Юбилей Союза писателей СССР

2

6185 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 124 (август 2019)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

Литература – это целый мир. Бесконечный источник разных точек зрения, мир идей, фантазий, философских основ. Она нужна человеку как воздух. Литература учит чувствовать, вдохновляет, зовёт человека вперед. Это хорошо понимали руководители нашего государства, когда принимали решение о создании Союза писателей СССР – творческой элитарной организации.

Писатель и его творчество с этого момента становились для власти ресурсом: наравне с экономикой, промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами государственной деятельности. Формируя сознание масс, писатели играли огромную роль в идеологической борьбе.

В 1934 году на Первом съезде писателей (17.08-01.09) этот союз был создан. Он пришёл на смену Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). По свидетельству современников, атмосфера этого съезда напоминала большой праздник.

Во главе СП СССР с момента его образования стояли: Максим Горький (1934-1936), Алексей Толстой (1936-1938), Александр Фадеев (1938-1944, 1946-1954), Николай Тихонов (1944-1946), Алексей Сурков (1954-1959), Константин Федин (1959-1977), Георгий Марков (1977-1986), Владимир Карпов (1986-1991), Тимур Пулатов (1991).

В большинстве своём это очень известные и талантливые писатели, авторы произведений, ставших достоянием мировой литературы, такие, как романы: «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Дело Артамоновых» (М. Горький), «Хождение по мукам», «Пётр Первый» (А. Толстой), «Последний из Удэге», «Молодая гвардия» (А. Фадеев), «Необыкновенное лето» (К. Федин), «Строговы», «Соль земли», «Сибирь» (Г. Марков), «Вечный бой», «Не мечом единым» (В. Карпов).

 

Надо иметь в виду, что русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Писатели всегда были учителями жизни. Они помогают человеку постичь самого себя и окружающий мир, прививают любовь к Родине, истории своего народа. Дают понятия о добре и зле, правде и кривде. Литература формирует нравственные принципы, идеалы поведения. Кроме того литература является главным хранителем языка. А, ведь, сбережение языка равноценно сбережению народа, его истории, характера и памяти. Она мощный источник воспитания личности. Роль литературы трудно переоценить.

Поэтому Союз писателей (СП) стал инструментом в руках власти для тотального контроля над творческим процессом. Структурно СП был организован по секциям: проза, поэзия, драматургия, перевод художественной литературы, секция детской литературы, по литературам народов СССР, по работе с молодыми писателями. Во главе каждой секции – секретариат или бюро. Высшим руководящим органом СП СССР был Всесоюзный съезд писателей. Исполнительный орган съезда – правление.

Численный состав организации (СП СССР) с 1934 г. по 1989 г. вырос с 1500 до 9920 членов, из них 3665 человек писали на русском языке. В довоенные годы в стране властвовала атмосфера страха и всеобщей подозрительности. Социальные и политические гонения в СССР начались после завершения последнего этапа Гражданской войны. В период 1934-1940 годов начинает работать так называемая машина репрессий: один за другим проходили процессы над «врагами народа». Деятели литературы, которые отклонялись от линии партии и позволяли себе «своё мнение иметь», наказывались. Так, в 1936-1939 годах были арестованы и погибли: И. Бабель, Л. Авербах, А. Воронский, О. Мандельштам, М. Кольцов. По вымышленным обвинениям были расстреляны также такие известные русские поэты, как Н. Клюев, П. Орешкин, С. Клычков, В. Наседкин, И. Приблудный и многие другие писатели и поэты.

Рассматривая документы писательских съездов, можно сделать вывод, что отношения между писателями были очень сложными.

Так, В. Карпов написал о дачном писательском посёлке Переделкино, где жила элита Союза писателей СССР: «Какие страсти здесь бушевали! Жили рядом друзья и враги. В газетах, журналах и радио, а позднее и по телевидению они хвалили и перехваливали друг друга, курили фимиам и стирали в порошок. Стукачи и будущие репрессированные гуляли по одним дорожкам, сидели рядом за праздничными и будничными столами…»

 

Великая Отечественная война, ставшая в истории человечества самой кровопролитной, унесла жизни миллионов людей. Нельзя оставаться равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат, всего нашего народа, в том числе писателей. Писатели-фронтовики – это поколение героических личностей. Около тысячи членов СП СССР были награждены в годы войны боевыми орденами и медалями, а более четырёхсот погибли на полях сражений.

Восемь писателей во время Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза: П. Вершигора, М. Борисов, А. Бережевич, Г. Малик, Г. Гофман, Г. Збанацкий, В. Карпов, Б. Котов. Позже за подвиги, совершённые в годы войны, звания Героя Советского Союза были удостоены: М. Джалиль, М. Бауыржан. До войны это звание получил лётчик и член СП СССР М. Водопьянов. По состоянию на 1 марта 1986 года на учёте в СП СССР состояло: Героев Советского Союза – 21, Героев Социалистического Труда – 46.

Подвиг всегда связан с состоянием духа. Подвиг – это взрыв, это всплеск, к которому нужно готовиться всю жизнь, чтобы в тот самый единственный миг не оплошать и совершить его.

Писатели и поэты, участники войны, донесли до современного поколения людей историю человеческих судеб, атмосферу фронта, подполья, партизанского движения, истории жизни и героического труда в тылу.

 

Глубокие, проникновенные произведения о военном лихолетье, о героизме нашего народа написаны М. Шолоховым, К. Симоновым, А. Сурковым, А. Твардовским, В. Катаевым, С. Наровчатовым, Ю. Бондаревым, Г. Баклановым, Б. Васильевым, В. Астафьевым, В. Быковым, Ю. Друниной, В. Некрасовым, В. Кондратьевым, Э. Казакевичем. Их творчество пронизано остротой переживаний и верой.

А песни военных лет пела вся наша огромная страна. Это: «Священная война» (В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александров); «Жди меня» (К. Симонов, муз. М. Блантер); «В лесу прифронтовом» (М. Исаковский, муз. М. Блантер); «Давай закурим» (И. Френкель, муз. Табачников); «Тёмная ночь» (В. Агатов, муз. Н. Богословский); «Смуглянка» (Я. Шведов, муз. А. Новиков); «Враги сожгли родную хату» (М. Исаковский, муз. М. Блантер); «Эх, дороги» (Л. Ошанин, муз. А. Новиков); «В землянке» (А. Сурков, муз. К. Листов); «Заветный камень» (А. Жаров, муз. Б. Мокроусов) и др.

 

Песня «Соловьи» (А. Фатьянов, муз. Соловьёв-Седой) покорила фронтовиков своей задушевностью и искренностью. Это был гимн всему живому и вечному на земле! («Пришла и к нам на фронт весна, / Солдатам стало не до сна / Не потому, что пушки бьют, / А потому, что вновь поют, / Забыв, что здесь идут бои, / Поют шальные соловьи…»).

«Это бессмертная песня. В ней есть самое главное – это душа народа», – говорил знаменитый маршал Георгий Константинович Жуков.

Стихи живые, они просты и понятны каждому. Чёткие и лёгкие строки, незатейливые рифмы. В них ноты человечности и жизнелюбия звучат глубоко и пронзительно.

В апреле 1945 года по дороге на фронт Фатьянов и Соловьёв-Седой сочинили негромкую, но очень задушевную песню «Давно мы дома не были». («Горит свечи огарочек, / Гремит недальний бой. / Налей, дружок, по чарочке, / По нашей фронтовой! / Не тратя время попусту, / По – дружески да попросту / Поговорим с тобой…»).

 

Эти песни можно было услышать у походного костра и в землянке, они доносились из вагонов воинских эшелонов и разносились над походными войсковыми колоннами. Зазвучавшие в тяжёлую годину военных испытаний, песни глубоко проникали в душу и сердца людей. Они стали своеобразной летописью подвига нашего народа в годы военного лихолетья.

И все это – в простых, доступных образах, без лишних художественных изощрений. Поражаешься, как можно сказать всего несколькими простыми словами так много.

Война оказала огромное влияние на наше общество. Пройдя сквозь горе и муки, люди жили надеждой на то, что с окончанием войны всё изменится к лучшему.

 

Второй съезд писателей, созванный после долгого перерыва в 1954 году, отразил в себе новую ситуацию междувременья после смерти И. Сталина. Писательский съезд готовился как сигнал: всё остается по-прежнему. Люди же хотели свобод и обновлений. А правда о масштабе репрессий в стране, озвученная позже на двадцатом съезде КПСС, ещё не была обнародована. Поэтому большинство делегатов пребывали в безмолвии.

В 1959 году под знаком борьбы с ревизионистскими тенденциями прошёл Третий съезд писателей. Выступавший на нем Н. Хрущёв, сравнил писателей с артиллеристами: «Писатели – это своего рода артиллеристы. Они расчищают путь для нашего движения вперёд, помогают нашей партии в коммунистическом воспитании трудящихся».

 

В послевоенные годы были опубликованы книги К. Симонова «Живые и мёртвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964); С. Смирнова «Брестская крепость» (1957-1964); Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Последние залпы» (1959); Г. Бакланова «Южнее главного удара» (1958), «Пядь земли» (1959); роман Л. Леонова «Русский лес» (1953); повести В. Тендрякова «Суд» (1960), «Чрезвычайное» (1961), «Короткое замыкание» (1962), «Шестьдесят свечей» (1972), «Ночь после выпуска» (1972), «Расплата» (1979); стихи А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Н. Заболоцкого, Н. Асеева, Э. Асадова, Ю. Трифонова, А. Митты, Г. Шпаликова, Р. Казаковой, Р. Рождественского, Ю. Мориц и др.

В это же время написаны замечательные песни: «На безымянной высоте» (М. Матусовский, муз. В. Баснер); «Офицеры» (Е. Агранович, муз. Р. Хозак); «День Победы» (В. Харитонов, муз. Д. Тухманов) и др.

 

Во второй половине прошлого столетия в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых стала современная им деревня, судьба русского крестьянства, взаимоотношение деревни и города (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Шукшин). В жанре научной фантастики работали братья Стругацкие. Вышли из печати книги Г. Жукова «Воспоминания и размышления» и А. Василевского «Дело всей жизни»; роман В. Кожевникова «Заре навстречу» (1956-1957); роман В. Закруткина «Сотворение мира» (1955-1967); романы и повести М. Алексеева «Вишнёвый омут» (1961), А. Иванова «Тени исчезают в полночь» (1963), «Вечный зов» (1970), И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1975), Д. Гранина «Иду на грозу» (1962) и др.

 

В год 50-летия Октябрьской революции (1967) собрался Четвёртый съезд писателей, поэтому доклады и выступления делегатов были обращены к истории советской литературы. Съезд как бы подвёл итоги развития нашей литературы за полвека.

Прошедший после ХХIV съезда КПСС, Пятый съезд писателей (июнь-июль 1971 года) «продемонстрировал готовность советских литераторов внести достойный вклад в борьбу народа за претворение в жизнь исторических решений партии».

 

Период между приходом к власти Л. Брежнева (1964) и началом «Перестройки», организованной М. Горбачёвым в 1986 году, характеризуется относительной стабильностью, отсутствием серьёзных экономических и политических потрясений и ростом благосостояния людей. Советский Союз в эти годы достиг пика своего могущества, добился ядерного паритета с США и был признан супердержавой.

В системе Союза писателей по состоянию на 1 марта 1986 года издавалось 17 литературных газет на 15 языках народов СССР, более сотни толстых литературно-художественных журналов (с учётом республиканских) на 45 языках народов СССР и 5 иностранных языках, 25 литературных альманахов. Имелось несколько книжных издательств, в том числе «Советский писатель», более двадцати домов творчества, поликлиники.

При правлении СП СССР и региональных писательских организациях имелись литературные фонды, в задачу которых входило оказание писателям материальной поддержки: обеспечение жильём, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, предоставление путевок в дома творчества, оказание бытовых услуг, снабжение дефицитными товарами. СП организовывал творческие командировки, семинары, обсуждение, защищал экономические и правовые интересы своих членов и т.д.

Но при этом нужно иметь ввиду, что СП СССР не был однородным ни по социальному уровню, ни по степени талантливости своих членов.

Существует мнение, что абсолютное большинство писателей жили довольно скудно, не лучше всего остального населения страны. Основная творческая масса едва сводила концы с концами. Если произведения издавались с очерёдностью один раз в три-четыре года, то писателям приходилось подрабатывать где-то на стороне, чтобы прожить. Какая трагедия! Сегодня все писатели, за исключением единиц, зарабатывают на этой самой «стороне» и ещё вынуждены оплачивать из собственного кармана тиражи издаваемых книг!

 

24 июня 1986 года в Кремле состоялся очередной, Восьмой съезд писателей, на котором первым секретарем Правления Союза писателей СССР был избран В. Карпов.

В одном из своих выступлений он сказал: «Первостепенной задачей следует считать создание в творческом союзе такой атмосферы, которая способствовала бы развитию литературы, утверждающей правду жизни, возвеличивающей человека, смело берущего на себя ношу своего времени…».

Валентин Распутин в это время писал: «Союз писателей СССР значил для меня очень многое… Ведь в литературу входят не только своим словом, но и братством определённым. Вот это братство было. Оно позже было в Союзе писателей России. И всегда было радостно зайти туда. В ту пору Союз писателей Советского Союза несомненно нужен был».

Писатели старшего поколения хорошо помнят, как в 60-80-е годы прошлого века их восторженно встречали многочисленные аудитории читателей, любителей поэзии, бардовской песни.

Сегодня такого уже не увидишь. Мы живём в период перемен, многое за последние несколько десятков лет в стране изменилось, в том числе отношение к литературе.

Конечно, скажут мне, существовала цензура, партийный контроль за деятельностью писателей, но по сравнению с реалиями сегодняшнего времени – это цветочки. Писатели в большинстве своём всё-таки были более обеспеченной и уважаемой частью общества. К концу восьмидесятых годов Союз писателей СССР денег от государства не получал, а наоборот перечислял в бюджет государства огромные суммы налогов, в первую очередь за счет издания журналов и газет.

 

СССР официально прекратил своё существование на основе договора, подписанного 8 декабря 1991 года руководителями России, Украины и Белоруссии.

На протяжении десятков лет огромная страна держалась на сильной идее: построение светлого коммунистического будущего. Но идея не подкреплялась реальными делами, и великая держава в результате предательства правящей верхушки распалась на отдельные государства.

 

Девятый съезд писателей СССР был назначен на май 1991 года, затем перенесён на осень, но вследствие путча и распада СССР так и не был проведён.

Когда в «лихие девяностые» разваливались старые организации и союзы, создавались новые, распался и Союз писателей СССР. Он прекратил деятельность, не приняв решения о своей ликвидации. При этом уже с 1958 года в его составе существовал Союз писателей РСФСР, в который входили все писатели, проживающие на территории республики.

Нынешний год для писателей – юбилейный. В августе Союзу писателей СССР исполнилось бы 85 лет… Уходит время, уходят люди, имеющие какое-то отношение к этой организации, многое забывается.

Новая социальная реальность принесла в жизнь нашего общества совсем другие понятия и вопросы. Настало время новых идеалов и жизненных принципов.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Татьяна Никольская
2019/08/28, 22:05:54
Союз писателей СССР начал разваливаться в конце 1980-х. Эх, написал бы кто-нибудь подробные воспоминания или монографию об этом процессе.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов