась перед Толстым прелесть родной средне-русской природы. В этом месте прошли его детские годы, сюда приехал он, оставив Казанский университет. В эту деревню возвратился он в 1856 году после службы в армии, женился, увлёкся хозяйственной и общественной деятельностью.

В окружающем имение лесу водилось много птиц: соловьёв, иволг, горлиц, дроздов. С весны усадьба наполняется пряными запахами медуницы, сныти, пырея. А аромат от цветущего жасмина заполняет всё пространство. Соприкасаясь с этой красотой, невольно замираешь: «Душный день. Цветы благоухают, / Ожидая тёплого дождя. / В небе быстро тучки проплывают, / Тенями играя и маня. / Вот упала капля дождевая, / Пыль смывая, свежесть принеся. / Радуга на небе засияла, / И плывут под нею облака. / Шелестят зелёные дубравы / В мелких каплях летнего дождя. / В них, как в бриллиантах, отражаясь, / Радуга сияла и росла» (Е. Трещев. «Радуга на небе засияла»).

Летом здесь весело шелестят листья берёз, дубов, орешника и жимолости. Цветущий яблоневый сад не мог оставить равнодушным своего творца: «Яблони цветут, точно хотят улететь на воздух». Хочется крикнуть: «Мгновение, остановись, ты прекрасно!»

 

История деревни Грумант началась с небольшого охотничьего домика, построенного князем Николаем Сергеевичем Волконским – дедом Л.Н. Толстого по материнской линии – в трёх верстах от Ясной Поляны.

Толстой вспоминал: «Как всё, что строил дед, было изящно и не пошло, твёрдо, прочно, капитально, такой же был домик с погребом для молочного скопа. Деревянный, с светлыми окнами и ставнями, большой прочной дверью, деревянным диванчиком и столом… Домик стоял за деревушкой в четыре или пять дворов, в месте, называемом сад, очень красивом, с видом на вьющуюся по долине в лугах Воронку, с лесами по ту и другую сторону. В саду этом был лесок над оврагом, в котором бил холодный и обильный ключ прекрасной воды».

Отсюда возили каждый день воду в барский дом. Недалеко от родника находился большой, глубокий и холодный проточный пруд.

Лев Николаевич любил охотиться. Мир охоты – это особый мир. Не случайно многие герои его книг, особенно Ростовы, – страстные охотники. В эпопее «Война и мир» он описывает охоту: «В поле вышло около ста пятидесяти собак и двадцати пяти конных охотников. Каждая собака знала хозяина, кличку, каждый охотник знал дело, знал своё место и назначение. Весь этот хаос визжавших собак, окрикивающих охотников, собравшихся на дворе дома, без шума и разговоров равномерно и спокойно расплылся по полю, как только вышли за ограду. Только слышно было изредка подсвистывание, храп лошади или взвиг собаки и, как по пушному ковру, шаги лошадей и побрякивание железки ошейника. Едва выехали за Чепыж, как по полю показались ещё пять охотников с борзыми и два с гончими».

Охота не считалась пустой забавой, а скорее была для дворян особым культом. Сам Лев Николаевич в большинстве случаев предпочитал одиночную охоту.

Охотился и со своими братьями в Пирогово, Никольском-Вяземском. Иногда к ним присоединялись Тургенев и Фет.

Льва Николаевича привлекали разнообразные виды спорта. Любовь к спортивным занятиям он пронёс через всю жизнь. Игра в городки была одним из любимых его занятий. До глубокой старости он оставался верен также верховой езде. Увлекался крокетом. С.А. Берс так вспоминал об этой игре: «В ней участвовали все, и взрослые, и дети. Она начиналась обыкновенно после обеда и кончалась со свечами. Игру эту я и теперь готов считать азартной, потому что я играл в неё с Львом Николаевичем. Удачно сыграет противник или кто-нибудь из его партии, одобрение и замечания его вызывали удовольствие сыгравшего и энергию противников.

Ошибётся кто-нибудь – его весёлая и добрая насмешка вознаградит промах. Простое слово, всегда вовремя сказанное им и его тоном поселяло во всех задор…»

В игре в теннис Толстого привлекали точность, расчёт и быстрая реакция.

 

Всё в Ясной Поляне освещено гением великого писателя. Окружающие усадьбу леса и поля исхожены Л.Н. Толстым вдоль и поперек. Впечатления от увиденного нашли отражение на страницах его произведений.

Здесь он обретал относительное душевное равновесие. Здесь его посещала «самая чистая радость – радость природы». Он считал, что человек не должен отрываться от природы, ибо «она и её мудрость и совершенство учат человека высшей правде». Ясная Поляна ещё при жизни писателя стала культовым местом, а Толстой – духовным лидером, живым носителем мудрости. Он – классик русской и мировой литературы. Его произведения известны по всему миру.

В Ясной Поляне прошла почти вся творческая жизнь писателя. Но ночью 23 октября 1910 года граф Л.Н. Толстой уехал из дома. На станции Щёкино они вместе с врачом Д.П. Маковицким сели на первый проходивший поезд в направлении станции Горбачёво. После двухнедельных скитаний граф простудился и заболел. Умер он 7 ноября (20 ноября) 1910 года на полустанке Астапово Рязанской губернии и был похоронен в Ясной Поляне.

Ещё при жизни Лев Николаевич определил место своего погребения в Старом Заказе «…против оврага, на месте зелёной палочки».

Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от (ВЦИК) 10 июня 1921 года Ясная Поляна была объявлена Государственным музеем- заповедником.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов