Символ эпохи

3

431 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 135 (июль 2020)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Маяковский.png

Маяковский Владимир Владимирович родился 19 июля 1893 года в селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. Он был и до наших дней остаётся символом своей эпохи, одной из самых ярких и одиозных фигур своего времени, небывалым новатором стиха. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершал ни один его современник. Обладая гениальной одарённостью, Маяковский был носителем высокой культуры, как поэтической, так и театральной. В автобиографическом повествовании он писал о себе: «Я – поэт. Этим и интересен…»

Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремлённость к будущему.

В стихотворении «Необычные приключения, бывшие с Владимиром Маяковским летом на даче», написанном им в 1920 году, говорится о высоком предназначении поэта:

 

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

 

Автор использует в стихотворении очень необычные обороты, свойственные только его поэзии.

Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций. Его творческая судьба сложна и противоречива.

В 1908–1909 годах за революционную деятельность он трижды подвергался арестам и последний раз отбывал срок в камере Бутырской тюрьмы. Он был бунтарём по натуре, ещё в юности окунувшемся в революционную борьбу.

Начало литературной деятельности Маяковского относится к 1912 году, когда были напечатаны его стихи в коллективном сборнике футуристов «Пощёчина общественному вкусу».

Первоначально молодой поэт ничем не выделялся из рядов футуристов. Он активно участвовал в футуристических сборниках 1912–1914 годов: «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и др.

В 1913 году был опубликован первый сборник Владимира Маяковского «Я».

Русский футуризм нашёл в нём прекрасного пропагандиста, что не даёт оснований для идеализации этого течения. Футуристы отвергали классическое литературное наследие, отрицали общественное назначение искусства и выдвигали на первый план «самовитое слово», т.е. чистую форму «формотворчества и словотворчества». Они ломали язык и стих. От других подобных течений футуризм отличал лишь более резко выраженный бунтарский характер.

Футуристические принципы нашли отражение в ранних стихотворениях В.В. Маяковского: «Театры», Ночь», «Утро», «Вывескам», «Исчерпывающая картина весны», «Из улицы в улицу» и др. Город в них представляется ему сплошным адом, уродующим людей. Но эксперименты над словом не стали для него самоцелью, а рассматривались только как средство повышения выразительности стихотворения.

Он ввёл в практику написание стихов «лесенкой», которые стали впоследствии его отличительным знаком. «Лесенка» помогает выделить каждое слово, чтобы до читателя дошло всё самое необходимое.

Алексей Максимович Горький писал: «Вот возьмите для примера Маяковского – он молод, ему всего 20 лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом, есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи…»

 

В 1914–1915 годах у поэта открывается новый творческий горизонт, когда он идейно всё далее и далее уходит от футуризма. В этот период им написана поэма «Облако в штанах» – одно из самых значительных и известных произведений Маяковского, направленное против основ существующего общественного строя. Это подлинно революционная поэма, пророчащая приближение революции в России.

В его творчестве поэмы – своеобразные вехи, обозначающие узловые точки пересечения биографии поэта с ходом истории. Они синтез эпоса и лирики.

У Маяковского чувство любви выражается страстно, яростно, с вулканической силой.

Испытав несчастную любовь к Лилии Брик, поэт в 1915 году написал поэму «Флейта позвоночника», в которой поэтизируется неразделённая любовь. Это чувство поглотило всё существо автора. Но и в боли, в мучениях он всё равно самозабвенно благодарит свою тяжкую любовь. Необходимо отметить, что львиная доля лирических произведений поэта посвящена именно ей – Лилии Брик.

Затем были опубликованы два его сборника «Революция. Поэтохроника» и «Простое как мычание».

Под сильным влиянием Алексея Максимовича Горького Маяковским была написана поэма «Война и мир». В ней поэт показывает все ужасы бессмысленной бойни, тягчайшие страдания простого народа.

Перед самой революцией 1917 года В.В. Маяковский закончил поэму «Человек», в которой говорится о могуществе всесильного, гордого Человека – творца всего самого прекрасного и чудесного на земле.

После революции Маяковский ощущает себя её поэтом, принимает её полностью и бескомпромиссно.

Стихотворение «Левый марш» было написано им в декабре 1918 года. В это время только закончилась Первая Мировая война, и в разгаре была Гражданская война:

 

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

 

Ритм стиха – рваный, чёткий. Слова – хлёсткие, смелые и точные! Стихотворение очень точно передаёт дух эпохи, в которой поэту довелось жить.

Во второй половине двадцатых годов он ощущает себя политическим представителем не только российской поэзии, но и советского государства. Гимном и вызовом звучит его стихотворение «Стихи о советском паспорте»:

 

Я волком бы

выгрыз

бюрократизм.

К мандатам

почтенья нету.

К любым

чертям с матерями

катись.

Любая бумажка,

но эту…

Я

достаю из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я –

гражданин

Советского Союза.

 

Но стихи и поэмы – далеко не весь вклад Владимира Владимировича в русское искусство. Он писал сценарии и играл на сцене, создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна. Драматургия Маяковского, как и его поэзия, прочно заняли место среди мировой классики.

В двадцатые годы прошлого века Маяковский также был редактором журналов «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928). В 1929 году он написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».

Немногим более десяти лет прожил Владимир Владимирович после Октябрьской революции. Но именно на это время приходится его поэтическая зрелость.

Он был одними из популярнейших поэтов, «голосом» революции. В эти годы ему удалось опубликовать одиннадцать томов своих сочинений. Активно сотрудничал с журналами «Новый мир», «Огонёк», «Молодая гвардия», «Крокодил», с газетами «Известия», «Комсомольская правда».

Созданные им стихотворения, поэмы: «Хорошо», «Во весь голос» и др. глубоко и правдиво запечатлели эпоху, в которой жил и творил поэт.

В 1930 году он часто болел и чувствовал себя очень одиноким. К концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил жизнь самоубийством, написав стихотворение:

 

Как говорят –

«инцидент исчерпан»,

любовная лодка

разбита о быт.

Я с жизнью в расчёте

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

 

Урна с прахом В.В. Маяковского была размещена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве. А 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.

Несмотря на ранний трагический уход поэта из жизни, он успел оставить после себя богатейшее литературное наследие.

   
   
Нравится
   
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов