Дитя революции

0

6751 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 114 (октябрь 2018)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Замлелова Светлана Георгиевна

 

К 100-летию комсомола 

 

Отнюдь не все, кто состоял в Коммунистическом союзе молодёжи в 80-е гг. (особенно после 1985-го), вспоминают своё пребывание в организации добрым словом. В основном комсомольцами становились исключительно ради поступления в ВУЗ или ради дальнейшей карьеры, а тех, кто видел в присоединении к союзу молодёжи какой-то иной, менее приземлённый смысл, становилось всё меньше. Комсомол продолжал давать характеристики для продолжения учёбы после школы, мог взять на поруки провинившегося товарища. Но всё это носило характер формальный и напоминало скорее ритуал, нежели действительное участие и помощь. Обязательными оставались и ежемесячные собрания, где подводились итоги, разбирались дела комсомольцев и намечались новые планы работы. Но и собрания проходили только потому, что так было нужно – интереса к происходящему или желания работать у молодёжи не было. Комсомольцы зевали, фыркали и закатывали глаза, выражая тем самым пренебрежение к «обязаловке», к навязываемым церемониям, к ни о чём не говорящим словам.

 

Сама процедура вступления в ВЛКСМ превратилась в какое-то состязание формальностей и условностей. Принимали не просто достойных и желающих отдать свои силы и знания на общее благо, а тех, кто ловчее ответит на заранее заготовленные и давно всем известные каверзные вопросы. Конечно, хорошая учёба и примерное поведение влияли на решение по той или иной кандидатуре – хулиганов и двоечников могли и не принять в комсомол. Но едва ли не большее значение получили правильные ответы на вопросы вроде: «Сколько стоит Устав ВЛКСМ?» или «Сколько комсомольцев участвовало во взятии Зимнего?» Дело в том, что разволновавшийся кандидат мог вовремя и не сообразить, что штурмовать Зимний комсомольцы не могли по причине отсутствия на тот момент комсомола как такового. Что же касается цены, то брошюра действительно стоила какие-то копейки, но Боже вас упаси об этом вспомнить на вступлении! На вопрос о цене существовал один-единственный правильный ответ: «Устав комсомола бесценен…» И дело не в том, что, по сути, так оно, может, и было, а в том, что суть-то эту молодёжи 80-х приходилось запоминать. Да и цели тех, кто изощрялся, задавая свои вопросы с подковырками, ничего общего со строительством коммунизма не имели, что было понятно и очевидно и ни о чём более как об упадке не свидетельствовало.

 

И вот, вызубрив брошюру о демократическом централизме и моральном кодексе строителя коммунизма, затвердив годы жизни видных коммунистов и комсомольцев, уяснив подвохи и скрытые смыслы, молодой человек получал билет и значок, служившие карьерным стартом. Да, где-то за спиной остались имена Николая Островского и полумифического Павки Корчагина, Александра Косарева и Бориса Дзнеладзе, Зои Космодемьянской и молодогвардейцев, строителей Днепрогэса и Братска, покорителей казахстанской целины и сибирской тайги. Но всё это осталось в прошлом, а молодёжь 80-х стремилась не к подвигам, а к красивой и устроенной жизни. Тем более что с перестройкой об энтузиастах и героях заговорили как о сумасшедших.

 

Ни одна идея не может владеть умами вечно, без обновления и переосмысления. Каждый человек, любое человеческое сообщество, да и человечество в целом время от времени совершают символический «исход», обновляясь и обретая новые смыслы и ценности, ставя перед собой новые цели и по-новому воспринимая действительность. Но далеко не всегда находятся те, кто способен повести за собой, объяснить человеку, каким должен быть этот самый «исход». Так было и в конце 80-х. Советское общество действительно нуждалось в обновлении – нельзя же сто лет эксплуатировать одни и те же истины в неизменном виде, превратив их в догму, – но руководители не сумели выдвинуть новые жизнеспособные идеи, могущие сплотить общество, организовать молодёжь, объяснить, каким должен быть социализм в наступающем XXI в. Точнее, это и не входило в задачи руководства, втайне от народа уже пожавшего невидимую руку рынка. А потому скепсис, как ржавчина, разъедал с некоторых пор и советскую страну, утратившую веру в идеалы, и советский строй. Ощущение, что всё было не так, всё было зря, что всё надо начинать сначала, преследовало многих – об этом говорили на кухнях и писали в газетах, на это намекали в кино и на эстраде. Те рассуждения и взгляды лучше всего характеризует определение, данное С.Г. Кара-Мурзой: «потерянный разум». Действительно, потеряв разум, люди устремились к новому, круша и ломая всё, что напоминало старое. Даже если это старое было полезным и необходимым.

 

Не стал исключением и Коммунистический союз молодёжи, объединивший за годы своего существования более двухсот миллионов человек, выдвинувший целую плеяду героев и тружеников, воспитавший на лучших примерах не одно поколение молодёжи. Вскоре после путча 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было принято решение о самороспуске. Комсомол умер, не дожив до 73 лет. Стране уже не было дела до этой кончины. Тем более о комсомоле стали говорить, что он оказался не только кузницей партийных кадров, но и неплохой школой бизнеса – кое-кто из комсомольских вожаков подался в предприниматели и весьма преуспел. А это означало, ни много ни мало, полное перерождение, обращение в противоположное первоначально задуманному состояние.

 

Когда-то, в далёком 1918 г. появление на свет комсомола стало настоящим праздником для многих молодых людей. Интересно и важно, что появилась организация по инициативе снизу, а не по указке сверху. К тому времени по всей стране существовали и действовали союзы рабочей и крестьянской молодёжи. Действовали не только в центральной России, но и на окраинах, подчас нелегально и под угрозой ареста. Цель этих союзов заключалась в объединении единомышленников, в разъяснительной работе в связи с революцией и противостоянием разных политических сил. Между отдельными союзами устанавливались связи, возникали губернские или областные организации. Потребность в объединении, в общей работе и борьбе не была пустым словом. Сегодня кто-то даже не допускает мысли о том, что люди того времени в самом деле жили совершенно другими интересами и смотрели на мир другими глазами. Тогдашняя молодёжь, не только из простых семей, мечтала не о каком-то аналоге джинсов, не о модном бурнусе или салопе. Преобразование мира, строительство новой и справедливой жизни, отдание долга тёмному и во многом бесправному народу, учёба, образование, борьба с интервенцией и контрреволюцией, восстановление хозяйства, процветание первого в мире государства рабочих и крестьян – всё это действительно волновало молодёжь страны победившей революции. Кроме того, многие прекрасно понимали, что не все молодые люди отличаются сознательностью и цельностью и что риски пагубного влияния, в том числе со стороны врагов революции, да и просто криминального элемента, остаются всегда. А потому организация молодёжи, вовлечение молодых людей в злободневные созидательные процессы, особенно важны в условиях нестабильности или даже хаоса, расползавшегося по стране.

 

Не прошло и года после Октябрьской революции, а молодые люди самой молодой страны уже задумались о едином союзе, об организации, которая смогла бы сплотить их всех. Весной 1918 г. в Московский и Петроградский союзы рабочей молодёжи стали приходить письма из провинции с предложениями и просьбами провести съезд союзов рабочей молодёжи, чтобы объединиться всем союзам в один и разработать общую программу развития молодёжного движения.

 

Известно, например, письмо Калужского Союза социалистической рабочей молодёжи в Московский комитет СРМ от 8 апреля 1918 г. Калужане писали: «Возьмите, товарищи, на себя инициативу, выработайте нормы представительства, повестку съезда <…> возможно шире оповестите через газеты, и, если можно, письменно, все однородные союзы, и тогда, окончательно назначив день, возьмёмся дружней за общую работу». И уже летом подготовка к съезду началась. Петроградский комитет разослал в краевые организации письма с просьбой сообщить о возможности прислать своих представителей на съезд.

 

Было создано организационное бюро по подготовке съезда, которое обратилось с воззванием к союзам молодёжи продвигать идею съезда, оповещать всех и самим серьёзно готовиться. И подготовка началась. По всей стране, где только было возможно, учитывая интервенцию и гражданское противостояние, проходили встречи и конференции, на которых избирались делегаты будущего съезда. Молодёжь буквально грезила этим съездом и своим союзом, связывая с ним надежды на будущие успехи и победы. Распространение идей коммунизма представлялось многим тогдашним юношам и девушкам важнейшим делом, способным восстановить порядок и наладить новую жизнь. В осуществлении этих планов должна была помочь единая молодёжная организация. Даже название к осени 1918-го многие региональные союзы переменили с «социалистического» на «коммунистический», предлагая и будущий союз определить тем же словом. Участвуя в подготовке к съезду, Я.М. Свердлов также выступил с предложением назвать единый союз коммунистическим, имея в виду, что союз должен будет давать коммунистическое воспитание, то есть разъяснять молодёжи идеи коммунизма и принципы его построения.

 

Само собой, что коммунисты активно участвовали в подготовке к съезду. А Петроградский комитет РКП(б) 10 октября 1918 г. даже обязал «всех членов партии в возрасте до 20 лет записаться в члены союза молодёжи и принимать в нём активное участие».

 

Взволнованная подготовка к съезду шла по всей стране. И вот, наконец, 29 октября 1918 г. в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи. Отовсюду, откуда только было возможно в условиях войны, съехались на съезд полуголодные, плохо одетые делегаты – всего 176 с решающим и 19 с совещательным голосом. Среди 176 были 88 коммунистов, 38 сочувствующих, 45 беспартийных и 5 представителей других партий – меньшевиков, эсеров и анархистов. Делегатам предстояло решить, для чего создаётся новый союз и как именно он станет осуществлять поставленные задачи, утвердить Устав и Программу нового союза, определиться с целями съезда. Делегатов надлежало просветить по части международной и внутренней обстановки, дать наказ по работе в регионах. Повестка дня съезда включала в себя следующее: доклад о текущем моменте, Программа и Устав, обсуждение международного юношеского движения, культурно-просветительской работы, а также организационных вопросов.

 

Решено было избрать почётного председателя съезда, которым стал В.И. Ленин, и отправить к нему своих делегатов – сам Ленин не присутствовал на съезде. А ещё слушали доклады, приветственные телеграммы, много говорили о необходимости создания Коммунистического интернационала молодёжи… И всё это без принуждения, без «обязаловки», с подлинным интересом, с верой в каждое слово.

 

Были приняты Программа, опубликованная в декабре 1918 г., и Устав. Комсомольцы обязались хранить верность идеалам и принципам Коммунистической партии, распространять идеи коммунизма и активно участвовать в строительстве нового общества. Устав определял место комсомола в политической системе общества, отношения с партией, права и обязанности комсомольцев, организационные принципы, нормы жизни и методы деятельности. Приняли также и резолюцию, предписывающую комсомольцам проводить культурно-просветительскую работу, «развивать широкую деятельность по организации клубов, читален, библиотек, лекций и митингов по разным вопросам, кружков по изучению литературы, различных курсов и школ <…> хоров, оркестров, театральных кружков, распространяющих искусство среди рабочей и крестьянской молодёжи». То есть предполагалось, что комсомольцы – это не просто молодые революционеры, но передовая, наиболее культурная, образованная и политически грамотная часть молодёжи, задача которой – вести за собой других, быть примером, организовывать и просвещать соотечественников.

Вскоре после съезда, 4 ноября 1918 г., состоялся первый пленум Союза молодёжи, избравший Центральный Комитет. Все члены комитета – Бабушкин, Голиков, Рывкин, Пеньков, Полетаев, Шацкин, Цетлин – были коммунистами. И в тот же день делегацию съезда принял В.И. Ленин, чьё имя комсомол получил спустя шесть лет. Но это, как говорится, совсем другая история.

 

День I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодёжи стал днём рождения РКСМ или ВЛКСМ. Многие в те годы даже не заметили этого события, в воспоминаниях людей, не имеющих отношения к комсомолу, не встретишь ни строчки, посвящённой появлению новой молодёжной организации. Но очень скоро о комсомоле узнала вся страна.

 

В Гражданской войне участвовали примерно двести тысяч членов РКСМ, а число комсомольцев с 1918 по 1920 гг. выросло с двадцати двух тысяч человек до четырёхсот восьмидесяти. Закончилась Гражданская война, началось восстановление хозяйства, а затем – время великих строек. И снова комсомол впереди: при активном участии молодёжи были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб... В первый же год Великой Отечественной войны на фронт ушли два миллиона комсомольцев. Партизанские отряды почти наполовину состояли из членов ВЛКСМ, а комсомольское подполье на оккупированных территориях стало символом героизма. Половина Героев Советского Союза в возрасте до 30 лет – комсомольцы. За время войны в ряды ВЛКСМ вступило порядка двенадцати миллионов человек. В восстановлении страны после войны комсомол снова принял горячее участие. С 1954 по 1955 гг. целинные земли Казахстана и Сибири отправились осваивать почти четыреста тысяч комсомольцев. Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, Байкало-Амурская магистраль имени Ленинского комсомола, нефтепровод «Дружба» – всего примерно 1500 объектов построены комсомольцами… За боевые и трудовые заслуги комсомол награждён орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, тремя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции.

 

С самого своего рождения комсомол стал поистине уникальным объединением, единственным примером массовой самоорганизации молодёжи. Едва ли в истории человечества было что-то подобное по охвату, влиянию и вкладу в развитие страны. В годы своего расцвета комсомол действительно воспитывал и формировал, учил и наставлял.

 

Но минуло почти тридцать лет, как нет на свете ВЛКСМ. Так что же осталось, чем запомнился комсомол? Неужели только юными бюрократами, задающими дурацкие, не идущие к делу вопросы и перерожденцами-олигархами? Нет. Запомнился комсомол плеядой героев и подвижников. Запомнились молодые люди, горячо верящие в идею справедливости и увлечённые борьбой за Правду. Запомнились удивительные судьбы, примеры величия духа и редкая целостность натур.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Евгений Бузни
2018/11/05, 01:23:12
Замечательная статья по истории комсомола. Вспоминаю свою комсомольскую юность. Я никогда не был ура-патриотом, а просто патриотом был. В седьмом классе вступил в комсомол и сразу спросил: что делать? Пошли по городу собирать металлолом, потом макулатуру. Сразу после школы работал на киностудии, где был самым молодым в звукоцехе, но избран комсоргом. Ушёл в армию. Там командир роты предложил мне вступить в партию, а я отказался, сказав, не хочу, чтобы меня потом упрекали в том, что в армии всех подряд принимают в партию. Как знал. Потом при приёме в партию у меня были осложнения. По возвращении из армии мне предложили работу в горкоме комсомола инструктором по промышленным организациям. Я курировал работу почти 10000 комсомольцев города. Был начальником штаба городского комсомольского прожектора и возглавлял работу "Лёгкой кавалерии", которая проверяла работу продавцов торговых точек города, проверяли работу общежитий, наводили порядок на танцплощадках города. Позже работал освобождённым секретарём комсомольской организации строительного управления. Как член пленума горкома, выступил на одном из заседаний пленума с критикой работы нового секретаря горкома комсомола. После этой моей речи, завершившейся бурей аплодисментов, меня сняли со всех занимаемых мною комсомольских постов. Но меня поддержала республиканская газета "Комсомольское знамя", а через некоторое время в "Комсомольской правде" вышла статья Вики Сагаловой "Правда для узкого круга", в которой полностью оправдывалось моё выступление на пленуме. И в такой обстановке я попросил у горкома рекомендацию в партию. Мне отказали,мотивируя "проявленной близорукостью". Но моя комсомольская организация отказалась от требования горкома избрать себе нового секретаря и рекомендовала меня в партию. В горкоме партии меня хорошо знали и, не смотря на возражения горкома комсомола, утвердили решение о приёме меня кандидатом в партию, а через год и членом партии. Вот такая краткая история с моим комсомолом, когда я был и членом городского литературного объединения, и проводил городские комсомольские вечера отдыха,и ходил в походы, да и много чего интересного делали в комсомоле.
Алексей Курганов
2018/10/30, 15:40:14
Да, к комсомолу можно относиться по-разному. Не в этом дело. А главное и даже ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ в том, что комсомол-то развалили, а ничего взамен ему НЕ ПРИДУМАЛИ! А почему? А потому что Штирлиц совершенно правильно сказал: "Критиковать и злобствовать всегда легко Придумать разумный выход значительно труднее". Вот и не придумали. Мозгов для "придумки" не хватило.
Диана
2018/10/30, 05:54:19
А ещё остались дети тех комсомольцев, которые пронесли веру в свою страну, как бы она не называлась. Я имею в виду свое поколение, которое тоже не формально относилось к этой организации. А главное, мы смогли кое - что сохранить и в своих детях. По меньшей мере оптимизм, а в большей степени веру в то, что мы тоже можем изменить мир. Прекрасное чувство созидания, которое и было главной идеей комсомола. Так что, не все так плохо, как иногда пытаются изображать сейчас.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов