К обществу всеобщего согласия (размышления на актуальную тему)

10

1747 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 166 (февраль 2023)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 
Социализм.jpg

Что такое социализм?

 

Как только не называют в народе социализм!

Это – и общество равноправных людей,

и общество равных возможностей,

и общество надёжной социальной защиты всех граждан,

и общество бесплатного образования и здравоохранения,

а также – общество всеобщего согласия и благополучия.

Так считают сторонники социалистического пути развития. Однако есть и немало яростных противников такого пути.

Сегодня трактовка и восприятие понятия социализм весьма и весьма неоднозначны.

Дело в том, что после уничтожения СССР и развала так называемой мировой социалистической системы в 1990-х годах многим казалось, что с социализмом покончено навсегда, и понятие «социализм» было предано анафеме. Однако по прошествии нескольких десятков лет неожиданно выяснилось, что идеи социализма не только живы, но по-прежнему остаются привлекательными для многих стран и народов. Более того, даже родилось новое направление под названием «Социализм ХХI века». И, поскольку всё познаётся в сравнении, то после трёх десятков лет жизни в условиях «рыночной» демократии и разбойничьего капитализма многие россияне (не только из поколения «детей войны», но и из людей помоложе; полагаю, это – большая часть населения России) стали ностальгировать по утраченным советским ценностям и всё чаще с надеждой думать о возрождении и развитии в обновлённых социалистических формах экономики, политического устройства, науки и образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты в России. Стало ясно-понятно, что популярность идей социализма в мире неудержимо растёт, и есть основания полагать, что в ближайшем будущем они овладеют умами большинства жителей нашей планеты.

 

Так что же такое социализм?

Толкований много. Вот, например, что написано в Новой Российской энциклопедии:

«Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объёма прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. Основополагающим принципом труда, в отличие от коммунизма, является: «от каждого – по способности, каждому – по труду» [Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т.XV (2). – М.: Изд-во «Энциклопедия», 2015, с. 122]. Но такое определение слишком схематично, абстрактно и не очень понятно.

 

Википедия даёт более аналитическое и детализированное определение:

«Социализм (от лат. socialis – «общественный») – политическая, социальная и экономическая философия и идеология, направленная на реализацию социальной справедливости, достижение которой предполагается в том числе через общественную собственность на средства производства. В более широком смысле социализм можно определить как политическую тенденцию, основным принципом которой является стремление к миру, основанному на гармоничной социальной организации и борьбе с несправедливостью. В экономическом плане социализм характеризуется общественным и/или государственным контролем над экономикой – как над средствами производства, так и над процессом распределения ресурсов…

Социалистические системы делятся на нерыночные и рыночные формы. Нерыночный социализм предполагает замену рыночных факторов производства и денег инженерно-техническими критериями, основанными на расчётах, выполненных в натуральной форме, тем самым создавая экономический механизм, который функционирует в соответствии с экономическими законами, отличными от законов капитализма. Нерыночный социализм направлен на то, чтобы обойти неэффективность и кризисы, традиционно связанные с накоплением капитала и системой прибыли. В свою очередь рыночный социализм сохраняет использование денег, рыночное ценообразование и, в некоторых случаях, мотив прибыли в отношении деятельности предприятий, находящихся в общественной собственности, и распределения средств производства между ними. Прибыль, полученная этими фирмами, будет напрямую контролироваться рабочей силой каждой фирмы или накапливаться для общества в целом в форме социального дивиденда.

Социалистическая политика была как интернационалистской, так и националистической по ориентации, организованная как через политические партии, так и противостоящая партийной политике, временами пересекающаяся с профсоюзами, а иногда независимая и критичная по отношению к профсоюзам…

Созданная в рамках социалистического движения, социал-демократия подразумевает социально-ориентированную рыночную и смешанную экономику с рынком, который включает существенное экономическое вмешательство и государственное регулирование экономики в форме перераспределения доходов и богатства, и государство всеобщего благосостояния.

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834). Социализм…противопоставлялся индивидуализму» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Социализм].

 

В более простом толковании, социализм – это такая модель социально-экономического развития, при котором производство и распределение ресурсов регулируется непосредственно обществом или правительством, а в управлении государством, владении общественной собственностью, землёй и природными ресурсами все граждане имеют равные возможности; также все слои населения защищены и обеспечены всем необходимым. В идеальном варианте, при социализме все основные нужды граждан, такие, например, как образование, медицина, общественный транспорт и др., должны быть бесплатными.

Существует множество разновидностей моделей социализма: государственный социализм, христианский социализм, социализм по Марксу и Энгельсу, «сталинский» социализм, «шведская (скандинавская) модель», рыночный социализм, социализм «с китайской спецификой», «социализм ХХI века» и др., даже … «национал-социализм».

 

Поскольку идеи общественного устройства на основе социального равенства и справедливости – то есть, по сути, социалистические идеи – существовали на протяжении всей истории человеческого общества, то и попытки реализации этих идей в тех или иных формах имели место и в Древнем мире, и в Средние века, и в Новое время. Так, многие учёные признавали, что ещё в Древнем Шумере и Египте времён Древнего царства (III тысячелетие до н.э.), в Древнем Риме (III век) существовал государственный социализм. Идеи социализма содержались в трудах ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Карл Маркс и Фридрих Энгельс (ХIХ век) считали, что при социализме (как первом этапе коммунистической формации) будет возможно проведение таких мероприятий, как ограничение частной собственности на средства производства и постепенная экспроприация крупных собственников, национализация банковской и транспортной систем, организация больших дворцов в качестве общих жилищ для коммун и семей трудящихся пролетариев и крестьян, обязательность труда для всех членов общества, обеспечение всех граждан необходимыми жизненными благами и т.п. В первой половине ХIХ века марксисты считали, что поскольку эксплуататорские классы не захотят отказываться от своих привилегий, то переход к социализму возможен только через революции. Но позднее, по мере утверждения парламентской культуры в ряде европейских стран, марксисты, социал-демократы, стали пропагандировать ненасильственный способ взятия власти социалистическим партиями путём парламентских выборов с последующим проведением социалистических реформ легальным способом.

 

Строй, созданный в России-СССР (1917-1991) во многом отличался от марксистского понимания социализма (несмотря на постоянные уверения большевиков в приверженности истинному марксизму), так как при нём не было ни самоуправления трудящихся (была провозглашена диктатура пролетариата, хотя на самом деле было всевластие партии РКП(б)-ВКП(б)-КПСС), ни общественной (а не государственной) собственности на средства производства. Некоторые социологи называют этот советский строй государственным капитализмом, другие же считают его разновидностью государственного социализма. Несмотря на всё это, нельзя не отметить, что советский социализм позволил резко и ощутимо поднять промышленность, сельское хозяйство, науку и культуру и в целом качество жизни в России-СССР. Было обеспечено развитие мощных производительных сил и превращение аграрной страны в могучее индустриальное государство-сверхдержаву. Однако впоследствии (в конце ХХ века) из-за авторитарной системы (часто называемой административно-командной), развития изоляционистских тенденций, роста сепаратизма национальных окраин, окостенения идеологии, ослабления внимания партийных властей к повседневным нуждам масс, усиления своего рода зависти к успехам западной капиталистической экономики и тяги к расширению рыночных отношений и, наконец, из-за прямого предательства правящей партийной верхушки – СССР был разрушен, и произведён насильственный демонтаж социалистической экономики, началась деградация образования, культуры и быта страны. «Холодная война» (1946-1991) с капиталистическим Западом (на ведение которой только США потратили более 5 трлн. долларов) окончилась поражением СССР. Вслед за распадом СССР развалилась и мировая социалистическая система.

 

Как альтернатива советской социалистической системе в ХХ веке появились и стали успешно функционировать модели социально-политического устройства, реализующие симбиоз капитализма и «мягкого» социализма. Это происходило в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия (где действует так называемая «шведская, или скандинавская, модель социализма»), Канада, Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Новая Зеландия и Китай. В Китае работает модель с «китайской спецификой».

Когда говорят о «шведской модели социализма», то имеют в виду, прежде всего, сочетание социального государства (с высокой степенью социальной защищённости граждан) и современных достижений капиталистической экономики. При этом считается, что поскольку рыночная экономика обладает достаточно высокими степенями саморегулирования, то директивного вмешательства государства в производственную деятельность не требуется; однако неизбежные негативные последствии рынка (безработицу, сильное неравенство) следует преодолевать при помощи активного вмешательства государства путём перераспределения части прибыли частных предприятий через налогообложение, а также использование госсектора. Используются также многочисленные механизмы для недопущения бедности, ликвидации или сглаживания социального и экономического неравенства, повышения уровня доступного образования и здравоохранения. И всё это достигается при помощи гибких форм общественного договора.

 

Один из основных уроков шведского опыта – это то, что нововведения в Швеции (а затем и в других скандинавских странах) заключались не в становлении более интервенционистского и нацеленного на перераспределение национального дохода государства, но то, что этот процесс проходил под эгидой коалиции, включавшей в себя представителей бизнеса и большинство рабочих, организованных в политически активные профсоюзы.

Вывод ясен: шведская (скандинавская) модель устройства общества, «шведский социализм», – это, на наш взгляд, один из оптимальных современных образцов общественного договора; это результат единения и согласия всех производительных сил государства и его граждан на пути построения общества всеобщего благополучия. Результативность такого общественного договора общеизвестна – это, прежде всего, впечатляющие достижения скандинавов в области социального обеспечения граждан, начиная с членов королевских фамилий до рабочих и пенсионеров, это верховенство законов, перед которыми равны все, и высшие чины, и богачи, и люди среднего достатка, это ощущение свободы и всеобщего равенства (у скандинавов нет ни слишком богатых, ни совсем бедных).

           

О китайском опыте мы знаем, что пройдя через горнило национально-освободительной войны против японской агрессии, маодзедуновские «большой скачок» и «культурную революцию», КНР в конце 1980 – начале 1990-х годов вступила в особый этап развития, который был назван «начальной стадией социализма»; по замыслу он должен продлиться не менее 100 лет. В 1992 году Дэн Сяопин заявил о построении в КНР социализма с «китайской спецификой». Экономика социализма была объявлена «товарной экономикой», в которой господствует закон спроса и предложения и свободный рынок. Но при этом в экономике значительна доля госсектора.

Китайская «специфика» многообразна: наряду с успешной борьбой с бедностью и расширением возможностей социальной защиты населения, это и поощрение мелкого и среднего бизнеса под патронатом государства, и поддержка крупных капиталистических корпораций под строжайшим государственным контролем и многое другое. Наряду со свободой частного предпринимательства госаппарат во главе с Коммунистической партией Китая осуществляет бдительный тоталитарный контроль за всей социально-экономической сферой страны.

 

«Социализм ХХI века» – политический термин, используемый для описания современной латиноамериканской модификации социалистического учения и практики. Основные принципы этого учения таковы:

– базовая демократия, то есть демократия большинства, которая использует референдумы для решения важных вопросов, затрагивающих всё общество;

– эквивалентная экономика (в отличие от рыночной);

– каждый гражданин – независимый, но ответственный субъект.

Курс на «социализм ХХI века» провозгласили: Боливарианская Республика Венесуэла, Республика Никарагуа, Республика Куба и Многонациональное государство Боливия.

В России также есть сторонники теории «социализма ХХI века».

 

 

Какие силы в России держат курс на построение социализма?

 

Идеи социализма в нашей стране в последние годы становятся все более популярными и находят своё воплощение в программах различных партий и общественных организаций.

30 декабря 2022 года был отмечен памятный для нашей страны юбилей – 100-летие образования Союза Советских Социалистических Республик – первого в мире государства, названного социалистическим. Официально это событие не праздновалось, но многие СМИ всё же уделили ему внимание. Так, в №51 «Пятой газеты» (2022, 20 декабря) была напечатана на 1,5 полосах огромная статья «СССР – наше будущее. Обращение ЦК ВКПБ (Нины Андреевой) в связи со 100-летием образования СССР», в которой сказано, что СССР был государством нового типа – с господством диктатуры пролетариата. (Правда, про то, что на самом деле это была не столько диктатура пролетариата, сколько диктатура партии ВКП(б)-КПСС – ни слова, ни намёка).

Главная мысль статьи такова: Всесоюзная Коммунистическая партия Большевиков (ВКПБ) держит курс на построение в России социализма, а затем на постепенный переход от социализма к коммунизму. «Возникает вопрос: возможен ли в современных исторических условиях парламентский путь перехода к социализму? ВКПБ отвечает на этот вопрос однозначно – абсолютно невозможно. В эпоху современной стадии империализма парламент лишён возможности не только социалистического реформирования общества, но и вообще способности радикально влиять на политику государственно-монополистического государства.

Но без объединения коммунистического движения невозможно обеспечить сплочённые действия трудящихся, а значит и победить капитализм. <…>

Не может дать положительного результата и механическое объединение в одну партию разных партий и разнородных групп, занимающих более левые позиции в сравнении с правыми оппортунистами».

Что ж, сказано достаточно прямолинейно, категорично и открыто.

И ещё. Выступая на одном из пленумов ЦК ВКПБ, Н.А. Андреева ещё раз подтвердила незыблемость позиции своей партии:

«Объединение комдвижения, полагаю, пойдёт поэтапно через:

1)                 единство действий компартий, объединённых Координационным советом в регионах;

2)                 большевизацию компартий <…>;

3)                 воссоздание Союза партий и движений на большевистской платформе из тех, кто работает с нами в Координационных Советах;

4)                 организационное объединение большевизированных партий и общественно-политических движений в единую революционную марксистско-ленинскую партию».

В заключение заявлено:

«Только классовая борьба, доведенная до диктатуры пролетариата, позволит восстановить Советскую власть как власть рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, пролетарский социализм, возродить великий ленинско-сталинский Союз Советских Социалистических Республик и выйти из тяжёлой экономической и политической ситуации…

СОЮЗУ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК БЫТЬ!»

 

Чтобы лучше понять цели и задачи ВКПБ, я открыл в Интернете Программу этой партии и прочёл следующее:

«Всесоюзная Коммунистическая партия Большевиков (ВКПБ), наследующая большевистские принципы РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б) – ленинского курса в КПСС, есть высшая форма классовой формы пролетариата, передовой отряд рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и трудовой интеллигенцией, стоящих на её позициях, за:

– завоевание политической власти – низвержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата,

– уничтожение частной собственности на орудия и средства производства,

– возрождение Союза Советских Социалистических Республик <…>

ВКПБ исходит из того, что реализация поставленных целей возможна в несколько этапов:

– первый – борьба за свержение власти капитала, установление диктатуры пролетариата путём социалистической революции (выделено мною – Н.П.);

– второй – переходный период от капитализма к восстановлению и победе социалистического уклада в экономике и социалистических общественных отношений;

– третий – постепенный переход от социализма к коммунизму».

[https://www.vkpb.ru/index.php/programma-vkpb].

 

Далее в Программе ВКПБ очень подробно перечислены предполагаемые революционные преобразования и мероприятия, которые, по мнению составителей, должны привести к восстановлению в нашей стране социализма, а затем и к построению коммунизма, с попутным возрождением могучего СССР. И та тщательность, с которой расписаны эти мероприятия, начиная с национализации промышленности, земли, банков, СМИ и кончая созданием систем бесплатного образования и здравоохранения, вызывают уважение.

Однако возникает вопрос: ну, допустим – классовая борьба. Допустим… А дальше-то – что?

Ответ ВКПБ предельно ясен: поскольку парламентский путь перехода к социализму большевики категорически отвергают, остаётся один – путь революции, причём РЕВОЛЮЦИИ НАСИЛЬСТВЕННОЙ.

Вот – так!!!

Что это значит?

Это значит – снова стенка на стенку? Красные против белых?

Снова Гражданская война и море крови? А потом снова репрессии, ГУЛАГ и проч.?

Однако…

Всё это мы уже проходили. Знаем…

А потому под знамёна ВКПБ ни пролетариат (который сегодня разрознен и как класс не организован и не является значительной общественной силой), ни трудовое крестьянство (которое тоже полностью обескровлено и почти уничтожено), ни нищая и растерянная наёмная трудовая интеллигенция, – никто не стремится к революции. И в кровавую классовую борьбу никто впутываться не желает!

Ограниченность партии большевиков, не желающей считаться с реалиями дня и идти на компромиссы, не стремящейся к элементарному общественному согласию и к заключению общественного договора между различными классами и слоями (подобно скандинавским социалистам), игнорирующей опыт многоклассового сосуществовании и сотрудничества во многих странах Запада и Востока, – непонимание и упорство, характерные для ВКПБ и некоторых современных ультра-революционных партий, ведут малосведущее население страны в гибельное болото.

 

Но, кроме ВКПБ, в нашей стране имеются и другие партии, которые называют себя коммунистическими.

Читаю Программу Коммунистической партии Коммунисты России (КПКР):

«Партия имеет своими стратегическими целями возврат России на путь социалистического развития, воссоздание Союзного социалистического государства, воссоздание общества, где не будет эксплуатации человека человеком, где будет главенствовать принцип: “От каждого – по способностям, каждому – по труду”, построение обновлённого социализма на базе усовершенствования советской модели, а также построение коммунизма как будущего всего человечества. <…>

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ видит свой долг в разъяснении и пропаганде идей марксизма-ленинизма. Под революционными преобразованиями в современных условиях мы понимаем коренную ломку порочного социально-экономического уклада, лишение эксплуататоров любых рычагов политического, экономического, информационного влияния, разрушение всех форм насилия и подавления трудящихся, переход под контроль нового социалистического государства и общества базовых основ экономики. Мы выступаем за революционные преобразовании в три этапа», и далее в Программе КПКР перечисляются мероприятия, аналогичные тем, которые названы в Программе ВКПБ, однако о диктатуре пролетариата нигде не упоминается[https://komros.org/ustav/programma-partii/].

Вроде бы прописано всё, что нужно. Однако есть непонятные вещи: можно заметить, что если ВКПБ прямо говорит об установлении диктатуры пролетариата путём социалистической революции, то Программа КПКР вообще не рассматривает вопрос о том, каким образом Коммунисты России собираются отстранить от власти «олигархический капитал и сросшееся с ним чиновничество».

Несмотря на то, что Программа КПКР намного короче Программы ВКПБ, можно заметить, что обе Программы во многом похожи, а в главном – стратегических целях и задачах – они совпадают. Положительным здесь является то, что обе партии провозглашают курс на построение социализма в нашей стране.

Но вот, что вызывает тревогу и настороженность: обе партии декларируют свою преемственность с идеями ВКП(б)-КПСС; из чего следует, что, по-видимому, нам предстоит снова пройти хотя и победоносный, но очень трудный и очень скорбный путь, который преодолел наш народ с 1917 по 1991 годы.

И тут, вероятно, нужно сказать: «Стоп! Дальше – опасно!»

Думаю, что на такой путь сегодня решатся очень немногие.

А тот, кто решится, должен хорошо подумать! И всходя на краснопресненские баррикады для участия в битве за правое дело, каждый революционный боевик должен не только уметь стрелять из АК, но твёрдо знать, за что (и, главное, – за кого!) он борется. Иначе может выйти промашка. Ведь ещё мудрый Отто фон Бисмарк предостерегал незадачливых революционеров о том, что «революции готовят гении, делают романтики, а их плодами пользуются проходимцы». И потому может так всё обернуться, что к власти снова проберутся всевозможные керенские и ельцины.

 

А каковы цели и задачи других партий?

Рассмотрим их программы.

Очень интересна Программа Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), в которой сказано:

«Стратегическая цель партии – построение в России обновлённого социализма, социализма ХХI века…

Российские коммунисты считают, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло ХХ столетие, не закончен. Несмотря на временное отступление революционного движения, современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму…

Партия видит три этапа мирного достижения своих стратегических целей (заметим: «мирного достижения» – Н.П.).

Первый этап. На этом этапе решаются задачи установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ (заметим: «установление демократической власти», но – не диктатуры пролетариата. – Н.П.). Для её достижения коммунисты организуют народные массы в борьбе за их социально-экономические, политические интересы…

КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие: местные Советы народных депутатов, советы трудовых коллективов, комитеты самоуправления, самоорганизации и самозащиты, поддерживать введение контроля трудящихся за исполнительной и представительной властью. На референдум будет вынесен вопрос о восстановлении в полном объёме советской системы государственной власти.

Второй этап. После достижения политической и экономической стабильности КПРФ примет необходимые меры, чтобы максимально обеспечить всё более широкое участие трудящихся в управлении государством…

…На этом этапе ещё сохранится обусловленная уровнем производительных сил экономическая многоукладность. Взяв в свои руки природные богатства и стратегические отрасли производства, государство наладит планирование основных показателей народного хозяйства, сформирует полноценный бюджет и станет важнейшим заказчиком продукции для отечественных производителей. Народная власть с помощью плановых и рыночных механизмов будет активно регулировать развитие экономики и социальной сферы…

Третий этап. Его содержанием будет энергичная работа по окончательному формированию социалистических общественных отношений, обеспечению устойчивого развития социалистического строя на собственной основе. Станут доминировать общественные формы собственности на основные средства производства…

КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития».

В составе Программы КПРФ имеется обширный раздел «Программа-минимум», в котором предусмотрены первоочередные меры по реализации стратегических целей партии [https://kprf.ru/party/program].

Очень актуальны последние предложения КПРФ под названием «Двадцать неотложных мер для преображения России»:

«– национализировать ключевые отрасли экономики и банковскую систему. Первый шаг – обращение в собственность государства активов иностранных компаний, покинувших Россию…

– восстановить государственное планирование. Создать с этой целью специальный Государственный комитет…

– гарантировать продовольственную безопасность России…

– резко увеличить вложения в развитие экономики. Использовать для этого средства госбюджета и Фонда национального благосостояния…

– определить ключевой задачей Центрального банка содействие росту экономики… Восстановить специализированные государственные банки для поддержки промышленности, строительства, наукоёмких технологий…

– надёжно защитить трудящихся от безработицы…

– пресечь вывоз капитала из России…

– признать вступление во Всемирную торговую организацию грубой ошибкой. Осуществить выход из ВТО…

– поддержать народные предприятия как проверенный и наиболее эффективный локомотив роста экономики и социальной защиты трудящихся…

Наша страна имеет всё, чтобы выйти на курс развития, на принципиально новую траекторию движения вперёд. Освобождение от власти глобального капитала, компрадоров и финансовых спекулянтов Запада позволит нам противостоять любому диктату и давлению извне» [Информационныйбюллетень ЦК КПРФ №1(166). М., 2022, с. 7-11].

 

В Программе КПРФ всё научно обосновано и практически всё представляется реально достижимым. Но возникают некоторые вопросы. Так, говоря о многоукладности экономики, Программа обходит молчанием вопрос о том, какие же экономические уклады возможны при социализме, возможны ли частнокапиталистические предприятия, в том числе крупные корпорации? Каково отношение коммунистов к грабящим Россию транснациональным корпорациям? Каково отношение КПРФ к нынешней полуколониальной зависимости России от иностранного капитала и каковы пути освобождения от этой зависимости? Далее: обещание КПРФ обеспечить «свободу от эксплуатации человека человеком» представляется преждевременным: если будут функционировать частнокапиталистические предприятии, то не следует думать, что они будут «свободны от эксплуатации». (Сегодня уже мало кто сомневается в том, что любой наёмныйтруд, как на частном, так и на государственном и даже на общественном предприятии, является формой эксплуатации наёмных работников владельцами предприятия. Но с этим придётся мириться. И мириться очень долго.) Вызывает недоумение и то, что КПРФ, будучи партией довольно малочисленной, ограничивается очень небольшим набором мероприятий по наращиванию численности своих рядов, по объединению левых сил и созданию мощной коалиции в виде Левого Народного Фронта для совершения так называемого «левого поворота» и легитимного завоевания власти.

В целом программные предложения КПРФ могут стать основой для разработки новой социалистической модели развития России.

 

Интересна и оригинальна Программа партии «Справедливая Россия», которая провозгласила приверженность идеям социализма ХХI века.

«Мы считаем, – говорится в Программе, – что проектом будущего России, который согласуется как с общемировыми тенденциями, так и с духовной традицией нашего народа, может быть только социализм. Новый социализм. Социализм ХХI века…

… Мы, социалисты, не приспосабливаемся к рынку, мы сами формируем будущее.

Мы также не приемлем другую крайность – государственно-бюрократический социализм. Мы смотрим вперёд, а не назад…

Мы сможем создать безопасное для всех, справедливое общество, потому что главное для нас –люди.

НАША ЦЕЛЬ – АКТУАЛЬНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ…

Социализм – это не абстрактный проект, по которому необходимо перестраивать действительность. Его актуальная повестка дня: гуманизация социально-экономической жизни общества, обеспечение общественного контроля над использованием природно-ресурсного потенциала планеты, соблюдение прав и свобод граждан, улучшение жизни для нынешних и будущих поколений …

Новый социализм –это дееспособная власть, основанная на выборе и доверии народа и находящаяся под жёстким демократическим контролем. Это ответственность государства за благополучие своих граждан и ответственность граждан за эффективность своего государства. Не люди существуют для государства, а государство существует для людей, обеспечивая неукоснительное соблюдение их законных прав…

Новый социализм не приемлет безудержного господства рыночной стихии и перераспределяет власть над рынком – от олигархии к гражданскому обществу и государству, устраняя вопиющие деформации рыночных отношений.

Мы видим свою задачу в укреплении институтов гражданского общества, способных стать реальной силой, противостоящей как излишнему государственному вмешательству, так и неограниченной власти рынка.

Нельзя переносить рыночные отношения на всё общество. Мы за рыночную экономику, но не рыночное общество!..

Новый социализм выступает за разнообразие форм собственности. Любые формы собственности… имеют право на существование… (Лидер партии С.М. Миронов поясняет: “Идеология «Социализма ХХI века»” признаёт организационный и управленческий труд собственников средств производства в производство полноценным и легитимным трудом. Справедливым вознаграждением за этот труд является получение части от стоимости произведённого продукта. Задачей государства является создание условий для развития в стране социально ответственного предпринимательства. Хороший вариант – народные предприятия” [https://mironov.ru/moya-pozitsiya/sozializm-xxi-veka-2].)

От демократии представительства – к демократии участия! От парламентаризма – к народным референдумам!»

Далее в Программе подробнейшим образом расписаны цели и задачи партии в социальной сфере, основные положения экономической программы (особо подчёркнуто «оптимальное соотношение государственной, муниципальной, частной и коллективной собственности», а также: «обеспечение государственного и общественного контроля над естественными монополиями»), цели и задачи в государственном строительстве и в обеспечении национальной безопасности. В последнем разделе особо отмечено:

«Наша цель – создать социально ответственную власть, отвечающую требованиям открытого и справедливого общество. Власть не может быть выше закона и должна работать на интересы граждан! <…> Наша цель – сделать власть на местах доступной для граждан, прозрачной и эффективной, не допускающей разбазаривания средств и отстаивающей интересы простых людей»[Справедливая Россия. Программа действий – 2011. – М.: 2010. – 94 с.].

 

Всем хороша Программа «Справедливой России»; она вполне может быть названа новой моделью развития России.Однако в этой замечательной Программе нигде не сказано, КАК можно достигнуть декларируемых целей и задач – парламентским, насильственным революционным путём, путём заговора и перехвата государственной власти или каким-либо другим способом. Судя по содержанию целей и задач, можно предположить, что социалисты-справедивороссы придерживаются умеренного парламентского варианта.

 

У самой крупной по численности и имеющей подавляющее большинство голосов а Госдуме РФ партии «Единая Россия» Программа – самая короткая. В ней сказано:

«В наших условиях жизненно важным является объединение всех сил, способных взять на себя ответственность за судьбу России, сплочённых вокруг благородных идей и целей, которые близки и понятны подавляющему большинству граждан страны. Нас <…> объединяют общие ценности: Свобода, Закон, Справедливость и Согласие…

Мы хотим видеть Россию государством, в котором неукоснительно соблюдается Конституция и обеспечивается правопорядок, действуют сильные и ответственные органы власти и правосудия, эффективный государственный аппарат. Россия должна стать страной, в которой сотрудничество всех ветвей власти определяет своей целью благо граждан.

Мы хотим построить в России справедливое общество, основанное на сильной социальной политике государства, в котором обеспечена высокая степень социальной защиты, где созданы равные стартовые возможности для всех. В обществе должны быть созданы условия для предпринимательства и творчества, обеспечено стимулирование эффективной занятости и развитие современного трудового законодательства» [https://docs.yandex.ru/docs/view].

Как видим, цели у «Единой России» высокие и благородные. Всё сказано красиво, но несколько декларативно и абстрактно.

И слово «социализм» у единороссов даже не упоминается.

 

Представляет интерес Программа ещё одной парламентской партии – Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

«Вывести наше Отечество из всеобщей разрухи и кризиса, – записано в Программе ЛДПР, – добиться его возрождения и расцвета…

Наша цель – богатая и культурная страна, обеспечение каждому гражданину России достойной жизни. А это невозможно без укрепления российской государственности, усиления национальной безопасности и изменения внешней политики, возрождения экономики России».

В разделе, посвящённом возрождению экономики России, записано:

«ЛДПР считает, что быстрое возрождение экономики страны возможно при выполнении четырёх условий…

Во-первых, государство должно управлять экономическим процессом в стране. Во-вторых, должен быть воссоздан мощный государственный сектор в экономике. В-третьих, в силу климатических условий, когда себестоимость нашей продукции всегда будет выше зарубежной, государство должно поддерживать национального товаропроизводителя в его конкурентной борьбе с зарубежными партнёрами. В-четвёртых, не забывая о Западе и Востоке, основные усилия должны быть направлены на развитие экономического сотрудничества с Югом.

Позиция ЛДПР четко обозначена – только опора на мощную отечественную промышленность и крепкое сельское хозяйство позволит реально и существенно повысить жизненный уровень подавляющего большинства граждан» [https://docs.yandex.ru/gocs/view?url=ya-browser].

Предложения вполне целесообразные.

Всё в Программе ЛДПР, вроде бы правильно, однако ни слова не говорится о возможности социалистических преобразований.

 

Таким образом, мы можем убедиться, что все означенные партии предлагают разумные и целесообразные мероприятия по дальнейшему развитии России. Наиболее существенны различия в том, что одни предлагают социалистический путь развития, другие отвергают социализм (или уклоняются от социалистических преобразований), одни предлагают парламентский путь эволюционных изменений, другие согласны только на революционную борьбу с применением насильственных методов завоевания власти.

 

 

Главное – всеобщее согласие и общественный договор

 

Теперь пора задать себе главный вопрос: чего мы хотим?

Думаю, что подавляющее большинство граждан России предпочло бы (или, по крайней мере, не возражало) жить и работать в социалистическом обществе при условии, что переход к такому обществу будет достаточно мирным, без кровавой революции и гражданской войны. Таковы наши мечтания.

А как развернутся реальные события, никто знать не может: история – дама непредсказуемая.

Если же наша страна и дальше будет двигаться в направлении совершенствования парламентаризма (а это одна из немногих возможностей завоевания власти и изменения политического строя мирным путём), то рано или поздно должны появиться прогрессивные лидеры, настоящий патриотический фронт, которые, хочется верить, изберут социалистический путь. Это путь развития общества с многоукладной экономикой и многопартийным и многоклассовым народовластием, сочетающим демократические формы правления с автократическими (с так называемым просвещённым демократическим абсолютизмом), на основе интеграции лучшего опыта управления в социально развитых странах (типа Норвегии, Швеции, Сингапура) и странах типично социалистической ориентации (бывших СССР, ГДР, современной КНР). На мой взгляд, социалистический путь (который некоторые называют интегральным; но могут быть и другие названия) – это реальный путь в будущее нашей страны. Мы можем построить новое интегральное общество – такое общество парламентской советской социалистической демократии, которое вобрало бы в себя лучшие образцы мирового опыта социально-экономического развития и реализовало лучшие образцы жизнеобеспечения своих граждан.

В своей книге «Наш путь» (2018) я уже писал о том, каким видится мне такое общество. Приведу из этой работы только одну цитату:

«Мы рассматриваем возможное будущее интегральное (социалистическое) общество как общество высокоразвитого народовластия, самоуправления и социальной справедливости, общество, состоящее из людей разных классов и слоёв: рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимателей-капиталистов; это – общество, в котором Человек становится главной целью социального развития, в котором уважается Личность каждого человека и любая форма собственности. Наиболее подходящий политический строй для нынешней России, – социалистический. Это общество должно строиться на лучших методах хозяйствования, управления и самоуправления, руководствоваться лучшим опытом социального обеспечения населения, достигнутого разными странами, как капиталистическими, так и социалистическими. Экономической основой интегрального общества должны быть коллективные формы собственности (кооперативная, государственная, колхозная); но могут развиваться и предприятия с частными формами собственности в условиях свободной конкуренции. Целью производства должно стать всё более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех граждан России»[Пернай Н.В. Наш путь. От «сталинского» социализма к нынешнему капитализму. Дальше – куда? – М.: Алгоритм, 2018, с.118].

           

Что же нужно для перехода к социалистическим преобразованиям?

«Обобщая опыт СССР, стран бывшей социалистической системы, нынешних стран с социалистической ориентацией, опыт «шведского (скандинавского) социализма» (в условиях капитализма), мы можем выдвинуть такое гипотетическое предположение: для того, чтобы приступить к строительству общества всеобщего благополучия, необходимо, как минимум, следующее: (1) наличие прогрессивной, достаточно популярной партии (или национального движения, фронта), которая стала бы руководящей силой по объединению всех классов и слоёв нации: рабочих, бизнесменов-капиталистов, фермеров, крестьян, интеллигенции, пенсионеров, представителей правящего государственного аппарата, военных; (2) создание партией (национальным фронтом) и принятие абсолютным большинством населения новой модели развития страны всеобщего благополучия и свободы и (3) единство действий государства и национального общества в обеспечении жизнеспособности новой модели развития. Желательно (но не обязательно) наличие ещё одного условия: стабильность (успешность) социально-экономического развития государства с отлаженным аппаратом управления». [Пернай Николай. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. – М.: Родина, 2022, с. 205].

Таковы главные условия мирного победоносного шествия к строительству любого благополучного общества, в том числе – общества социалистического. (Ещё раз отметим: мирного шествия, без насилия и крови, без каких-либо диктатур. А каким оно, это шествие, окажется в действительности, угадать невозможно.)

 

Насколько в нашей стране созрели эти условия?

Беглое ознакомление с Программами и практической деятельностью различных российских партий свидетельствует о том, что никто пока не готов взять на себя руководящую роль по объединению ВСЕХ классов и слоёв, предложить новую модель развития страны и повести ВСЕХ по пути строительства общества всеобщего благополучия. В реальной жизни повсеместно можно наблюдать только активность некоторых партийных функционеров, а подавляющая масса партийцев пассивна и пребывает либо в полудремотном состоянии, либо в ожидании изменений «сверху» (вот придёт барин, всех рассудит и всем укажет, что надо делать). Настоящей живой работы с массами либо совсем нет, либо она почти незаметна. Нет, например, убедительной пропаганды идей «социализма ХХI века»; не видно активной вербовки в ряды тех или иных партий; крайне вяло проводятся массовые патриотические акции и протестные действия.

Для того, чтобы состоялось объединение всех классов и слоёв и устремлённость к общим целям, нужна их готовность заключить общественный договор (как это было, например, в королевстве Швеции в 1930-х годах). Но договору должно предшествовать всеобщее согласие. А чтобы установилось согласие, нужно, чтобы каждый гражданин был готов к каким-то компромиссам, был готов что-то своё уступить ради общего блага; например, рабочие, которым работодателем-капиталистом обещана очень высокая зарплата и другие материальные и гуманитарные блага, в ответ могли бы отказаться от организации массовых забастовок, а капиталист, в свою очередь, опасаясь организованного классового противостояния рабочих, был бы готов уступить значительную часть своей прибыли для увеличения зарплаты своих рабочих и передачи им части акций своего предприятия. И т.д.

Но ничего похожего на общественный договор и всеобщее согласие у нас пока не наблюдается.

И потому нам, гражданам России, уже сегодня требуется не только высокая толерантность, терпимость к лицам с иным цветом кожи, языком, политическими взглядами, с иной культурой и религией, но также – нужно наращивать способности к мирному сосуществованию с частным капиталом, а также к сотрудничеству с теми бизнесменами, предпринимателями, капиталистами, мелкими и средними собственниками, а также с владельцами крупных активов, которые готовы работать на общее благо России и всего народа, а не только на собственный карман.

Некоторые революционеры, как мы видели, призывают к классовой борьбе, установлению диктатуры пролетариата, немедленной ликвидации частной собственности и класса капиталистов. Это, конечно, крайности. Они, к добру не приведут

 

Давайте заглянем немного вперёд и трезво оценим сложившуюся на протяжении веков ситуацию. Можно ли надеяться, что в ближайшие годы или даже десятилетия будет ликвидирована частная собственность и исчезнут собственники-капиталисты, олигархи и латифундисты? Думаю, это не произойдёт, даже если послезавтра в России победит социалистическая революция и будет установлена жёсткая диктатура пролетариата.

Если же мы научимся умеренной и разумной толерантности (не отказываясь при возникновении конфликтов от противодействия и применения протестных акций, а в случаях крайней необходимости и от применения к правонарушителям узаконенных принудительных репрессивных мер), то через какое-то время сумеем добиться и всеобщего общественного согласия. И тогда станет возможным заключение общественного договора и мирное строительство нового общества. И диктатуры пролетариата не понадобится.

Нельзя, конечно, исключить разгул социальных стихий. В нашей жизни возможно всякое: и резкое обострение классовой (и не только классовой) борьбы, и яростное сопротивление олигархов попыткам национализации незаконно «приватизированной» собственности, и сильнейшее давление мировой финансовой «закулисы», и предательство собственной «пятой колонны», и бандитский беспредел и многое другое. Нужно набраться силёнок, чтобы через всё это пройти.

Однако все мы должны твёрдо знать, что путь к новому, лучшему – социалистическому! – обществу лежит через всеобщее согласие и общественный договор. Иного не дано!

Хорошо бы, чтоб все партии поняли это.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов