Александр Куприн

15

1981 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 149 (сентябрь 2021)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Куприн.jpg

Куприн Александр Иванович – русский писатель и переводчик. Его творчество – одно из наиболее ярких событий в русской литературе начала прошлого века.

Он обладал ярким, самобытным талантом. В его книгах, которые вошли в золотой фонд русской литературы, отражена жизнь различных слоёв российского общества. Творчество писателя привлекает нас глубочайшей человечностью, богатством наблюдений, любовью к жизни. Притягательная сила его дарования состоит в удивительной жизненности повествования, яркой образности, в естественности и непринуждённости языка.

На страницах его произведений перед нами проходит целая галерея разнообразных персонажей – среди них: офицеры, уличные артисты, чиновники, писатели, черноморские рыбаки.

К.Г. Паустовский не без основания писал: «По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только литературную консерваторию, но и несколько литературных академий».

«Куприн – талант яркий, здоровый», – говорил о нём Максим Горький.

 

Биография Александра Ивановича Куприна похожа на роман приключений.

Родился он 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии. Семья Куприных лишилась отца, когда Александру был всего один год. С этого времени жизнь семьи была полна лишений и скитаний. После окончания военного училища в 1890 году Куприн направляется на военную службу в чине подпоручика.

В 1894 году он уходит в отставку и приезжает в Киев. После ухода из армии он переменил множество различных профессий.

Жизненный материал у него был огромный. Пережитое при всей её неизбежной пестроте восстанавливалось в творческом воображении писателя как мозаичная, но внутренне единая картина. Многие его герои имеют прототипы в самой жизни. Писатель неоднократно отмечал их автобиографичность, достоверность характеров и эпизодов.

В рассказе «Дознание» автор нарисовал образ гуманного офицера Козловского, который проявляет сочувствие к солдату, приговоренному к экзекуции.

Имя Александра Ивановича стало популярным в России после появления его крупной повести «Молох». В основу повести «Молох» положены личные наблюдения писателя. Он видел страшную нищету в рабочих бараках, стихийные бунты рабочих против их бесчеловечной эксплуатации.

Имя бога солнца в религии Карфагена и Феникии – Молоха дано повести не случайно. В произведении звучит беспощадная критика античеловеческой сущности капитализма. Огненно-кровавым чудовищем кажется завод инженеру Боброву: «Вот, он – Молох, требующий тёплой человеческой крови!» В центре повести – конфликт инженера Боброва и владельца завода Квашнина, олицетворяющего собой силу Молоха.

В этот период наряду с художественной прозой Куприн создаёт множество публицистических очерков, в которых даёт острые зарисовки городского быта.

 

В повести «Олеся», в рассказах «Лесная глушь», «Оборотень» писатель противопоставляет «естественного человека из народа» эгоистическому миру буржуазной цивилизации. В этих произведениях он выступает как замечательный художник-пейзажист, для которого природа обладает огромной животворящей силой.

Тема любви в произведениях Куприна нередко обретает трагическое звучание. По его мнению, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Именно любовь даёт возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Во многих повестях и рассказах Куприна она составляет единственный смысл человеческой жизни. Он писал о любви – трагедии, любви – тайне, не подвластной расчётам и компромиссам. Любовь, как правило, на страницах его книг бескорыстная и самоотверженная. При этом герои произведений или гибнут, или довольствуются неразделённой любовью и обречены на страдания.

Сам писатель говорил: «Любовь – это самое яркое и непонятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

 

Гуманизм Куприна ярко проявляется в рассказах: «В цирке», «Белый пудель», «В зверинце», «Лолли», «Пиратка», в которых писатель, сохраняя веру в человека, с любовью и сочувствием изобразил людей из народа.

В 1905 году писатель создаёт своё самое лучшее произведение – повесть «Поединок», которая заняла одно из видных мест в русской литературе.

Военной тематике посвящены также рассказы: «Ночлег», «Поход», «Штабс-капитан Рыбников», «Ночная смена», «В казарме», «С улицы».

В начале двадцатого столетия Куприн создал замечательный цикл очерков «Листригоны», где описывает труд и жизнь балаклавских рыбаков. В них он воспевал романтику подвига, борьбу человека со стихией, поэтизировал людей, живущих на лоне природы.

Изображение картин природы и человека находится у него в органической и неразрывной связи, передающей представление об их гармонии. Природа у него является воплощением естественности и красоты. Семантическая нагрузка пейзажных описаний определяется особенностью мироощущения автора:

 

«Ветер к ночи совсем утих, и чистое, безлунное, синее небо играло серебряными ресницами ярких звёзд. Было призрачно светло от того голубоватого фосфорического сияния, которое всегда излучает из себя свежий, только что улегшийся снег…»

(«Чёрная молния»)

 

«Магнолии с их твёрдыми блестящими, точно лакированными, листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз свои тяжёлые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами… – всё это не переставало поражать своей цветущей прелестью наивную душу мальчика».

(«Белый пудель»)

 

«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле…

На обсохших сжатых полях, на колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившись, деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья».

(«Гранатовый браслет»)

 

Элементы пейзажа включены автором и в прямую речь героев его произведений.

Тема возвышенной, чистой любви к женщине занимала значительное место в творчестве писателя.

Этой теме посвящена повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» и др.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой описывает жизнь проституток в публичных домах. Это скорее набор эпизодов и зарисовок, посвящённых жизни обитательниц публичного дома. Автор показывает нам жизнь этих несчастных женщин во всей её чудовищной «простоте».

А в 1917 году вышла из печати его повесть «Звезда Соломона», в которой он рассматривает вопросы о роли случая в человеческой судьбе и свободе воли.

В 1919 году Куприн уехал в Финляндию, а затем во Францию. Находясь в эмиграции, он создал роман «Юнкера», повести «Колесо времени» и «Жанета», целый цикл рассказов.

В 1937 году писатель вернулся на родину. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн умер. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов