Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Трусость и бездарность ГКЧП нам аукается до сих пор

Трусость и бездарность ГКЧП нам аукается до сих пор

619_add1 Исполнилась очередная годовщина организации Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям, или ГКЧП. Этот комитет пытался спасти Советский Союз от наступавшего развала. Попытка закончилась неудачей.

А недавно были рассекречены планы, которые в своё время советские спецслужбы предлагали членам ГКЧП для нейтрализации политических противников...

Согласно этим планам, ещё до введения чрезвычайного положения спецгруппы КГБ и милиции должны были арестовать лидеров российской демократической оппозиции. Прежде всего это касалось первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина: арест намечалось провести при его попытке выехать из дачного посёлка Архангельское. Это дело поручили провести притаившимся в засаде бойцам подразделения КГБ СССР «Альфа»…

Предусматривались особые меры и к депутатам Верховного Совета РСФСР, главного на тот момент оплота российских демократов. Верховный Совет предлагалось распустить. В случае невыполнения этого распоряжения, а особенно в случае проведения рядом с зданием Верховного Совета массовых демонстраций, в действие должен был вступить другой сценарий.

По этому сценарию, силами ОМОНа предполагалось быстро и жёстко очистить от собравшегося народа площадь перед зданием с помощью слезоточивого газа и водомётов. А следом, уже внутрь здания, должны были пойти армейский и чекистский спецназы.

На зачистку отводилось не более получаса. В случае вооружённого сопротивления – стрельба на поражение. Всех сдавшихся намечалось под конвоем отправить в Лефортовскую тюрьму…

Бездари и их бездарные игры

Увы, эти планы так и не были реализованы. Бойцы «Альфы» не дождались приказа на арест Ельцина, хотя контролировали буквально каждый шаг Бориса Николаевича. И тот спокойно, без помех прибыл к Верховному Совету, возглавив сопротивление против ГКЧП. Парламент остался нераспущенным, а вошедшие в Москву танки встали в центре города – на этом их движение прекратилось. Не действовал даже объявленный комендантский час, и потому все желающие могли пройти к Верховному Совету, где собиралось всё больше и больше недовольного народа.

В итоге всё закончилось откровенным фарсом: спустя три дня члены ГКЧП сами оказались за решёткой. А всю реальную власть в Советском Союзе захватил сепаратист от Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, который, чтобы закрепить эту свою личную победу, в декабре того же 1991 года вообще ликвидировал СССР...

Проигрыш ГКЧП до сих пор удивляет многих исследователей. Вот что писал по этому поводу историк-публицист Николай Зенькович:

«Хрущёв свалил Берию, возглавлявшего государственную безопасность, с помощью одних только военных. ГКЧП имел в своём распоряжении обе силы – КГБ и Министерство обороны – и не сумел удержать власть. Система вырождалась? Или ей помогли умереть?»...

На мой взгляд, главной и основной причиной поражения ГКЧП стала деградация советской партийной системы. КПСС, долгие годы возглавлявшая страну, к концу 80-х годов превратилась в колосс на глиняных ногах, совершенно пустой по содержанию и неуклюжий по форме. Оказалось, достаточно небольшого усилия, внутригосударственного потрясения, чтобы вся эта громадная структура буквально развалилась на части.

А ведь партия не всегда была такой. Она оказалась единственной из всего спектра политических сил, кто не побоялся взять власть в смутные дни 1917 года. И не просто взять, но ещё и удержать её! Да, тогда во главе партии стояли настоящие фанатики вроде Владимира Ленина или Иосифа Сталина. Они не жалели людей, но при этом, строя новое государство, не щадили и себя. Для них марксизм не был слепой догмой. Они творчески переработали эту великую социалистическую идею, отбросили всё ненужное и приспособили её к российским реалиям, где жил народ, издревле мечтавший о социальной справедливости. Удачное сочетание народной мечты и лучших постулатов марксизма позволило государству совершить мощнейший рывок во всех сферах жизни. Советский Союз превратился в мировую сверхдержаву (подробнее об этом чуть ниже)...

Однако после смерти последнего коммуниста-идеалиста Сталина начался закат партии. В партию, в её высшие руководящие круги пробрались тысячи карьеристов и всякого рода проходимцев. Им хотелось спокойной сытой жизни без самоотверженной работы на благо страны. Они даже не сумели приспособить идеи коммунизма, разработанные еще Лениным-Сталиным, к изменившемуся окружающему миру. В конце концов, они сами уже откровенно посмеивались над закостенелыми партийными идеями, не веря ни в какое «светлое будущее».

Деградация партийной верхушки стала особенно очевидной именно в августовские дни 1991 года. Вместо решительных действий гэкачеписты, воспитанные на партийных интригах, не хотели брать на себя ответственность.

Помню, как у главы ГКЧП Геннадия Янаева буквально тряслись руки – от «переживаний» он сильно пил и потому не мог произнести ничего вразумительного. Явно «с бодуна» был и бывший премьер-министр Валентин Павлов, который прятал свой слишком туманный взгляд за стёклами дымчатых очков. Министр обороны Дмитрий Язов нёс какую-то ахинею про то, что никто никого не будет преследовать по политическим мотивам – мол, ребята, давайте жить дружно. Что же касается главы КГБ Владимира Крючкова, тот вёл свои хитрые подковёрные игры, не ставя в известность даже своих товарищей.

А ещё все они всячески ругались между собой, стараясь переложить ответственность друг на друга, уговаривали президента СССР Михаила Горбачёва присоединиться к ним и одновременно... вели тайные переговоры с оппозицией!

Когда же всё рухнуло и путчисты оказались за решёткой, они стали засыпать победителей слёзными письмами с мольбой о пощаде. Достойно вёл себя лишь генерал Валентин Варенников, заявивший, что ему жалеть не о чем. Он отказался впоследствии от дарованной Ельциным амнистии.

К сожалению, такие люди, как Варенников, были в партии и в государстве не на первых ролях...

Эх, большевики, где же вы?

И вот с того трагического момента прошло уже больше 20 лет. И сегодня мы можем подвести некоторые итоги развития страны за все эти годы. В какой мере оправдались чаяния граждан, вышедших в августе 91-го протестовать против ГКЧП в надежде на лучшую жизнь? Куда и насколько мы продвинулись? Какими достижениями в новой России можем гордиться? Ведь те, кто призывал народ выйти на баррикады, сулили нам просто невиданные возможности и блестящие перспективы — мол, вот только разрушим «проклятый коммунистический режим», и тогда... А что тогда?

Давайте проведём параллели с Советской властью, которая точно так же пришла и укрепилась через развал страны, носившей тогда название Российской империи.

Надо сказать, большевикам (тогда ещё не испорченных властью и прочими привилегиями) досталось весьма тяжкое наследие — разгромленная революцией и гражданской войной страна, полностью уничтоженный государственный аппарат старого режима, разрушенные промышленность и сельское хозяйство. К этому нужно прибавить массовый эмигрантский исход интеллектуальной элиты, причём не только представителей искусства, но и врачей, инженеров, учёных самых разных направлений науки. Всё это ставило под сомнение перспективы не только российского хозяйства, но и страны вообще!

Но большевики не растерялись, они принялись восстанавливать и заново строить державу. Да, нередко они делали это со свойственным им революционным максимализмом — жестоко, принудительно, даже путём репрессий (к примеру, коллективизация сельского хозяйства). Однако результаты их труда действительно впечатляли.

Ровно через 20 лет после Октябрьской революции, в 1937 году СССР стал крупнейшей мировой промышленной державой. По объёму выпускаемой продукции страна вышла на первое место в Европе и второе после США место в мире. В годы первых советских пятилеток вступило в строй более 4500 новых предприятий — ДнепроГЭС, ГАЗ, многочисленные машиностроительные заводы и химические предприятия, начато освоение нефтяных месторождений Урала и Сибири, построены целые промышленные города вроде Магнитогорска или Комсомольска-на-Амуре. При этом надо заметить, что более 80% промышленной продукции давали именно новые предприятия, построенные уже при Советской власти.

Значительно возросло и материальное положение советских людей — национальный доход СССР за 20 лет вырос более чем в три раза, примерно на столько же поднялся общий уровень жизни. Была создана мощная и всеобъемлющая система здравоохранения, охватившая самые дальние уголки державы. Она позволила не только значительно улучшить здоровье граждан, но и фактически уничтожить многие опасные болезни, которые до революции уносили десятки тысяч жизней простых людей, — тиф, чуму, корь и т.д.

Одновременно произошла мощная культурная революция. В кратчайшие сроки была ликвидирована безграмотность населения (до революции не умели читать и писать почти 60% жителей страны!). Были открыты тысячи новых школ и вузов, где возможность получить бесплатное образование имел любой гражданин, независимо от его социального, национального или какого-либо ещё происхождения. К 1940 году людей с высшим образованием насчитывалось порядка 10 миллионов, что как минимум в пять раз превышало аналогичные показатели дореволюционного времени...

Все эти преобразования во многом помогли нашему народу выдержать жестокие испытания Великой Отечественной войны, которая убийственным катком прошлась по нашей стране. По многим экономическим показателям мы снова оказались отброшенными на десятилетия назад, плюс ко всему сказывались страшные человеческие потери, когда было полностью выбито целое поколение молодых людей — в основном 1918 — 1925 годов рождения.

Однако власть снова оказалась на высоте! В результате предпринятых мер уже в конце 1947 года были отменены продуктовые карточки военного времени, из года в год начали снижаться цены как на продовольствие, так и на товары широкого потребления. И вообще, уровень жизни народа рос буквально не по дням, а по часам. Об этом свидетельствует бурный рост средней продолжительности жизни рядового российского гражданина — с 47 лет в 1945 году до 57 в 1956-м (к моменту падения советской власти в 1990 году эта цифра достигала уже 72 лет).

Буквально за два послевоенных года практически полностью восстановили разрушенную хозяйственную инфраструктуру западных районов страны. А к 1950 году общий объём промышленного производства в СССР превзошёл довоенный уровень на 73%! Одновременно развивался научно-технический прогресс, в котором наша страна занимала самые передовые позиции. И речь шла не только о плановом и регулярном обновлении производства (что в СССР было не в диковинку, а обычной практикой), а о принципиально новых направлениях человеческих знаний и достижений.

Лучше всего этот процесс обрисовал известный физик-ядерщик, академик Юлий Борисович Харитон, слова которого недавно процитировал в своём письме наш читатель, ветеран советской атомной промышленности Владимир Елесин:

«Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом моя страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой. Через восемь лет после войны первой в мире создала и испытала водородную бомбу, через 12 лет — запустила первый спутник Земли, а ещё через четыре года впервые открыла человеку дорогу в космос».

Всё ниже, и ниже, и ниже...

Таким образом, Советская власть вывела нашу страну в число самых развитых государств мира — по промышленному объёму мы уступали лишь США и Европе, обладали одной из лучших систем образования и здравоохранения, а продукции наших оборонных предприятий, нашим космическим программам вообще не было равных...

Да, в Советском Союзе были проблемы с однопартийной политической системой, которая нуждалась в реформации. Особенно, как я уже писал, это касалось правящей элиты, которая быстро растеряла всю идейность и боевитость своих предшественников. Разложение партии отражалось и на экономической ситуации в стране, особенно в последнее десятилетие перед развалом. Но, спрашивается, разве для этого обязательно было громить все безусловные советские достижения? А ведь у нас в итоге либерально-демократических реформ, случившихся после августа 91-го года, произошёл именно разгром...

Вот что по этому поводу пишет политолог и историк Александр Окороков:

«За последние 20 лет объём экономики России сократился на 40%! Внутренний валовой продукт снизился более чем десятикратно: с 2,5 триллиона долларов в СССР до 170 миллиардов в год в РФ накануне 2000 года. Удельный ВВП на душу населения упал с 10 тысяч долларов в 1980-е годы до нынешних 1200 долларов в год, то есть в восемь раз! 84% сельских хозяйств России нерентабельны, производство сельхозпродукции упало вдвое и более.

За период с 1991-го по 2009 годы вдвое сократилось производство в промышленности: такой ущерб в несколько раз превышает разорение страны в годы Второй мировой войны...».

Да что там говорить — исчезли целые отрасли экономики!

Но промышленность не только сокращается, она стремительно устаревает, ибо в обновление производства практически ничего не вкладывается. По отдельным направлениям эта цифра достигает 60-70%, в том числе и в оборонной промышленности, где фактически исчезли целые производственные комплексы и конструкторские бюро, из-за чего страна сегодня вынуждена закупать некоторые виды вооружения за рубежом. Примерно ту же картину можно наблюдать и в коммунальной инфраструктуре, где общий износ систем теплоснабжения составляет больше 70%!

Сейчас можно смело утверждать, что полностью разрушено когда-то передовое советское образование — научные изыскания фактически не финансируются, талантливые учёные бегут за границу, а учёные степени и вузовские дипломы свободно продаются и покупаются. Наше образование уже не котируется даже во многих странах «третьего мира», где когда-то считали за честь учиться в советских вузах.

Что же касается состояния системы здравоохранения, то её наглядно характеризуют следующие цифры: по уровню медицинского обслуживания среди 208 стран мира мы сегодня занимаем позорное 130-е место, а по уровню жизни — 148-е (находимся среди отсталых стран Азии и Африки). Не удивительно, что средняя продолжительность жизни у нас фактически скатилась до уровня начала 50-х годов. Как прямое следствие этих процессов, стремительно сокращается общая численность населения России.

По подсчётам специалистов, всего за годы демократических «реформ» Россия, из-за падения уровня жизни и плохого медицинского обслуживания, лишилась около 22 миллионов человек. Цифра сопоставима с самыми страшными потерями — военного времени...

А ещё наблюдается ужасающая деградация нравственной основы общества.

Как заметил по этому поводу режиссёр Станислав Говорухин, у нас абсолютное большинство людей считают себя православными христианами и носят на шее кресты, только вот уровень нравственности в таком «христианском» обществе ниже, чем в атеистическом советском...

... Вот какой страшной ценой обернулась трусость и бездарность ГКЧП! Кстати, один из его членов несколько лет назад с гордостью заявил журналистам о том, что он очень гордится тем, что ни у него, ни у его товарищей «крови на руках» нет. Мол, мы не пошли на насилие, уступив власть «восставшему народу».

Где он увидел «восставший народ», я так и не понял. Видимо, он имел в виду те несколько тысяч демократических активистов, которые собрались возле Верховного Совета в поддержку Ельцина. Но разве это был весь советский народ?!

Ведь нигде более в «защиту демократии» никто так не и поднялся! В той же Москве события разворачивались лишь рядом с Верховным Советом. В провинции всё было тихо и спокойно. Мало того, многие – думаю, что вообще большинство советского народа – с пониманием относились к введению чрезвычайного положения (об этом сегодня, хоть и с очень большой неохотой, пишут даже либеральные журналисты). Включая и мятежные союзные республики, где до того были очень активны местные националисты.

После ГКЧП все эти нацики как-то сразу трусливо присмирели. На Украине они, например, от страха спрятались так, что их долго потом не могли найти даже близкие родственники. А в Грузии тамошний главный нацик Звиад Гамсахурдиа и вовсе присягнул ГКЧП, заверив Москву, что «грузины будут навеки с великим русским народом». Взбунтовался только глава Литвы Витаутас Ландсбергис, отказавшись признать введение чрезвычайного положения, но он на тот момент был только один такой...

О чём всё это говорит? Да о том, что на руках у ГКЧП был мощный кредит доверия, как со стороны всего народа, так и со стороны правящей элиты. Но, увы, ГКЧП оказался недостойным такого доверия. А его нынешние заверения о «чистоте рук»... Так это из той самой поговорки, согласно которой благими намерениями очень часто дорога мостится прямо в ад.

Этот ад нам и приготовили после развала Советского Союза...

Кстати, Советский Союз распадался отнюдь не бескровно, как о том нередко любят говорить наши либералы. В реальности крови было очень много! Войны в Карабахе, Приднестровье, Чечне, Абхазии, Таджикистане – сотни тысяч убитых и раненых. Это не считая миллионов беженцев и жертв других, менее известных этнических чисток...

Мало того, эти войны продолжаются до сих пор: нынешняя битва за Донбасс является одним из последствий распада СССР, ставшего возможным лишь благодаря преступной трусости ГКЧП.

Наглядный  урок  китайского

Бывший генерал КГБ Николай Леонов как-то сказал в разговоре со мной:

– Кстати, в аналогичной ситуации китайское руководство в 1989 году разогнало студенческую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь, сохранив тем самым своё общество и государство от развала. А наши…

И действительно, в конце 80-х годов китайские коммунисты затеяли свою перестройку. Но они оказались мудрее советских коллег. Прежде чем приступить к преобразованиям, китайцы внимательно изучили опыт ряда стран, где идеи социализма успешно сочетались с рыночными отношениями (Югославия, Венгрия, Польша).

Часть общественности Китая восприняла эти реформы как призыв не только к экономическим, но и к политическим преобразованиям. Раздались требования дать «свободу слова», «свободу собраний», обеспечить «многопартийность»...

Однако китайские коммунисты видели, к чему такого рода «демократия» привела в социалистических странах Восточной Европы. И 4-го июня 1989 года на пекинскую площадь Тяньаньмэнь вошли танки, которые разгромили массовый митинг студентов-оппозиционеров. Погибли сотни человек, и «китайская перестройка» на этом закончилась.

Конечно, жертвы были большими. Но трагическая гибель этих людей, возможно, предотвратила гибель миллионов других, случись в Китае победа местных демократов – «достижения» наших либералов, победивших в 1991 году, наглядное тому подтверждение...

Но самым наглядным подтверждением правильности действий «китайского ГКЧП» стало небывалое развитие Китая, который совершил мощнейший рывок, сопоставимый разве что с рывком сталинского СССР в 20-40-е годы.

На сегодняшний день Китай – это по сути первая экономика мира, он превратился в мировую фабрику по производству всего и вся – только в 2009 году в китайскую промышленность было привлечено иностранных инвестиций почти на 90 миллиардов долларов. Это почти столько же, сколько за то же время зарабатывала вся наша «нефтянка». Наш российский ВВП составляет едва ли половину от аналогичного показателя Китая – хотя 20 лет назад, в дни нашего ГКЧП, ситуация обстояла ровно наоборот.

Таким образом, становится понятной главная причина небывалых успехов коммунистического Китая и стагнации «либеральной» России. Всё дело в правящих элитах, в их целях и нравах. Если китайские «красные» руководители оказались настоящими патриотами своей Родины и не побоялись в критический момент пойти на пролитие малой крови, чтобы предотвратить кровь большую, то вожди КПСС думали лишь о своём собственном благополучии.

Поэтому мы имеем то, что имеем...

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика