Что делать?

5

2963 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 157 (май 2022)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 
04_front_victory_1941.jpg

Специальная военная операция на Украине продолжается. Минобороны России сообщает, что всё идёт успешно в соответствии с намеченными планами. По военным и стратегически важным промышленным и транспортным объектам Украины наносятся высокоточные удары ультрасовременным оружием. Уничтожены тысячи танков, самолётов, вертолётов, артиллерийских стволов, систем залпового огня, автомобилей и другой техники противника. В ходе тяжёлых боёв группировки народной милиции ДНР и ЛНР при поддержке вооружённых сил РФ выбили войска ВСУ с большей части захваченных территорий ЛДНР. Однако бои продолжаются: ряд территорий и населённых пунктов Донбасса по-прежнему находятся в руках украинских войск. ВСУ продолжают наносить преступные артиллерийские и ракетные удары по мирному населению городов Донецка, Горловки и других населённых пунктов, в результате чего российские власти вынуждены принять в разных регионах РФ на полный пансион около 1,4 млн. беженцев из Донбасса – женщин, детей и стариков

Тысячи украинских военнослужащих сдаются в плен. Но ещё больше, десятки тысяч, как националистов, так и простых солдат и мирных украинских жителей гибнут в ходе военных действий.

Гибнут и ополченцы, и мирные жители Донбасса.

Гибнут и наши ребята.

Блицкриг (если он планировался) явно не получился.

И никто не может сказать, когда всё это закончится. Аналитики строят фантастические предположения: одни говорят, что Украина капитулирует только в том случае, когда наши войска войдут в Киев, другие считают, что взятия Киева недостаточно, нужно взять в плен Зеленского.

Гадания продолжаются, но никто открыто не отваживается предсказать или просчитать возможные варианты того, что будет ПОТОМ, после капитуляции Украины и ожидаемой победы России. Нам, простым гражданам, не владеющим всей полнотой информации, становится понятным только то, что Высокие Государственные Мужи, которые вынуждены будут решать послевоенные проблемы, столкнутся с небывалыми, чрезвычайно сложными препятствиями.

 

Между тем, в связи с СВО и международная обстановка становится всё более напряжённой, и обстановка внутри нашей страны далеко не радужная.

После начала СВО 24 февраля более трети стран мирового сообщества, членов ООН, стало считать Россию страной-агрессором. Из них около полусотни стран настроены к РФ крайне недружественно, а тех, кто поддерживает нас, немного. Соединённые Штаты Америки и солидарное с ними большинство стран Европейского Союза выдвинули против России более шести тысяч санкционных мер. Даже в самые напряжённые годы холодной войны такого не было. Причём эти действия оборачиваются для самих западных стран тяжелейшими экономическими потерями, но они не останавливаются перед тем, чтобы придумывать новые и новые санкции. Это настоящая экономическая война, в ходе которой предполагается не просто ослабить, а поставить Россию на колени.

В результате санкций под ограничения попали российские компании и бизнесмены. США и большинство стран ЕС ограничили экспорт товаров в Россию, закрыли своё воздушное пространство и порты, заморозили резервы ЦБ и активы нескольких российских банков и бизнесменов.

Многие иностранные компании объявили о приостановке работы или об уходе с российского рынка. С начала военной операции на Украине и введения западных санкций более 600 иностранных компаний либо покинули Россию, либо ограничили свою деятельность в стране. Что это значит? Не только потери продукции и валового дохода, но и рост числа безработных.

В России резко сократилась добыча нефти. Вероятно, это реакция на отказ компаний Shell, BP, Eni, TotalEnergies от закупок российской нефти. Однако специалисты считают, что Россия к середине текущего года может потерять около трети нефтедобычи, то есть наша нефтяная промышленность вернётся на уровень нулевых годов. Но, помимо этого, страны ЕС разрабатывают возможности введения эмбарго на углеводороды из России, планируя поэтапный запрет на их импорт, и по этой причине падение нефтедобычи в РФ может продолжиться и дойти до критического уровня. А поскольку налоги от нефтяной промышленности традиционно (в течение последних трёх десятков лет) составляют львиную долю доходов в государственном бюджете РФ, нетрудно представить, к каким последствиям приведёт их сокращение.

Кроме того. Цены на многие продукты питания, товары первой необходимости и медикаменты (не говоря уже о ценах на автомобили, компьютеры, телевизоры, смартфоны и другую импортную технику), резко подскочившие после начала СВО и немедленного обвала отечественной валюты (рубля), несмотря на значительное укрепление курса рубля в последнее время, так и не падают. Доллар и евро падают, но цены в магазинах почему-то не падают. Что это за загадка без отгадки? А, может, это – злая закономерность?

Первый вице-премьер Белоусов, выступая в Софведе РФ, отметил, что российская экономика начала «просаживаться» из-за транспортных ограничений и недостатка ликвидности. В промышленности и торговле снижение объёмов уже составило около 11%, в других секторах – 9-10%. А глава Минтранса Савельев заявил, что санкции практически сломали всю логистику в России.

Таковы нерадостные итоги. А как это повлияет на нашу дальнейшую жизнь? Что нас ожидает, кто-нибудь просчитывал последствия?

           

Администрация Президента и Правительство России предпринимают огромные усилия по организации импортозамещения и противостояния западным санкциям и в целом – по организации и стабилизации независимого отечественного производства. Все эти усилия вполне оправданы и правомерны, но это – всего лишь локальные, точечные или временные мероприятия, а требуется более масштабный, системный подход. Социально-политическая и экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что требуется принять более кардинальные меры.

Чтобы выстоять (а, может быть, и выжить) нам надо действовать немедленно и решительно.

В последнее время даже на центральном телевидении всё чаще звучат голоса: «Побольше – социализма!» Что это значит?

Сегодня многие экономисты и политологи убеждены, что наша экономика должна стать мобилизационной: всё должно быть мобилизовано для достижения общих целей, а именно – поднятия отечественной промышленности, транспорта и сельского хозяйства, а также обеспечения благосостояния народа. Для этого должны быть запланированы мощные государственные (именно – государственные!) инвестиции в наше народное хозяйство. А для всеобщей координации нужно создать Госплан (как это было в СССР).

Подобные суждения высказывались и раньше и неоднократно. Замалчивать их нельзя. И именно сегодня нужно принимать судьбоносные решения! Безотлагательно!

С чего начинать?     

Для того чтобы мобилизационная экономика заработала, следует, на наш взгляд, в первую очередь сделать два важнейших дела.

Первое: необходимо обеспечить гарантированную государственную продовольственную безопасность и снабжение всего населения страны продовольственными продуктами. Нужно создать компетентный властный орган при Правительстве РФ под названием Государственный комитет Российской Федерации по продовольственной безопасности (Госкомпрод РФ) (название условное). На Госкомпрод РФ возложить:

– разработку единой системы заготовок, хранения, переработки и реализации основных продуктов питания, необходимых для жизнеобеспечения населения (рожь, пшеница, рис, гречиха, кукуруза, ячмень, овёс, картофель, капуста, помидоры, огурцы, жиры, молоко, мясо, рыба, яйца, соль, сахар и др., всё – в соответствии с перечнем, который периодически должен официально утверждаться Правительством РФ и доводиться до сведения населения);

– создание во всех регионах страны сети государственных предприятий (госхозы типа совхозов) по производству сельскохозяйственной продукции;

– создание системы хранилищ сельхозпродукции, включая хранилища Госрезерва РФ;

– создание сети государственных предприятий по переработке сельхозпродукции и заключение аналогичных контрактов с частными пищевыми предприятиями;

– заготовку основных продуктов, необходимых для жизнеобеспечения населения на основе поставок продуктов на договорных началах из госхозов, совхозов, колхозов, потребительских кооперативов, фермерских хозяйств, частных агрохолдингов и других сельхозпроизводителей;

– обеспечение хранения сельхозпродуктов и организацию их переработки;

– организацию сети государственных магазинов и продажи населению продовольственных товаров по низким твёрдым (фиксированным) ценам с небольшой добавленной стоимостью;

– организацию сети государственных общественных столовых и котлопунктов с отпуском блюд с низкой (фиксированной) торговой наценкой;

– организацию бесплатного питания безработных и их иждивенцев, а также лиц без определённого места жительства.

 

Выполнить основные из перечисленных мероприятий (в соответствии с программой-минимум) можно за один календарный год; затем, всё более и более наращивая объёмы, в течение последующих 3-4 лет можно добиться выполнения всего намеченного. Реализация всех мероприятий Госкомпродом РФ позволила бы стабилизировать и удерживать на разумном уровне цены на основные продукты питания и – самое главное – раз и навсегда избавится от таких явлений, как голод, бедность и нищета.

(В скобках заметим, что наличие и расширение сети государственных сельскохозяйственных и пищевых предприятий, хранилищ, магазинов и столовых не препятствует функционированию параллельных частных структур.)

Второе: необходимы государственное планирование, регулирование и координация стратегически важных отраслей народного хозяйства как на долгосрочную перспективу, так и на короткие сроки. Для этого в составе Правительства РФ нужно создать Государственный комитет по планированию и координации работы стратегически важных отраслей народного хозяйства (Госплан РФ) (название условное), на который возложить:

– получение из Госкомстата РФ, накопление и обработка статистических данных о развитии экономики РФ;

– создание при Госплане РФ мощного научного центра по разработке экономико-математических моделей развития страны в целом и отдельных отраслей её народного хозяйства, экономико-математических моделей планирования и координации экономических процессов, по разработке приоритетных направлений и программ развития;

– разработку и широкую публикацию в СМИ моделей экономического развития страны, стратегически важных отраслей народного хозяйства и приоритетных программ;

– разработку приоритетных направлений государственных и частных инвестиций (например, в отечественные станкостроение, машиностроение, автопром, авиапром, агропром, электронику, IT-технологии и др.);

– разработку долгосрочных и краткосрочных директивных и индикативных планов развития стратегически важных отраслей и программ;

– контроль и разработку рекомендаций по своевременной корректировке выполнения утверждённых планов и программ

– и широкую публикацию результатов развития народного хозяйства страны в СМИ.

Создание и функционирование государственной системы обеспечения продовольственной безопасности России и государственной системы планирования и координации её важнейших отраслей и программ, вне сомнения, стали бы важнейшими первоначальными мерами по обеспечению устойчивого поступательного развития нашей страны.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов