«Нет, жизнь меня не обделила»

6

3631 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 133 (май 2020)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

 

твардовский портрет.jpg

Имя Александра Трифоновича Твардовского пользуется в нашей стране широкой известностью. Он – поэт, журналист, писатель, лауреат Ленинской, трёх Сталинских и Государственной премий. Член Союза писателей СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Главный редактор журнала «Новый мир». Награждён тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Родился Александр Твардовский 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (Починковский район Смоленской области).

Творчество Александра Трифоновича отразило жизнь нашего государства в самые тяжёлые и драматическиепериоды его истории. Поразительно, как поэт умеет передавать ощущение реальности, прочувствованное и испытанное им самим, в ёмких поэтических строфах. Его поэтические находки пронизаны мгновениями жизни – неподдельной, прекрасной и яростной.

Правдивость, удаль, юмор, свобода покоряли и сегодня покоряют читателей его произведений. Они надолго врезались в память поколений.

Он писал доступно, просто, образно и эмоционально. Его поэзия касается, пожалуй, каждого уголка нашей жизни: любви, дружбы, истории, Родины, патриотизма, природы. В стихах поражает их полная самобытность, отсутствие подражания. В абсолютном большинстве из них нет метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приёмов и аллегорий. Но душевные переживания поэта остро чувствуются именно в этой простоте и искренности. Каждая строчка, каждое слово высвечивает большое сердце автора, его философский ум.

В творчестве Александра Твардовского запечатлены основные вехи развития СССР: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление страны.

В 1925 году в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба».

В 1928 году он переехал в Смоленск и был принят в Ассоциацию пролетарских писателей.

А уже в 1931 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла его первая поэма «Путь к социализму». О чём бы ни писал Твардовский в эти годы, в центре внимания у него всегда был образ простого человека – труженика. А настоящую славу ему принесла поэма «Страна Муравия» (1938), где в сказочной форме поэтом описана жизнь крестьян во время «великого перелома».

В качестве военного корреспондента Твардовский участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне.

Вершиной его творчества в годы Великой Отечественной войны является поэма «Василий Тёркин». Это бессмертное произведение стало визитной карточкой Александра Твардовского и принесла ему огромную славу и народное признание: «С первых дней годины горькой, / В тяжкий час земли родной / Не шутя, Василий Тёркин, / Подружились мы с тобой…» В этом произведении автор воссоздаёт атмосферу той незабываемой эпохи, когда несокрушимая воля к победе помогала преодолевать все трудности и невзгоды. А герой поэмы стал олицетворением всей русской нации: «То серьёзный, то потешный, / Нипочём, что дождь, что снег, – / В бой, вперёд, в огонь кромешный / Он идёт, святой и грешный, / Русский чудо-человек».

Поэма рассказывает о простом русском парне, который живёт, воюет, не унывает, умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом и верит в победу: «Тёркин – кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный. / Впрочем, парень хоть куда. / Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». «Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. / Хорошо, когда кто врёт / Весело и складно. / В стороне лесной, глухой, / При лихой погоде, / Хорошо, как есть такой / Парень на походе…» Он – боевой товарищ, друг. Он наш. Родной! Тёркин способен и фашистов бить, и часы починить, и на гармони играть, и переправу через реку организовать. В образе Василия Тёркина воплощены главные черты русского национального характера: смекалка, простота, трудолюбие, находчивость и мужество. Здесь много и лирических отступлений, а в многообразных боевых эпизодах создаётся образ простого воина – человека из народа. Место действия – фронтовые дороги, фронт: «Свет пройди, – нигде не сыщешь, / Не случалось видеть мне / Дружбы той святей и чище, / Что бывает на войне». В этом произведении звучит голос целого поколения людей, чью жизнь целиком определила война. От поэмы не оторваться. Да что об этом говорить! Кто читал, тот поймёт.

 

В поэме «Дом у дороги» Твардовский рассказывает о силе и стойкости русского человека, о любви, о воинском долге: «Я начал песню в трудный год. / Когда зимой студёной / Война стояла у ворот / Столицы осаждённой. / И завершаю в год иной, / Когда от стен Берлина / Пришёл солдат с войны домой / Своей дорогой длинной…» Это плач о семьях, которые война разрушила и разбросала по свету. Да, война разлучила любящих, но она не одолела любви и вернувшийся с войны солдат возрождает на пепелище у дороги свой Дом: «И всё спешил покончить в срок, / Как будто в хате новой / Скорей солдат увидеть мог / Семью живой – здоровой…»

В этой поэме и целом ряде отдельных стихотворений («В тот день, когда окончилась война», «О войне», «У славной могилы», «В час мира», «Я убит подо Ржевом» и др.) Александр Трифонович поднимает тему памяти о страшных и героических событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» было написано в 1946 году от имени погибшего солдата. Личная история в стихотворении перерастает в историю целого поколения наших соотечественников. Бои подо Ржевом в 1942–1943 годах были одними из самых ожесточенных, а потери с обеих сторон катастрофическими. В это время Твардовский в госпитале увидел тяжелораненого в этом бою рядового Василия Бросалова, который находился на грани между жизнью и смертью. Приходя на короткое время в сознание, боец рассказывал о пережитом: «Я не слышал разрыва / И не видел той вспышки, – / Точно в пропасть с обрыва – / И ни дна, ни покрышки…»

В этой ситуации смерть может оправдать лишь одно – победа над жестоким и ненавистным врагом. Поэт утверждает, что земная жизнь – это лишь этап на пути к вечности. Души погибших, находятся рядом с живыми товарищами, поддерживая и укрепляя их дух. А стихотворение – это нравственное завещание убитого воина своим соотечественникам: «Я вам жить завещаю – / Что я больше могу? / Завещаю в той жизни / Вам счастливыми быть / И родимой отчизне / С честью дальше служить…»

 

В стихотворении «Я иду и радуюсь» поэт обращается к павшему солдату: «Где ты пал, в каком бою – не знаю, / Но погиб за славные дела, / Чтоб страна, земля твоя родная, / Краше и счастливее была».

В поэме «За далью – даль» поэт осмысливает путь, пройденный нашим народом, и вспоминает свою юность. Это своеобразная поэтическая энциклопедия времени, в которой отразились лирическая и эпическая история страны. События личного характера здесь соотнесены с тяжёлым и сложным историческим прошлым государства: «Мне дорог мир большой и трудный, / Я в нём – моей Отчизны сын. / Я полон с ней мечтою чудной / Дойти до избранных вершин». В главе «Так это было» поэт рассказывает о культе личности Сталина: «Но кто у нас годится в судьи – / Решать, кто прав, кто виноват? / О людях речь идёт, а люди / Богов не сами ли творят?».

В поэме «По праву памяти» он рассказывает о тяжёлом времени сталинских репрессий, о противоречивости духовного мира человека. В ней центральное место занимает тема о доле простых людей, уготованной им «отцом народов». «Давно отцами стали дети, / Но за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе, / И длится суд десятилетий, / И не видать ещё конца».

 

Творчество Александра Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом плане. Так, значительная часть его стихотворений посвящена описанию природы («Лес осенью», «Кружились белые берёзки», «Снега потемнеют синие», «День пригреет», «Чуть зацветёт иван-чай» и др.): «Меж редеющих верхушек / Показалась синева. / Зашумела у опушек / Ярко- жёлтая листва. / Птиц не слышно. Треснет мелкий / Обломившийся сучок, / И, хвостом мелькая, белка / Лёгкий делает прыжок…» («Лес осенью»). Строчки легко оживают в воображении. Читаешь, а перед глазами появляется картинка осеннего леса.

Поэзия строится на вечных категориях: любви, противостояния добра и зла, переживаниях, страданиях, порыве ветерка, пении соловья, шелесте листвы над головой. Она необходима, освещая и согревая нашу жизнь. Человек всегда остаётся человеком и в его сердце всегда находится место для любви. Эти стихотворения способны затронуть самые потаённые уголки сердца.

Поэт создал прекрасные лирические стихотворения («Невесте», «Не стареет твоя красота», «Мы на свете мало жили», «Спасибо, моя родная», «Перед дорогой», «Звёзды, звёзды, как мне быть…», «Соперники», «Размолвка»): «Не стареет твоя красота, / И глаза не померкли от слёз, / И копна тёмно-бурых волос / У тебя тяжела и густа. / Все ты горькие муки прошла, / Все ты вынесла беды свои. / И живёшь, и поёшь, весела / От большой и хорошей любви» («Не стареет твоя красота…»). Такой строй души даётся только избранникам Музы.

В этих поэтических строчках звучит неподдельное и искреннее чувство: «Занялась огнём береста, / И защёлкали дрова. / И сказала ты мне просто / Дорогие мне слова. / Знаем мы теперь с тобой, / Как любовь свою беречь. / Чуть увидим что такое – / Так сейчас же топим печь» («Мы на свете мало жили»).

Умер Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В стихотворении «Нет, жизнь меня не обделила» у него есть такие строчки:

 

«Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу – света и тепла…

И будто дело молодое –

Всё, что затеял и слепил,

Считать одной ничтожной долей

Того, что людям должен был…»

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов