Наш мир

1

6856 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 98 (июнь 2017)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 

Наш мир

 

Отличительная особенность мира, в котором мы живём, в том – что он разумен во всех своих проявлениях, несмотря на наблюдаемые нередко явления дегенерации и идиотизма человека, признанного венцом Божьего творения.

Единство, разумность и целеустремлённость рода человеческого, homo sapiens, особенно ощущаешь, когда выходишь за порог собственного дома, за границы своей обыденности.

В Карнакском храме (Египет) я слышал разноязычную речь: русскую (наших теперь везде много), немецкую, японскую, чешскую, польскую, испанскую, французскую, английскую. То же – во время получасовых остановок колонны автобусов в пути от Луксора до Хургады. Испытываешь радостное ощущение единства со всем этим пёстрым миром людей, не озабоченных никакими стратегическими задачами, кроме задачи – отдохнуть и вобрать в себя новые впечатления.

Да, наш мир един. Мы – одна большая разноязычная и разная по цвету кожи, толпа. И всё же мы живём под одним солнцем, дышим одним воздухом, ходим по одной земле. Мы все существа одного разумного вида.

Похоже, что мы – одна семья.

 

Многие люди недовольны своей несчастной судьбой и считают, что мир устроен неправильно, несправедливо. Действительно, жизнь наша переполнена несправедливостями и беззакониями, но это не значит, что возмездие за них не наступит. Хотим мы того или нет, в нашем мире действует закон кармы. Закон воздаяния, или закон кармы, или закон причины и следствия с древнейших времён понимался как один из главных Всеобщих Законов, согласно которому судьба каждого человека, и любого объекта во Вселенной, слагается как результат всех его дурных и добрых дел, намерений и стремлений. Карма есть не только воздаяние за ход нашей жизни, но и труд по созданию собственной судьбы, по своему развитию.

К сожалению, воздаяние обычно следует некоторое время спустя после свершения поступка или деяния, и оно (воздаяние) не всегда очевидно. Многие его не видят и не понимают. Но закон кармы действует неотвратимо и через месяцы, и через годы, и через века.

А что касается жизнеустройства, то поборникам справедливости можно предложить: попробуйте сами представить себя на месте всемогущего божества и управлять миром и людьми. И постарайтесь быть справедливым. Да внимательно отслеживайте, что у вас получится. И будьте при этом честны и последовательны в своих действиях.

Или, что ещё проще, примите под своё начало пять или пятьдесят или пятьсот человек и попытайтесь управлять ими так, чтобы все они были довольны вами и восхваляли вашу справедливость. Практика показывает, что это мало кому удавалось. Хотя, возможно, вашим стараниям однажды воздадут должное, но только после вашего ухода и только в том случае, если вас сменит менее усердный руководитель.

 

 

Зачем мы живём?

 

Несомненно, это самый главный вопрос, который волнует каждого. В поисках ответа можно перечитать тысячу самых умных книг, опросить самых мудрых аксакалов и убедиться, что точного ответа не знает НИКТО.

Возможно, один из смыслов существования человека – в сохранении и содействии эволюции разума, красоты и гармонии нашего мира. Ведь по природе своей человек по-прежнему остаётся неотрывной составной частью этого мира, частью развивающегося единства; поэтому он, даже будучи крайне агрессивным, безусловно, не может не быть заинтересован в поддержании этого единства и сохранении жизни каждой букашки. Существование мира, в котором мы живём, есть главное условие нашего собственного существования. И потому главными заповедями homo sapiens могут быть только такие: не убей! не навреди! люби! Не понимая, или не вполне понимая это, современный человек, для удовлетворения сиюминутных потребностей или просто в борьбе за своё существование или в борьбе за утверждение собственной власти, порой наносит колоссальный ущерб окружающему миру.

Мы живём слишком мало, чтобы понять – зачем? Человек обладает колоссальным потенциалом, но по каким-то, пока неизвестным причинам, использует его недостаточно. В то же время его анатомия и физиология таковы, что обеспечение функций поддержания собственной жизнедеятельности занимает у него слишком много времени и сил в ущерб его интеллектуальной и духовной деятельности. Едва он начинает что-то понимать в смысле жизни, как его одолевают немощь, болезни, старость, и его физическая дряхлость часто переходит в интеллектуальную беспомощность, иногда – в кретинизм. Человек уже не имеет сил сопротивляться. Он умирает, в большинстве случаев так и не поняв, зачем был явлен в этот мир.

Между тем, кто знает, если бы продолжительность человеческой активности, включая его трудовую и репродуктивную способность, составляла хотя бы лет 150-200, и если бы его энергетические затраты на поддержание активных жизненных процессов были хотя бы вполовину меньше, возможно, его самопознание и эволюция пошли бы быстрее.

Впрочем, постижение ценностей мира не всегда приходит с возрастом. Эволюция каждого человека зависит от разнообразия опыта, переживаемого им персонально, сложности и трудности решаемых задач. Чем сложнее житейские, производственные, социальные задачи, чем страшнее опасности (бесчестие, увечье, снятие с работы, угроза смерти), чем больше личный опыт преодоления трудностей и решения задач, тем выше умственный и духовный потенциал личности. Кроме того, у тех, кому удаётся, преодолевая трудности, пожить дольше, шансов на приобретение такого опыта больше, чем у тех, кто живёт меньше.

Человек не может жить, не задавая себе вопроса: «жизнь, зачем ты мне дана?» и не пытаясь найти на него ответ. Общество, семья, родные, окружающий мир ставят перед ним какие-то цели, и именно достижение поставленных другими людьми целей долгое время представляется ему смыслом его жизни. Но когда он в итоге задумывается о конечном смысле своего собственного земного пути, то не всегда и не вполне может его осмыслить.

Ну, посадил дерево, выкопал колодец, построил дом, вырастил сына, – вроде, всё сделал, как заповедано. Пока делал, некогда было думать, хорошо ли получалось, но ощущение успеха было. Делал ещё тысячи таких же дел, как будто старался. И вот –скоро помирать, а оказывается, что посаженное дерево сохнет, колодец заваливается, дом стоит, но сын в нём не живёт – он из тюрем не выходит. Человек в растерянности: как же так, ради чего все старания? А главное – что дальше? Умрёт он – и все дела его забудутся? Получается, что всё было напрасно и что прав был Екклесиаст, говоря, что всё есть суета? Выходит, жизнь бессмысленна?

А вот у другого всё сложилось иначе: не дерево, а целый сад, посаженный им, растёт и плодоносит, из выкопанного им колодца соседи берут воду и нахваливают хозяина, сын – умница и добропорядочный труженик. Казалось бы, выполнил человек всё, что ему положено, и, умирая, оставляет о себе добрую память. И сын его делает то же, что делал он, и верится, что внуки и правнуки продолжат череду добрых дел. Но какой в этом прок? Разве эти дела могут что-то изменить в жизни человечества, планеты?

Хочется верить, что что-то изменят.

Есть немало доказательств того, что условием не только выживания, но и эволюции человечества и Вселенной как развивающихся систем является умение их подсистем и элементов работать слаженно, в кооперации, и именно эти умения развивает человек, живя на Земле. Возможно, чтобы приблизиться к пониманию смысла земного человеческого существования, проще вопрос поставить так: что остаётся от человека после его смерти? Нетрудно догадаться, что ответ здесь возможен только один: остаётся от человека только то, что было имотдано другим.И дерево, и колодец, и дом останутся служить людям, если всё это было предназначено для людей. А хороший сын продолжит это предназначение.   

Следовательно, и родителям, и педагогам, и всему обществу нужно в каждом человеке с раннего возраста воспитывать понимание и чувствование своего предназначения и желание отдавать.

Кроме того, смыслом существования человека является познание окружающего мира, Вселенной (Бога) и, главное, – познание самого себя.

По мнению философа Г.С. Батищева, чтобы жить не напрасно, «человек должен не просто быть самовоспроизводящим, продолжающим себя как вид, но дать нечто принципиально иное, лучшее и большее – что не вырастает естественно стихийным способом, но что возможно только нравственно выработать, произвести, создать».

Однако здравый смысл подсказывает, что самое главное, вероятно, заключается в том, что каждый из нас должен сам найти свой смысл. Бывший узник фашистских концлагерей психотерапевт Виктор Франкл даёт нам такое наставление: «Один из важнейших уроков, которые я усвоил в Освенциме и Дахау, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлён в будущее, кто верит в своё призвание и мечтает выполнить cвоё предназначение … Смысл не  только нужно, но и можно найти».

И ещё. Являясь творением Бога (или Природы), т.е. «тварью» (от слова «творить»), человек, как показывает опыт тысячелетий, сам способен к творчеству. Нельзя не догадаться, что человек во многом богоподобен по совершённым делам своим. (Правда, по делам своим временами он способен быть и скотоподобным.) Человек – не только продукт Эволюции, но и свободно развивающееся сущее. Поэтому можно предположить, что ещё один из смыслов нашего бытия состоит в том, чтобы сотрудничать вместе с высокоразвитыми существами Космоса, всё более осознавая своё высокое достоинство соучастников общих дел во Вселенной.

А пока до Космоса мы ещё только пытаемся дотянуться, прислушаемся к мудрому совету, который даёт наш А.П. Чехов: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Алексей Курганов
2017/06/16, 19:31:14
"Зачем мы живём?". Ну, вопрос! Отвечаю: НИ ЗАЧЕМ! Как сказал Фромм, смысл нашего бытия - с собственной личности. То есть, живём потому что живём. И всё. Другие объяснения - чистейшей воды спекуляция.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов