«Муза, опалённая войной»

3

9460 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 61 (май 2014)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Корнилов Владимир Васильевич

 

Валерий ЖукинВсякий раз, когда неискушённый в поэзии читатель стоит у книжного прилавка перед выбором того или иного сборника неизвестного или малоизвестного ему автора, – он с внутренним волнением листает пахнущие ещё краской страницы, выборочно читая стихи. И если в эти короткие минуты его поразит какой-либо неожиданный художественный образ, или необычное по своей музыкальности стихотворение, затронет до глубины души  неординарная, испытавшая немало лиха, судьба поэта, – тогда-то и почует он всеми фибрами души, что нашёл именно ту, из множественного книжного вала новинку поэзии, которая доставит ему радость знакомства с новым талантливым автором, продлит незабываемые часы общения и восторга от прочитанного.
Посчастливилось встретиться среди собратьев по творчеству с таким самобытным поэтом и мне. Участвуя в IV Международном конкурсе песенной поэзии «Зов Нимфея – 2012», я познакомился с членом Союза писателей России, Валерием Жукиным. Завязалась накоротке творческая дружба с нашими совместными выступлениями в различных аудиториях г. Керчи.
А совсем недавно Валерий прислал мне свою новую книгу «Божий дар», вышедшую в издательстве «Российский писатель» (Москва, 2013). Читая её с карандашом в руках и делая в ней те или иные пометки возле многих стихотворений, я понял, что предо мной талантливая, самобытная книга, отражающая национальное самосознание русского народа, его историческое прошлое, народа, сумевшего сохранить в себе нетленные истоки Русского Православия. Это прослеживается в таких стихах поэта: «Иконка», «Научите поверить в Бога». Недаром  в последнем из них он пишет:
 
Научите поверить в Бога
окаянную душу мою.
Ей бы веры,  как хлеба,  немного,
в церковь дверь я тогда отворю.
Может быть, обрету там смиренье,
и поставлю большую свечу,
под церковное дивное пение
у иконы Христа помолчу.


Композиционно в книге Валерия Жукина я выделил четыре тематических цикла – это «Стихи о любви», «Стихи о войне», «Стихи о старости», незаслуженно обиженной государственными чиновниками и олигархами… И четвертый, заключительный цикл, это – «Разноплановые лирические стихи», вобравшие в себя оттенки всех эмоциональных красок: от светлой радости при общении с прекрасным до печальных горестных и трагических минут.
При этом особо хочется отметить самородный художественный язык поэта. Как удивительно образен и поэтичен он в стихотворении «Подарите зелёный сафьян». Иллюстрацией тому служат строки:

С шестиструнной гитарой  в руках
по тропе удалым молодцом
из малиновых зорь в сапогах
я пройдусь пред заветным крыльцом.


Или вот ещё пример яркой, запоминающейся образности:
 
Крал любовь по мелочёвке,
Чтобы весело пожить,
Но попался на девчонке,
Что посмела полюбить.
И теперь, гремя цепями
Я на каторге судьбы,
Часто слышу над полями
Плач кукушкиной мольбы.


Высоким элегическим слогом написаны многие лирические стихотворения Валерия Жукина. Его не заёмный поэтический язык образен, музыкален и ритмически отточен. А отсюда – и та легкость восприятия его поэзии. К таким стихам можно отнести «Вечерница», «Половинки», «Снегири», «О, музыка», «Гармонист», «Пламень» и многие другие.
Присущая стихам поэта искренность и исповедальность перед читателем говорит об его высокой нравственности и духовности. Это мы видим в  следующих стихотворениях: «Звук», «Грех» и пр. Примером тому могут служить строки:

Бывало мне, вот также попадало.
С подбитым глазом я встречал зарю.
Учила жизнь меня, да видно мало,
Коль до сих пор на жён чужих смотрю.


(«Гуляка»)

Хочется поговорить и о самих циклах книги. Вернемся к её первому циклу «О любви», который как бы состоит из двух, диаметрально противоположных, циклов – это о неразделённой любви и о любви соединившей влюблённые сердца в унисон.
Горестно, порой трагично заканчиваются судьбы лирических героев, познавших неразделённую любовь. Ярким примером такой любви служат стихотворения:  «Ой, речка, речка, реченька…», «Душа болит» и мн. др. Эти стихотворения я бы назвал классикой жанра современной лирической поэзии. Они написаны как бы на одном дыхании, вобравшем в себя тонкий лиризм и элегическую грусть. Одним из таких ярких стихотворений о неразделённой любви женщины является и стихотворение «Голубок»:
 
Голубок мой сизокрылый,
Где же ты летаешь,
На чужбине край родимый
Часто ль вспоминаешь?
Может, там тебе вольнее,
Хлеб с водицей слаще?
Иль невесты там справнее,
Наших много краше?

Ухажёры под окошком
До утра воркуют…
Только сердце их гармошки
Вовсе не волнуют.
А твоя молчит гармошка,
кнопки запылились.
Заросла травою стёжка,
где с тобой простились…


Многие стихи о неразделенной любви, возможно, и автобиографичны. Но поэт здесь очень деликатен к читателю и к своим возлюбленным, – не сетует на них и не брюзжит, оскорбляя каждый раз святыню своего влюблённого сердца.
…А теперь, уважаемый читатель, вернёмся к одному из важных циклов книги – к циклу «Стихи о войне». По времени повествования стихотворения разделены здесь на две исторические эпохи – это защита Советской Родины в дни Великой Отечественной войны от фашизма и участие российских войск в конце 90-х начале 2000-х годов в боевых действиях для подавления крупных бандитских формирований в мятежных регионах нашего Отечества, названных в мирное время «горячими точками».
Особенно пронзительно звучат у поэта строки об освобождении Чечни, где он сам принимал участие в боевых действиях. Потому так правдиво и очень образно, описаны им эти жуткие трагические события, которые невозможно читать без подступающих к горлу слёз в связи с гибелью многих из его друзей.
Какими меткими, рублеными фразами звучит об этих событиях стихотворение «Седая молодость». Как умело для него подобраны в словесной палитре художника скупые на восклицания словесные краски и как высок накал от строки к строке, передающий читателю трагизм и неоправданную гибель молодых ребят.
 
Стриженые головы
Под огнём лежат.
Листья, словно вороны,
Стаями кружат.
Поле взрывом вздыбилось,
Будто конь гнедой,
И земля насытилась
Кровью молодой.

 
И таких стихов, написанных поэтом, Валерием Жукиным, его незабвенной памятью о грозных событиях в Чечне, в книге немало. Все они дышат пафосом русского патриотизма, воспитанного на лучших многовековых военных традициях нашего многострадального Отечества. К ним можно отнести такие стихи, как: «На вокзале, искорёженном войной», «Скажи мне, мама…», «Как над полем», «Третья лишняя», «Сто двадцать три», «Старики», «Высота» и др. Последнее, упомянутое стихотворение, считаю необходимым полностью процитировать:
 
Мне командир, ткнув в карту,  приказал
Взять высоту,  во что бы то ни стало.
«А не возьмёшь – отдам под трибунал», –
 Взглянув в мои глаза, сказал устало.
«Вся грудь в крестах, иль голова в кустах».
Не раз уже такое мне случалось.
Но в командирских  слышалось устах:
«Ступай, сынок, немного нас осталось».
И мы пошли, открыто в полный рост.
Захлёбывались наши глотки кровью.
На клочья рвался неба грязный холст,
Чтоб завернуть в тряпицу долю вдовью.
Мы, скрежеща зубами, шли вперёд.
За каждый метр земли мой взвод цеплялся.
И знаю я, что тот конечно врёт,
Кто говорит, что смерти не боялся.
Проклятую мы взяли высоту.
Быть по-другому не могло иначе.
Увидел я  сквозь дыма черноту,
Как наш суровый  ротный
скупо плачет.

 
В этом пронзительном по интонации стихотворении правдиво, с тщательным отбором всех деталей и примет автор сумел воспроизвести ту грозную, смертельно опасную обстановку, в которой не жалея живота своего, пришлось брать взводу Валерия Жукина стратегически важную высоту.
Уникальным в цикле «Стихов о войне» является и стихотворение «Отработала пехота, отработала». Оно является, как бы, обобщающим в теме о войне, а точнее, связующим звеном между стихами о Великой Отечественной  и между стихами о боевых действиях в «горячих точках», когда редкие минуты отдыха после боя для бойцов дороже всего на свете. Здесь очень трогательно воспроизведены во сне мысли сына, который, обожая свою мамочку, обещает ей вернуться живым… а пока: 
 
Для бойца  важнее сон
продовольствия.
Лучше нет ему сейчас
удовольствия.
Никакою не поднять     
его  силою.
Без войны наладит жизнь 
он красивую.

Ой! Ты, мамочка моя,
ты родимая!
Я вернусь к тебе живой,
моя милая!
И отведаю с картошкой   
вареничков,
Потерпи ещё, родная,
маленечко.


Оригинально звучит в стихах Валерия Жукина тема о Великой Отечественной войне, дошедшая до читателя порой в виде солдатских писем, когда писавшие их были в ту роковую пору живы и полны веры в победу. Для иллюстрации приведём строки стихотворения «Письмо»:
 
«…Прости, Лукерья, если что не
так.
Ну, что ты льёшь напрасно бабьи
слёзы?
Раздавлен будет нами подлый
враг,
Пусть только отойдут чуть-чуть
морозы.
Ты баба глупая, Лукерья, на
сносях.
Тебе нельзя так шибко
волноваться.
Прости, что бестолковый второпях
Не смог с тобой как надо
попрощаться…»
Писал боец  в окопе под Москвой,
А смерть была в одном лишь
Только             
шаге.
И всё-таки вернулся он живой,
Свою, оставив надпись на 
Рейхстаге. 


К таким стихотворениям, донёсшим до нас героизм и самоотверженность советских солдат из той, прошедшей, жизни можно отнести: «Достойным будь Победы», «Я на войне был», Артист», «Про Победу».
Примером героизма и верности воинской присяге, несмотря на увечье, полученное на войне, служит стихотворение «Молодо, зелено»: 

Молодо и зелено
Нынешней весной.
Под высоким деревом
Воин молодой
Пишет маме весточку:
«С другом плац метём…
Шлю платочек в клеточку…
В общем, всё путём…»
 
Правою култышкою
Гладит мятый лист,
Обожжённый
вспышкою,
Весь седой танкист.


Многие лучшие «Стихи о войне», – о Великой Отечественной и о Чеченской – я бы отнёс к хрестоматийным, включив их в обязательную школьную программу: ибо их непридуманный патриотический пафос и яркие примеры героического мужества наших солдат имеют важное воспитательное значение для подрастающего поколения, как, например, наглядно мы видим в стихотворении «Про Победу»:
 
На скамейке в детском парке
(Время шло к обеду)
Рядом с дедом внук в панамке
Рисовал Победу.
«…Вот Рейхстаг, вокруг руины,
Лижет стены пламя…
Это дед мой… тут две мины…
Это наше знамя…»
Дед свернул свою газету
И взглянул на внука:
«Помню я картину эту,
Вот какая штука…»


Как поэт и гражданин Валерий Жукин не мог обойти в своём творчестве  и тему одинокой старости. Очень остро и проблематично она поднята им в цикле «Стихи о старости».  К наиболее ярким стихотворениям такого плана можно отнести следующие: «Божий дар», «Старик», «Не обижайте мать», «Старый пень» и др.
Тема одиночества стариков, которые на своих плечах вынесли Великую Победу, принёсшую мир всему человечеству, а позже – восстанавливали разрушенное народное хозяйство – и теперь в силу своей немощности остаются зачастую никому не нужны: ни сердобольному государству с его нищенской пенсией, ни родным и близким их людям, поправшим заповеди Русского Православия, – до слёз волнует нас животрепещущими строками поэта.
 
Смотрю с печалью я, мой друг,
На нынешнее время.
Опять усердно рубим сук,
Кляня эпохи бремя.
Вокруг как будто благодать,
Но если приглядеться…
То продолжают воровать,
И на бесстыдстве греться.
Теперь не вор, а «олигарх»
С большим числом охраны
Живёт покруче, чем монарх,
Набив казной карманы.
Соря деньгами в кабаках,
Тусуется «элита».
Судьба страны в её руках,
Но совесть вся пропита.
А рядом в двух шагах всего
Считает мелочь старость,
Чтоб на харчишко кой-чего,
Да на жильё осталось.
 

(«О России»)

Впитавший в себя с молоком матери тепло и родительскую ласку, Валерий Жукин, как благодарный сын, трепетно воссоздаёт незабываемые портреты своих родителей. Ярким подтверждением сказанному служат строки стихотворения «Отец»:
 
Каждой жизни даётся начало
от слиянья горячих сердец.
Слов хороших на свете
немало,
и среди них святое – отец!
В нём и строгость,
и нежная ласка,
и поддержка, когда нелегко.           
В нём и добрая детская сказка,
и тоска, если сын далеко…
Знаю я, что безжалостны
годы.
Не придумали вечных сердец.
Я надеюсь, не выйдет
из моды
это слово святое – отец!

 
Нельзя без чувства трепетного обожания читать и строки стихотворения «Отыщи меня, мама!», посвящённые матери. Сколько нежных молитвенных слов обращено поэтом к ней:
 
Отыщи меня, мама, родная!
Среди павших своих и врагов.
Мне б вернуться домой, дорогая,
Мне б отведать твоих пирогов,
Посидеть за столом вместе с вами,
С батей выпить за встречу
грамм сто,  
С младшим братом босыми ногами
Обойти всё родное село.   
Отыщи меня, мама, родная!
У забвения имя отняв.
Я в Чечне звал тебя, умирая,
Фотографию к сердцу
прижав.


…И вот, уважаемый читатель, мы подошли к последнему циклу книги. Нельзя без волнения, без глубокого сострадания видеть во многих стихах переживания поэта о людской жестокосердности,  попирающей нравственные законы, об умирающих деревнях, которые всегда были существенным базисом нашего Православного исторического бытия.

Родимая земля! В ней русский дух издревле.
Порушенных церквей колокола поют.
Помянем по-людски все русские деревни,
что в памяти у нас нетленными встают.


(«Помянем»)

Но в заключительном цикле помимо стихотворений, отражающих нелицеприятные события и трагические моменты жизни, есть немало жизнеутверждающих стихов, лирических зарисовок: «Давно весны пришла пора», «Зацвела калина белыми цветами», «Морозом ошпарило кисти рябины», где поэт восторженно создаёт удивительно прекрасные картины времён года, с чувством восхищения преклоняется перед единственным величественным созданием природы – перед красотой женщины.
И тогда блестяще, с неописуемым мастерством, воспроизводит Валерий Жукин в своём поэтическом творчестве неповторимые образы женщин.
 
В зеркало вагонного стекла
Я украдкой наблюдал за Вами.
Вы сидели рядом, у окна,
Женщина с красивыми глазами.
Отражался в стёклах окон свет
И блуждал в вагоне между нами.
Из окна Вы бросили букет,
Женщина с красивыми глазами.
Ни упрёков, ни горячих слёз.
«Не прощу!» – лишь пальцем написали.
Поезд в неизвестность Вас увёз,
Женщину с красивыми глазами.
А цветы остались умирать
На сыром перроне, под ногами,
Так и не сумевшие понять
Женщину с красивыми глазами.

 

(«Женщина с красивыми глазами»)


Особым лиризмом освещены стихи Валерия, воссоздающие картины детства. К ним можно отнести стихотворение «Ностальгия», где память переносит поэта в ту романтическую пору, где нет «ухабистых дорог», где под чистым, «голубым небом», его любимая, до боли узнаваемая сердцем школа, – которая иногда огорчала его двойками за контрольные, – но всё равно была родной и, как мать, всепрощающей.
А как удивительно живо, весело и зримо в стихотворении «Февральский день»  воспроизвёл поэт один из ярких, запомнившихся ему на всю жизнь эпизодов из деревенского детства, где вместе с ним так и хочется взбежать на солнечный пригорок, полыхающий куполами церкви, – и одним махом вслед за мальчишками скатиться с крутизны вниз.
 
А на небе февральском ни
облачка.
Солнце красное глаз веселит.
Убегает по снегу вдаль тропочка,
На пригорок, где церковь стоит.
Куполами  горит – не
насмотришься,
Будто вспыхнул костёр
небольшой.
Не захочешь, а Богу помолишься,
И воспрянешь озябшей душой.
Дети с горки на санках катаются.
Их сегодня домой не загнать.
Через голову
В снег кувыркаются –
не беда, 
что ругается мать.
Щёки красные,
будто бы яблоки
Растерял кто-то тут на снегу.          
Неужели же я
снова маленький,
Вон тот рыжий
Без шапки бегу?

 
(«Февральский день»)


Удаль молодого задора слышится во многих стихах Валерия Жукина. Особенно поразило меня своим игривым настроением, весёлой, хмельной удалью и каким-то словесным куражом, стихотворение «Снегири», неповторимую живость и фольклорную окраску которому придают залихватское звучание восьмистиший и упругий, почти чечёточный, ритм, – что так и хочется, очертя голову, пуститься в пляс с какой-нибудь озорной молодушкой.

На ветвях рябины
снегири сидели.
Снегири сидели,
на меня глядели.
Что во мне такого
усмотрели птицы?
Ну, хватил хмельного,
чтоб развеселиться!
Я ходил по снегу
весело вприсядку,
весело вприсядку,
скинув лисью шапку.
Эх, гуляй, бедовый!
Веселись с размахом!
Веселись с размахом!
Всё равно жизнь прахом!


Заканчивая разговор о книге «Божий дар», хочу признаться, что в этой статье я не претендовал на полноту анализа и в самом начале не ставил такой задачи. Читая от страницы к странице, я всё больше и больше удивлялся, открывая для себя неординарность стихотворений, постигая их языковое богатство и поэтическую музыкальность.
Подводя итог сказанному, я искренне поздравляю Валерия Жукина с замечательной книгой, радуюсь самобытному таланту поэта.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2014/05/10, 23:41:00
Г-н Корнилов, позвольте Вас поблагодарить за Ваше интересное представление творчества Валерия Жукова....Хорошо, что Вы так много дали примеров его поэтического текста, что позволяет судить о нем как об Авторе с очень красивым стилем и глубиной содержания....Есть тексты, которые у меня вызвали слезы...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов