К юбилею А.К. Толстого

16

1102 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 161 (сентябрь 2022)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
6871_mainfoto_03.jpg

Толстой Алексей Константинович – граф, классик русской литературы, поэт, писатель и драматург, переводчик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Всю жизнь А.К. Толстой провел в самом высшем обществе и входил в верховные эшелоны власти.

Автор проникновенных лирических стихотворений, произведений бытовой и исторической тематики. Он добился высокой художественной выразительности в совершенно разных жанрах: стихотворениях, поэмах, балладах, романах, юмористических и фантастических произведениях. Его стихи стали хрестоматийными, они легки и воздушны, проникнуты очарованием, полнотой жизни.

Родился он 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге, в семье графа Константина Петровича Толстого. Его мать Анна Алексеевна Перовская разошлась с мужем сразу же после рождения ребёнка.

Воспитывал Алексея дядя по матери А.А. Перовский, в имении которого племянник провёл раннее детство. Мальчик получил разностороннее домашнее образование. С подачи дяди с детства пристрастился к чтению и литературе.

В девять лет Алексей был увезён в Санкт-Петербург, был представлен Жуковским ко двору и допущен в число детей, составляющих воскресное общество наследника престола, будущего императора Александра Второго.

Через год начались путешествия А.К. Толстого с дядей по России и за границей.

В 17 лет он выдержал выпускной экзамен в Московском университете и в 1836 году был прикомандирован к русскому посольству при немецком сейме во Франкфурте-на-Майне.

В период с 1839 года по 1861 год он был произведён в губернские секретари, коллежские секретари, в титулярные советники, камер-юнкеры, надворные советники, церемониймейстеры двора, егермейстеры.

В день коронации Александра Второго Толстой был произведён в полковники и назначен флигель-адъютантом. Но служба его тяготит, и в 1861 году он добивается своей отставки.

После отставки он проживал в своих усадьбах под Санкт-Петербургом и в Черниговской губернии.

«Я не чиновник, а художник», – писал А.К.Толстой. «Не зная никаких интересов жизни, <…> я сосредоточил все свои чувства к искусству…».

 

Литературный дебют Толстого как писателя состоялся в 1841 году, когда вышла фантастическая повесть «Упырь», которую одобрил в «Отечественных записках» В.Г. Белинский.

«Упырь» – классика мистической литературы. Первое, что бросается в глаза – это стиль. Повествование в основном убаюкивающее, спокойное и одновременно пугающее. В текст повести добавлен национальный колорит. Сюжет сложный, многогранный, где из маленьких, очень красочных и интересных фрагментов складывается захватывающая картина.

Эта же тема отражена автором в рассказах «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В «Листке для светских людей» в 1843 году было опубликовано его первое стихотворение «Серебрянка»: «Бор сосновый в стране одинокой стоит; / В нём ручей меж деревьев бежит и журчит. / Я люблю тот ручей, я люблю ту страну, / Я люблю в том лесу вспоминать старину…»

С 1855 года стали появляться его лирические и эпические произведения в журналах: «Современник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская старина».

Ему хорошо удавались все жанры драматургии: трагедии, комедии, драмы. При написании романов, повестей и рассказов он также был на высоте.

Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов таких как: «Средь шумного бала случайно…», «Колокольчики мои…».

Всему есть место в этих прекрасных стихотворениях: сердечным переживаниям и красоте земли, на которой мы живём.

Он автор таких прекрасных стихотворений о любви, как: «Кабы знала я, кабы ведала…», «На нивы жёлтые нисходит тишина…», «Колокольчики мои…», «То было раннею весной…», «Где гнутся над омутом лозы…», «Средь шумного бала случайно…», «Ты знаешь, я люблю», «С тех пор как я один», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо», «Порой среди забот и жизненного шума», «Когда кругом безмолвен лес дремучий», «Источник за вишнёвым садом», «Тебя так любят все».

 

В стихотворении «Коль любить так без рассудку» поэт рисует образ человека, которому свойственна широта души, храбрость, удаль: «Коль любить, так без рассудку, / Коль грозить, так не на шутку, / Коль ругнуть, так сгоряча, / Коль рубнуть, так уж с плеча! / Коли спорить, так уж смело, / Коль карать, так уж за дело, / Коль простить, так всей душой, / Коли пир, так пир горой!»

 

Лирика Толстого является очень проникновенной, в ней чувствуется музыкальное начало, что делает ее особенно интересной и красивой.

«… И плакал я перед тобой, / На лик твой глядя милый, – / То было раннею весной, / В тени берёз то было! / То было утро наших лет – / О счастие! О слёзы! / О лес! О жизнь! О солнца свет! / О свежий дух берёзы!» ( «То было раннею весной…»).

 

«Средь шумного бала, случайно, / В тревоге мирской суеты, / Тебя я увидел, но тайна / Твои покрывала черты. / Лишь очи печально глядели, / И голос так дивно звучал, / Как звон отдалённой свирели, / Как моря играющий вал…» («Средь шумного бала случайно…»).

Это стихотворение – одно из лучших произведений в русской литературе о любви. Поэт в коротком стихотворении смог выразить целую гамму чувств: очарование первой встречи, волнение и сомнение. Этот шедевр лёг в основу романса, написанного композитором П.И. Чайковским. Романс приобрёл невероятную популярность и до сих пор считается эталоном русского романса.

 

«Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо, / Над озером туман тянулся полосой, / И кроткий образ твой, знакомый и любимый, / В вечерний тихий час носился предо мной…» («Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…»).

В стихотворении «Колокольчики мои…» даётся лирическое описание родного края и буйный образ несущегося по жизни всадника: «Колокольчики мои, / Цветики степные! / Что глядите на меня, / Тёмно-голубые? / И о чём звените вы / В день весёлый мая, / Средь некошеной травы / Головой качая? / Конь несёт меня стрелой / На поле открытом; / Он вас топчет под собой, / Бьёт своим копытом. / Колокольчики мои, / Цветики степные! / Не кляните вы меня, / Тёмно-голубые!...» («Колокольчики мои, цветики степные»).

Толстой невероятно красочно и ярко описывает природу, его стихи мелодичны и глубоки, он умело раскрывает перед читателем всю палитру красок, звуков, ощущений и образов: «Прозрачных облаков спокойное движенья, / Как дымкой солнечной перенимая свет, / То бледным золотом, то мягкой синей тенью / Окрашивает даль. Нам тихий свой привет / Шлёт осень мирная. Ни резких очертаний, / Ни ярких красок нет…» («Прозрачных облаков спокойное движенья»).

Описанию природы посвящены стихотворения: «Уж снег последний тает», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала», «Клонит к лени полдень жгучий», «Шумит на дворе непогода», «Уж ты нива, моя нивушка», «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали», «Вздымаются волны, как горы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Ой, стоги, стоги», «Бор сосновый в стране одинокий стоит», «Колышется море, волна за волной», «Земля цвела» и др.

 

Из под его пера вышли поэмы: «Грешница», «Иоанн Дамаскин», «Дон Жуан», «Сон Попова», «Дракон», стихотворная биографическая повесть «Портрет».

Поэзия Толстого склонна к всепрощению, к воспеванию чувства христианской любви, которым проникнуты многие его стихотворения. Он считал, что Бог и вера должны объединить всех людей.

Он поэт борьбы за право красоты и жизненного права человеческой личности.

 

Толстой занимался также художественной обработкой былинного эпоса. К фантастике относятся баллады и былины, написанные А.К. Толстым: «Вихорь-конь», «Сказка про короля и про монаха», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», «Курган».

В балладе «Курган» он пишет, что имена древних прославленных героев, упокоенных в курганах, давно стёрлись из памяти народов. Только эти величественные одинокие холмы возвышаются среди степи, как памятники былой славы: «В степи на равнине открытой, / Курган одинокий стоит; / Под ним богатырь знаменитый / В минувшие веки зарыт. / В честь витязя тризну свершили, / Дружина дралася три дня, / Жрецы ему разом заклали / Всех жён и любимца коня… / Безмолвен курган одинокий… / Наездник державный забыт, / И тризны в пустыне широкой / Никто уж ему не свершит! / А слёзы прольют разве тучи, / Над степью плывя в небесах, / Да ветер лишь свеет летучий / С кургана забытого прах…»

 

Его исторический роман «Князь Серебряный» является одним из лучших образцов отечественной исторической беллетристики. Он написан в несколько слоёв с использованием всех возможных жанров устного народного творчества. Тут есть и песни, и пословицы, поговорки, сказки. И очень яркий язык персонажей. Роман имел большой успех и выдержал несколько изданий.

 

Сюжет исторической баллады «Василий Шибанов» автор заимствовал из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В этой балладе автору удалось показать и жёсткость, и пустоту князя, отправившего своего стремянного ради прихоти на верную смерть, и не показной героизм самого Василия Шибанова. История, случившаяся столетия назад, действительно цепляет.

Он автор драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», сатирического произведения «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» – бесспорный шедевр. Беспощадная, остроумная сатира, написанная прекрасным живым языком. Забавно и смешно.

 

Вместе с братьями Жемчужниковыми под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков» писал стихи, афоризмы, литературные пародии, басни.

Откровения Козьмы Пруткова вошли в наш разговорный язык и воспринимаются уже как народная мудрость: «Смотри в корень», «Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно объять необъятное», «Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!», «Если хочешь быть богатым, будь им»…

 

На его счету много интересных и красивых переводов стихотворений Байрона, Гёте, Гейне, Шенье, Гервега.

Некоторые произведения А.К.Толстого переведены на иностранные языки.

Последние два года жизни Алексей Константинович провёл за границей, ища исцеления от болезни. Вернувшись в Россию, он отправился в своё любимое черниговское имение.

Умер 28 сентября (10 октября) 1875 года в селе Красный Рог Мглинского уезда Черниговской губернии.

Похоронен в каменном склепе, сооружённом в 1875 году, в ограде Успенского собора в центре села Красный Рог ( Брянская область).

«И дом навсегда запустеет, / Заглохнут ступени травой… / И думать об этом как грустно / Среди непогоды ночной!» («Шумит во дворе непогода»).

«…Но не грусти, земное минет горе, / Подожди ещё – неволя недолга, – / В одну любовь мы все сольёмся вскоре, / В одну любовь, широкую как море, / Что не вместят земные берега!» («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»).

 

Художник: Карл Брюллов

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов