Анатолий Софронов: Дон мой…

-23

1041 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 143 (март 2021)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Головкин Николай Алексеевич

 
Софронов.jpg

110 лет со дня рождения русского советского поэта, драматурга, сценариста, публициста, переводчика, общественного деятеля Анатолия Владимировича Софронова (1911–1990).

 

Софронов, который более 30 лет провёл на посту главного редактора журнала «Огонёк», успевал много времени уделять творчеству. Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, пьес и киносценариев.

Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат двух Сталинских премий в области литературы и искусства (1948, 1949), Государственной премии РСФСР (1973).

Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен.

Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

«…с именем Анатолия Софронова, – подчеркнул председатель Московской организации Союза писателей России В.И. Гусев на вечере памяти Анатолия Владимировича, прошедшем в ЦДЛ в 2006 году, – неизбежно ассоциируется слово и понятие русский. Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».

 

***

 

Уроженец Минска, донской казак по происхождению, свои детство и юность Анатолий Владимирович провёл в станице Усють-Медведицкой (ныне – город Серафимович), а затем, до 1921 года, в Новочеркасске. С 1921 года Софронов в Ростове-на-Дону, где он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны.

Из «Автобиографии»:

 

Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества – все это дорого и близко, как дорог нам «Тихий Дон» Шолохова, его «Поднятая целина», соединившие в одно целое литературу и жизнь.

 

Всю жизнь, до последнего своего часа, Софронов гордился тем, что семнадцатилетним парнишкой пришёл на завод «Сельмашстрой». Так назывался тогда будущий гигант Отечественного сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш», который ещё только строился, и Анатолий, вместе со всеми, участвовал в этой стройке, участвовал в сборке первых советских комбайнов. Софронов около шести лет работал здесь слесарем, фрезеровщиком. Получил серебряный значок «Лучшему ударнику Ростсельмаша». Вспоминая те годы, Анатолий Владимирович, с благодарностью писал, что «Ростсельмаш» стал для него «хорошей школой жизни».

Здесь, в заводской многотиражке «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 году появились его первые стихи, очерки и заметки, проходило становление Софронова как поэта и журналиста.

А путёвку в большую литературу, как вспоминала вдова поэта Эвелина Софронова, Анатолию Владимировичу дал Алексей Максимович Горький, побывавший в те годы на заводе. После его благословления свой литературный путь рабочий-фрезеровщик завода «Сельмашстрой» Софронов начал со стихов о станках.

 

***

 

В 1930 году на литературном вечере в Ростове-на-Дону Софронов впервые встретился с Михаилом Александровичем Шолоховым. Он уговорил молодого человека продолжать развивать своё литературное творчество. В 1931 Софронов поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ), который окончил в 1937 году.

Летом 1938 года, когда по заказу Ростовской студии кинохроники принимал участие в съёмках документального фильма о Шолохове, Софронов близко с ним познакомился. Позже он неоднократно бывал в Вёшенской, дружил с Шолоховым.

…В 1934 Анатолий Софронов как посланец рабочей литературной смены участвовал в Первом съезде советских писателей, где вновь встретился и ближе познакомился с Горьким.

В этом же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». Начинающего поэта приняли в Союз писателей СССР.

Из «Автобиографии»:

 

Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную, – вспоминал об этом времени Анатолий Владимирович. – Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух. В ту пору я работал на заводе «Ростсельмаш». Здесь была создана литературная группа. Писали мы о том, что видели, что строили и чем жили. Мы многого тогда ещё не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!

 

***

 

Великую Отечественную войну Софронов прошёл в звании «писатель армейской газеты». С первых её дней находился на Западном фронте: работал в армейской газете «К победе!» 19-й армии И. Конева.

В конце августа по заданию редакции Софронов выехал в Москву в типографию «Красной звезды», попал под бомбёжку, был тяжело ранен, оказался сначала в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе.

Большинство же воинов 19-й армии, почти все сотрудники редакции её газеты погибли в окружении под Вязьмой.

Софронов вновь отправился на фронт. С осени 1942 года и до конца Великой Отечественной он был специальным корреспондентом газеты «Известия».

Одной из самых памятных стала его командировка в брянские леса к партизанам – после этого появились знаменитая песня «Шумел сурово брянский лес»:

 

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.

 

Тропою тайной меж берёз

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нёс

Винтовку с пулями литыми.

 

В лесах врагам спасенья нет.

Летят советские гранаты.

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!

 

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

(1942)

 

Из «Автобиографии»:

 

Кроме работы в газете, – вспоминал Анатолий Владимирович, – писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 нояб. 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес».

 

Теперь эта песня – гимн Брянской области.

 

«…До нашей армии, преодолев все расстояния, дошли две замечательные песни Софронова “Шумел сурово брянский лес”, “Ростов-город”, – вспоминал писатель Виталий Закруткин. – Мне много раз доводилось слушать, как задушевно поют эти песни уставшие от боёв солдаты, как на лесных полянах, на горных перевалах Главного Кавказского хребта, на маршах и на отдыхе повторяют они под баян или гитару слова полюбившихся им песен…».

 

…Среди лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне – «Бессмертник»:

 

Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растёт на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок – бессмертник.

 

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

 

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его тёмною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

 

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да всё было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

 

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулемётом;

И он не ушёл, и они не ушли –

Полроты фашистской пехоты.

 

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить –

Суровой победы свидетель.

 

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сбиваемый ветром.

 

***

 

14 февраля 1943 года, когда от фашистских захватчиков был освобождён Ростов-на-Дону, в штабе Южного фронта произошла судьбоносная для Софронова встреча с драматургом Александром Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения.

В 1948 году Софронов удостоился Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе», которая шла в театре имени Моссовета.

Из «Автобиографии»:

 

После войны, в 1945 году, написал первую свою пьесу «В одном городе». Никогда не предполагал того великого ощущения радости творчества, которое я испытал, услышав наконец пьесу со сцены… Я понял, что драматургия – это такая властная сила, что уйти от неё невозможно.

 

В 1949 году Анатолий Владимирович вновь удостоился Сталинской премии, но уже первой степени, за пьесу «Московский характер», поставленную в Малом театре.

Софронов – автор более 40 пьес: «Карьера Бекетова» (1948), «В наши дни» (1952), «Сердце не прощает» (1954), «Деньги» (1955), «Человек в отставке» (1956), «Стряпуха» (1957-1958), «Миллион за улыбку» (1958), «Стряпуха замужем» (1961), «Судьба-индейка», «Берегите живых сыновей» (обе – 1963), «Павлина» (1964), «Не верьте мужчинам!», «Лабиринт» (обе – 1968), «Цемесская бухта», «Наследство» (обе – 1969), «Странный доктор» (1970), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом», «Власть» (обе – 1974), «Песня жизни», «Гиганты» (обе – 1976), «Земное притяжение» (1977), «Стряпуха-бабушка» (1978), «Срок давности» (1981), «Катаракта» (1982), «Операция на сердце» (1984)… Эти и другие постановки на сценах театров нашей страны принесли Софронову широкую известность.

По его сценариям снимали кино. Особо нравилась советскому зрителю кинокомедия «Стряпуха». Главную роль в ней сыграла Светлана Светличная.

 

***

 

В 1953-1986 годах Софронов – главный редактор популярного советского журнала-еженедельника «Огонёк».

Он сумел сплотить вокруг него основные творческие силы страны. Он сумел сделать этот журнал школой просвещения и мобилизации советских людей на ратный, созидательный труд. Старшее поколение страны ещё помнит прижизненные вечера Софронова – переполненные залы и очереди на подписку «Огонька».

Именно при Софронове в «Огоньке» впервые регулярно появлялись репродукции картин из золотого собрания Третьяковской галереи. Бережно вырезанные из журнала, они украшали дома многих советских людей. Так Софронов популяризировал русскую живопись.

В апреле-июне 1954 года именно в «Огоньке» у Софронова начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова. Отношения у Софронова с Шолоховым в это время более чем коротки.

Первая же книга романа, как известно, была опубликована в начале 1930-х в «Новом мире». Но теперь Твардовский медлил публиковать у себя вторую книгу «Поднятой целины». Из-за этого Михаил Александрович даже вышел из редколлегии «Нового мира».

В 1970-е, после получения Шолоховым Нобелевской премии (1965), начинается расцвет «шолоховедения» в СССР. И немалая заслуга здесь Софронова. Именно при нём в «Огоньке» регулярно публикуются К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и другие талантливые советские «шолоховеды», многие из которых были с Дона.

 

«…Софронов был одним из близких друзей Шолохова, образ которого не раз возникал в его стихах и поэмах; он много сделал для того, чтобы до читателей доходила правда о Шолохове и его книгах, – пишет литературовед П.В. Бекедин. – В статьях и очерках Софронов о Шолохове («Бессмертник. Эпопея народной жизни», 1957; «Шолоховское», 1958; «Годы прощаний и встреч», «После “Поднятой целины”», обе – 1960; «Над бесценными рукописями “Тихого Дона”», 1961; «Волны “Тихого Дона”», 1964; «В гостях у Шолохова», 1972; «У Лебяжьего яра», 1973; «Пора сенокоса», «Дон тихий…», обе – 1974; «Вёшенская в цвету», 1975; «Орлиный полёт», 1983 и «Вечной памяти Михаила Шолохова», 1984), которые объединены общим названием «Шолоховское» (позже: «Годы прощаний и встреч»), содержится так много ценного в биографическом и историко-литературном плане, что они занимают особое место в литературе, посвящённой жизни и творчеству Шолохова. В творчестве Софронова, начиная с 1930-х, всегда присутствовал «шолоховский» элемент, не сводимый, разумеется, лишь к донскому, казачьему колориту. Софронов, состоявший в переписке с создателем «Тихого Дона» (см.: Шолохов М.А. Письма. М., 2003), стал автором вступительной статьи к фотоальбому «Шолохов» (М., 1985; автор-сост. Э.С. Софронова, супруга Софронова), изданному к 80-летию со дня рождения М.А. Шолохова».

 

Заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», где публиковались рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи. «Библиотечка» стала «важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны».

 

***

 

Особого разговора заслуживают песни на стихи Анатолия Софронова. В советские годы его песни только о главном – лирические, патриотические – пела вся страна. Они вошли в репертуар знаменитых ансамблей. Телевидение и радио скрашивали ими наш досуг. Они звучали в каждом доме, сопровождали людей и в радости, и в печали. Зная слова песен, их пели в семьях во время застолий.

Названия песен можно перечислять и перечислять: «Как у дуба старого», «Цветут сады зелёные», «Ростов-Дон», «Споём, товарищи», «Пять пуль», «Краснотал», «Казачья круговая», «Голубое донышко», «Под клёнами», «Через мост», «Три внука», «Да здравствует юность», «Дай руку, товарищ далёкий», «Расцвела сирень», «По-за Днепром», «От Волги до Дона», «Дон мой», «При долине куст калины», «Матросское сердце», «Курская дуга», «Склонилась ивушка», «Любовь с полынной горечью», «Любовь, как лодочка», «Ах, эта красная рябина», «Где-то ветер стучит проводами по кровле», «Твой солдат», «Любовь моя, моя Россия»…

 

«Песни его – это, вообще, драгоценный пласт, – писал земляк-ростовчанин, собрат Анатолия Софронова по перу Анатолий Калинин. – И казачество, в том числе, и в первую очередь донское, должно быть благодарно ему за то, что он первым, как говорится, за плугом шёл, распахивая эту тему, за чепиги этого плуга держался».

 

***

 

«…В песнях на стихи Софронова, – отмечает певец Геннадий Каменный, – присутствует патриотизм, лиричность, человечность и какая-то нежность».

Наверное, именно поэтому до сих пор многие из его песен не забыты. Несмотря на торжество попсы, они звучат в эфире радиостанций, передаются по телевидению, живут в наших городах и деревнях.

Песни «Ах, эта красная рябина» (её пели многие, но страна запомнила эту песню именно в исполнении Нани Брегвадзе!), написанная Анатолием Софроновым в содружестве с композитором Семёном Заславским и исполненная Нани Брегвадзе, а также «Твой солдат», написанная в содружестве с композитором Вадимом Гамалеей и исполненная Юрием Богатиковым вошли в «1000 лучших песен России» (1997–2007).

Песня «Ростов-город, Ростов-Дон» (музыка Матвея Блантера), написанная в 1941 году, стала гимном Ростова-на-Дону:

 

Мы жили в этом городе,

Дружили в этом городе,

Ходили в этом городе гулять.

Как шли мы с разговорами,

С гитарой, с переборами,

Любили мы подружкам напевать:

 

Припев

Ростов-город, Ростов-Дон,

Синий звёздный небосклон,

Улица Садовая,

Скамеечка кленовая,

Ростов-город, Ростов-Дон.

 

Пришла война суровая,

Зажгла огни багровые,

Хлебнули мы свинцового дождя.

И, оставляя город наш,

Любимый, светлый город наш

Мы в сердце уносили, уходя…

 

Припев

 

Но вот вернулись снова мы,

Давя врага подковами,

Сметая каски вместе с головой.

Наш город – слава новая,

Наш город – жизнь суровая,

Идем мы вновь знакомой

мостовой.

 

…Удивительное дело – песни Софронова поёт и нынешнее поколение! А у старшего поколения и от воспоминаний, и от переживаний, и от радости, что песни поют и ныне, наворачивались слёзы на глаза.

Когда звучат песни на слова Анатолия Софронова, нередко, правда, можно слышать нынче:

– Чьи слова?

– Народные!

Так, не только слушатели, но и многие профессиональные и народные исполнители не подозревают, что популярная «народная казачья» песня «Шёл казак на побывку весной…» («Казак») появилась на свет после Великой Отечественной, в 1946 году, стихи написал Анатолий Софронов («Через мост»), а музыку Михаил Фрадкин.

Как и полагается песням выдающегося мастера, они живут уже своей жизнью.

 

Художник: Александр Шилов

   
   
Нравится
   
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Омилия — Международный клуб православных литераторов