Рождественские стихи Иосифа Бродского

-1

7205 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 117 (январь 2019)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Балтин Александр Львович

 

Сретенье, как следствие Рождества; как взаимодействие причины со следствием, и вместе – самостоятельность оного, как вехи в жизни Христа; сретенье-встреча, сретенье – указание грядущего.

 

Стихотворение Бродского гудит и течёт, строки с неумолимостью следуют одна из другой, и, совмещаясь, создают внушительное полотно, где и атмосфера тотального иудейского храма передана, как своеобычный макрокосм – с вхождением в него множества микрокосмов…

 

Известно, что Бродский писал рождественские стихи практически ежегодно, и сумма их, взращённая летами, передавала и изменения его сознания, и линию врастания человека в космос вообще, подтверждая, что цель существования – духовное развитие, постепенное достижение областей, что кажутся зыбкими, становясь всё конкретней и конкретней по мере того, как человек удаляется от пункта рождения.

 

Так, «В Рождество все немного волхвы…» изобилуя материальными подробностями мира, отсылая теперь к советского Новому году, выводило в финале, минуя пороги истории, к чистоте духовных мерцаний, к необыкновенно высоким ощущениям, каких добивался поэт.

 

Или искал их.

«Рождественская звезда» 1987 года с финалом:

 

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка, издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

 

Будто включает читающего в действительность параллельных миров, астральных сгустков, где взгляд Отца Отцов воспринимается, как нечто близкое – так чувствовать, избыточно переживая и пережёвывая конкретику мира, данного нам, уже едва ли возможно: нужно сделать шаг в сторону, или совершить головокружительный подъём.

 

Так, совершая взлёты, Бродский увлекал за собой способных к полёту; в последней строфе стихотворения 1993 года – «Что нужно для чуда?..» Он декларирует:

 

А если ты дом покидаешь - включи

звезду на прощанье в четыре свечи,

чтоб мир без вещей освещала она,

вослед тебе глядя, во все времена.

 

И тут уже «мир без вещей» – как выход в чистую реальность времени и таких глубин, за которыми  следует разве что иное воплощение – в посмертье.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Сергей Филиппов
2019/01/17, 22:30:04
У поэтов всяко было с давних пор.
Что ни день, - то драка, что ни час, - то спор.
После примиренья, снова гомонят
В день благодаренья хвалят всех подряд.

А теперь к услугам нашим интернет,
Поливай друг друга, получай в ответ.
Даже не умея толком рифмовать,
Каждый ахинею может написать.

Но имей отвагу пишущий собрат,
Стерпит всё бумага, Сети не простят.
Голову иль руку не клади им в пасть,
Будут больно тюкать, издеваться всласть.

Рвать, как Тузик грелку, будут за космизм,
Будет вам и белка, будет и трагизм.
Макрокосм и микро не простят, браток,
Только пар их быстро весь уйдёт в свисток.
Диана
2019/01/08, 10:01:42
Спасибо, Александр, что опять напомнили о Бродском именно в Рождество. Слава Богу, у всех его недоброжелателей хватило ума не отвергнуть удивительный цикл стихов поэта о Рождестве. И мы опять увидели звезду, подняли голову и посмотрели на небо. Удивительно, как созвучны его строки с этим праздником. Наверное, потому, что это стихи для души, а такие даются от Бога, как справедливо считал сам поэт.
Николай Полотнянко
2019/01/08, 06:34:28
"Стихотворение Бродского гудит и течёт, строки с неумолимостью следуют одна из другой, и, совмещаясь, создают внушительное полотно, где и атмосфера тотального иудейского храма передана, как своеобычный макрокосм – с вхождением в него множества микрокосмов…"

Г-н Балтин, Рождество свершилось, не в "атмосфере тотального иудейского храма", в котором явит себя существо противоположное Спасителю. Христос родился рядом с овцами.
Прежде, чем возносить Бродского, или другого русскоязычного поэта вам следует прочитать любое стихотворение русского классика, чтобы освежить вкус, а то из вас валом валят макрокосм, микрокосм... Вы так всех читателей Бродского распугаете своей библейской учёностью. То, что вы цитируете из недопоэта, есть "проза, при том весьма дурная".
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов