Живи, душа народная

1

8782 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 48 (апрель 2013)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Щербаков Александр Илларионович

 

Живи, душа народнаяКогда я спросил заслуженного работника культуры России Владимира Ковальчука, много лет отдавшего развитию Государственного центра народного творчества в Красноярском крае, насколько ныне актуальны проблемы сохранения образцов фольклора, традиционного народного искусства, он ответил однозначно:

Они  сверхактуальны. – И добавил: – Не только для нас. ЮНЕСКО сформулировало эту задачу для народов всего мира: сохранение нематериального духовного наследия…

И, думается, не случайно. Ибо речь о непреходящих ценностях – об основах национальных культур, которые, вместе с языком, определяют своеобразие каждого народа. Многие культурологи, социологи сегодня озабочены тем, что теряется преемственность традиционных форм российской, особенно русской культуры и её стержня – культуры художественной. Недостаёт усилий власти и общества, чтобы обеспечить эту преемственность. К сожалению, и некоторая часть творческой интеллигенции относится к ней по снобистски, считая «устаревшей».

В былые времена, когда в аграрной России естественно существовал сельский фольклор, народная песня, танец, проблема не стояла столь остро.

Поэты, композиторы черпали вдохновение из этих истоков. Великий Глинка говорил даже, что музыку создаёт народ, а мы её только аранжируем. И это не было преувеличением. Что-то подобное могли сказать и Бородин, и Чайковский, и Мусоргский…

В советские годы народное искусство поощрялось властями и на местах, и в центре. Достаточно вспомнить создание первого сценического народного хора имени Пятницкого. По рассказам ветеранов, без него не проводилось ни единого значимого концерта. В случае срочного выступления, если хористы были в отпусках, их по личному распоряжению Сталина собирали самолетом по стране и свозили на сцену. Вслед за хором Пятницкого появилась ещё дюжина государственных  народных хоров – Волжский, Кубанский, Северный, Уральский, Сибирский… Они гастролировали, постоянно звучали по радио. Мы просто купались в народной музыке, песне, которые окружали нас. Их пропаганда была государственным делом. Все знали имена Левашова, Захарова, Христиансена – «отцов» школы народного искусства.

И вот наступили времена постсоветские. Мощнейшим средством влияния на души стало телевидение. Многоканальное, круглосуточное. Но что там в основном пропагандируется?  Рок, рэп, шейк, брейк… И дети впитывают это. И молодое поколение уже к народной музыке относится с пренебрежением. Конечно, живо ещё классическое наследие. Но и оно не доходит до масс.

Недаром мастера культуры бьют тревогу. Ещё покойный Георгий Свиридов сказал псевдоноваторам от искусства: «Возврат к национальным корням – вот истинная новизна для нашего времени». Но к нему мало кто прислушался. Не хватает и литературы, ярких публикаций на сей счёт. Государственный российский центр фольклора выпускает свой журнал, но этого явно недостаточно. Фольклористы ждут от властей большей заботы о возвращении традиционной художественной культуры. Ведь не секрет, что без опоры  на неё, без осознания глубин национального духа невозможно воспитание у молодёжи любви к Отечеству. Не на субкультуре же воспитывать эту любовь, без которой не стоит ни одно государство. Это было ясным ещё для Платона, сказавшего: «Никто не должен петь, играть и танцевать несообразно с народными обычаями. Это очень опасно для  устоев государства». Древние понимали, а  мы…

Впрочем, в стране, особенно в глубинке, не перевились ещё энтузиасты наподобие Владимира Ковальчука, ветерана «культурного фронта», который передав руководство Центом народного творчества в руки молодых, сосредоточился на методической, организационной работе. Много хорошего здесь идёт от инициативы снизу, главное – вовремя её поддержать. Не без участия Центра минувшим летом провели уже 8-й Международный фестиваль этнических культур. Он проходит в Шушенском, собирает гостей из края, соседних регионов, из-за рубежа. Тысячи людей. И на протяжении трёх  дней идёт представление. Действо. Притом особо ценится истинно народное искусство, самое корневое, вроде тувинского горлового пения, шотландской волынки или нашего русского многоголосья. И когда смотришь, слушаешь народных мастеров, невольно приходит мысль: почему бы нам не превратить это в национальный конкурс «Российсковидения»? Пусть на Евровидении будут свои кумиры,  а здесь свои, и всем станет ясно, что народная культура жива.

Впрочем, и тот фестиваль, что проходит в регионе при поддержке центральной, краевой и муниципальной власти, пусть живёт и здравствует. У местных попечителей культуры зреет ещё мысль возродить краевой фестиваль фольклора, что проводился ранее. А пока коньком остаётся детский Фестиваль традиционной народной художественной культуры «Из века в век». Он необычайно популярен у детей и взрослых. Центр народного творчества совместно с краевым Минобразования проводят его ежегодно.

В работе с молодёжью дела поскромнее. Но открыто отделение народного хора в Красноярской академии музыки и театра, руководимое профессором Н.Шульпековым, действуют созданные им же молодёжный и детский фольклорные ансамбли в училище искусств, есть и другие.

Встаёт вопрос, где брать репертуар для подобных коллективов. В стране с этим туговато, поэтому Центр пытается сам заниматься издательской работой. Среди новинок – «Золотые россыпи народной песни России», 2 тома большого формата. Автор и менеджер проекта  В.Ковальчук. Но труд коллективный. Стремясь собрать лучшее из разных уголков страны, красноярцы обратились к фольклористам Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Новосибирской консерваторий и других вузов. Они откликнулись, охотно выслали свои материалы, ибо у них проблем с изданием не меньше. Получилось 80 авторов, среди них известные искусствоведы – профессора В.Щуров, И.Гилярова (Москва), Т.Рудиченко (Ростов), Е.Аркин (Омск), много практиков. В 1-м томе представлено более 1000 народных песен из 55 регионов России.  Кстати, такой общероссийский сборник  вышел впервые.

Многое строилось на энтузиазме. Первый том издан полностью на деньги спонсоров.  На обращение Владимира Ковальчука откликнулись более 20 меценатов. Издательство, печатная база – местные. Второй том формировали, исходя из репертуарных задач с использованием работ подвижников фольклора от покойных М.Пятницкого, В.Левашова до ныне здравствующего общенародного любимца В.Захарченко (Кубанский казачий хор) и других. К изданию тома  пригласили  ряд общественных организаций, соучредителями стали властные структуры и профильные вузы ряда регионов, меценаты. И получился общий московско-ростовско-оренбургско-сибирский фолиант. Тираж поделили.  Налицо – добрый пример кооперации образованной периферии  и поклон духовным корням.

С помощью энтузиастов и меценатов в крае также изданы антологии красноярской песни, фольклора приенисейского края, сборники песен о родине «Я люблю тебя, Россия», «Песни о российской деревне 20-го века». Издаются книжечки, представляющие традиционную культуру конкретных районов края, Канского, Минусинского, Каратузского. Специалисты спешат  увековечить то,  что деревня  несла с собой веками, питая народный дух. Не зря говорят, что песня – душа народа. Так живи, народная душа!

Думается, с принятием программы патриотического воспитания, в стране появится и  чаемая фольклористами общая концепция развития народной культуры и необходимая её  государственная поддержка. И в органах власти, и в обществе растёт понимание, что традиционная национальная культура – мощное идеологическое оружие, а сохранение нации – насущная проблема, которую невозможно решить без возвращения к народным корням, к духовным истокам.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2013/04/19, 10:22:15
Очень жизнерадостная статья ! с огромным оптимизмом! Удачи, друзья!

"Думается, с принятием программы патриотического воспитания, в стране появится и чаемая фольклористами общая концепция развития народной культуры и необходимая её государственная поддержка. И в органах власти, и в обществе растёт понимание, что традиционная национальная культура – мощное идеологическое оружие, а сохранение нации – насущная проблема, которую невозможно решить без возвращения к народным корням, к духовным истокам." - полностью согласна!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов