«Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен». Памяти Николая Заболоцкого

10

1797 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 150 (октябрь 2021)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Заболцкий.jpeg

Николай Алексеевич Заболоцкий – выдающийся русский поэт, прозаик, переводчик, человек нелёгкой судьбы. Член Союза писателей СССР. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Его творчество обогатило отечественную поэзию, особенно в философской лирике.

Мастерство Заболоцкого как поэта отличается большим разнообразием, зависящем от темы и содержания произведений. В его стихах мы видим философско-лирические размышления о добре и зле, о природе и человеке, о гармонии и человеческих отношениях. Истина жизни, верность объективной действительности – руководящие эстетические принципы автора.

Он создал ряд лирических произведений, с глубокой искренностью и прямотой передающие его затаённые чувства и переживания. Наиболее ярко по глубине и силе выражений выделяются стихотворения: «Признание», «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Вечер на Оке», «На закате», «Ночной сад», «Где-то в поле возле Магадана», «Клялась ты до гроба…», «Гроза», «Слепой».

 

«Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь!» – писал Николай Алексеевич.

 

Родился он вблизи Казани 24 апреля (7 мая) 1903 года. Отец у него был агрономом, а мать сельской учительницей. Детство прошло в Вятской губернии, в селе Сернур. Он вырос на природе, что наложило отпечаток на всё его творчество. Склонность к писанию стихов обнаружилась у него ещё во время учёбы в школе.

Учился в сельской школе и реальном училище (1913–1920), после завершения обучения поступил в Московский университет. В 1921 году переехал в Петербург и поступил в Педагогический институт. Создал содружество поэтов-философов ОБЭРИУ. Ранние стихи Заболоцкого пронизаны идеями футуризма и символизма. В дальнейшем автор пишет о выборе пути в жизни, прославляет настоящую любовь, душевную красоту и мужество.

 

Служил в армии, а с 1927 года работал редактором в отделе детской книги Ленинградского ОГИЗа. Здесь он пишет и выпускает две книги: «Резиновые головы» и «Змеиное молоко», публикуется в журналах «Ёж» и «Чиж».

В 1938 году был арестован по делу об антисоветской пропаганде, отправлен в лагерь и затем в ссылку. Реабилитирован в 1963 году (посмертно).

До ареста он успел выпустить два поэтических сборника: «Столбцы» и «Вторая книга», переводит знаменитые произведения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Джоната Свифта «Путешествие Гулливера», Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле», Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Находясь в ссылке в Караганде, он закончил знаменитый перевод с древнерусского языка «Слова о полку Игореве».

 

Когда читаешь его взволнованные и искренние стихи, написанные с большой теплотой и выразительностью, невольно задумываешься о судьбе этого сильного духом человека.

Многие его стихотворения прославляют настоящую любовь: «Зацелована, околдована, / С ветром в поле когда-то обвенчана, / Вся ты словно в оковы закована, / Драгоценная моя женщина! / Не весёлая, не печальная, / Словно с тёмного неба сошедшая, / Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая…» («Признание»).

«И пусть черты её не хороши / И нечем ей прельстить воображенье – / Младенческая грация души / Уже сквозит в любом её движенье. / А если это так, то что есть красота / И почему её обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?» («Некрасивая девочка»).

 

Тема любви в творчестве Заболоцкого зазвучала с особенным трагизмом в зрелые годы, что было связано с уходом его жены после долгой совместной жизни к другому: «Клялась ты до гроба / Быть милой моей. / Опомнившись, оба / Мы стали умней. / Мы поняли вдруг, / Что счастье до гроба / Не будет, мой друг. / Колеблется лебедь / на пламени вод. / Однако к земле ведь / И он уплывет. / И вновь одиноко / Заплещет вода, / И глянет ей в око / Ночная звезда» («Клялась ты до гроба…»).

В цикле таких стихотворений возникают образы о несбыточном счастье.

«Посреди панели / Я заметил у ног / В лепестках акварели / Полумёртвый цветок. / Он лежал без движенья / В белом сумраке дня, / Как твоё отраженье / На душе у меня» («Посреди панели»).

 

Стихотворение Заболоцкого «В этой роще берёзовой…» положил на музыку композитор Кирилл Молчанов: «В этой роще берёзовой, / Вдалеке от страданий и бед, / Где колеблется розовый / Немигающий утренний свет, / Где прозрачной лавиною / Льются листья с высоких ветвей, – / Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей…» («В этой роще берёзовой…»). Оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого поэтом, предчувствие беды.

А композитор Андрей Петров написал музыку на два стихотворения Заболоцкого («Осеннее утро», «Облетают последние маки»), которые прозвучали в кинофильме Эльдара Рязанова «Служебный роман».

 

В стихотворениях «Гроза» и «Слепой» звучит тема творчества и вдохновения:

«Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, / Человеческий шорох травы, вязкий холод на тёмной руке, / Эту молнию мысли и медленное появленье / Первых дальних громов – первых слов на родном языке…» («Гроза»).

«… И куда ты влечёшь меня, / Тёмная грозная муза, / По великим дорогам / Необъятной отчизны моей? / Никогда, никогда / Не искал я с тобою союза, / Никогда не хотел / Подчиняться я власти твоей, – / Ты сама меня выбрала, / И сама ты мне душу пронзила, / Ты сама указала мне / На великое чудо земли…» («Слепой»).

 

Пейзажная лирика раскрывает ещё одну грань раздумий Заболоцкого – о роли природы и духовной жизни человека. Краски природы даны в чистых тонах. Эмоциональные эпитеты соотнесены с общим колоритом стихотворений. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы.

«В очарованье русского пейзажа / Есть подлинная радость, но она / Открыта не для каждого и даже / Не каждому художнику видна…» («Вечер на Оке»).

Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин природы – тихого вечера, умолкнувшего сада, лип, «вздымающих кисти рук», рядов серебряных берёз.

«… И сад умолк, и месяц вышел вдруг, / Легли внизу десятки длинных теней, / и толпы лип вздымали кисти рук, / скрывая птиц под купами растений…» («Ночной сад»).

«Когда измученный работой, / Огонь души моей иссяк, / Вчера я вышел с неохотой / В опустошённый березняк. / На гладкой шёлковой площадке, / Чей тон был зелен и лилов. / Стояли в стройном беспорядке / Ряды серебряных стволов. / Сквозь небольшие расстоянья / Между стволами, сквозь листву, / Небес вечернее сиянье / Кидало тени на траву…» («На закате»).

 

Стихотворение Николая Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана» – свидетельство очевидца, прошедшего лагеря: «…Вкруг людей посвистывала вьюга, / Заметая мёрзлые пеньки. / И на них, не глядя друг на друга, / Замерзая, сели старики… / Не загонит больше их охрана, / Не настигнет лагерный конвой, / Лишь одни созвездья Магадана / Засверкают, став над головой!»

Эта тема узничества приобретает в его стихах новое звучание. А в поздней поэзии смерть и бессмертие занимают у него уже ведущие позиции.

 

При жизни поэта из печати вышли ещё два сборника его стихов (в 1948 и 1957 годах).

В цикле стихотворений «Последняя любовь», написанных поэтом перед смертью (1956– 1957), вошло десять прекрасных стихотворений: «Чертополох», «Морская прогулка», «Признание», «Последняя любовь», «Голос в телефоне», «Клялась ты до гроба…», «Посреди панели», «Можжевеловый куст», «Встреча», «Старость».

Стихотворения тонкие, нежные, изумительно лиричные. Это – своё, личное, прожитое душой и сердцем.

Заболоцкий писал: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…»

Умер 14 октября 1958 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заболоцкий оставил глубокий след в литературе, как переводчик и поэт.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов