В чем смыслы жизни? Размышления на трудную тему

1

2979 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 136 (август 2020)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 
мыслитель.jpg

Речь пойдёт о смыслах жизни не только человека, но и других биологических существ (животных, растений, бактерий), и жизни так называемой «неживой» материи (минералов, жидкостей, газов, атомных и субатомных частиц), и представителей метафизического Тонкого мира (ангелов, херувимов, серафимов, архангелов и др.). Последние, если верить эзотерическим и религиозным источникам – существуют. Естественно, нас интересует и то, каковы цели жизни, и каковы направления её эволюции, и роль Разума во Вселенной.

Итак …

Имеет ли жизнь какую-то цель? Имеет ли цель развитие человечества?

Телеология – учение о цели и целесообразности – считает, что не только действия человека, но и ход развития истории, и природные эволюционные процессы направлены к определённой цели. Христианская телеология утверждает, что Бог – единственная и высшая конечная цель всего сущего. Однако не все с этим согласны.

Были предложены и другие идеи. Так, ещё Гераклит (VI–V вв. до н.э.) сравнивал мировое начало, Логос, то есть Разум, с играющим ребёнком («царство [над миром] принадлежит ребёнку»), что само по себе предполагает неопределённость целей. И поскольку мир изменчив, в нём «всё течет», то в каждый данный момент всё живое саморазвивается и может иметь свою цель в самом себе, но не в мире за его пределами. А современный учёный-генетик Ли Сильвер предлагает такую гипотезу: свободная эволюция не направлена к какой-то цели и необязательно связана с прогрессом – она всего лишь ответ на изменения среды. И каков бы ни был результат, достигнутый в ходе эволюционного приспособления, он не обязательно будет хорошим, – утверждает философ Фрэнсис Фукуяма.

Похоже, что никаких заранее намеченных целей, к достижению которых нужно стремиться, ни у каких форм жизни, биологических, небиологических и метафизических, нет. Для того чтобы какой-то объект был признан целесообразным, нужно, чтобы некий внешний субъект установил, каким целям должен служить этот объект. Потому что целесообразность может быть задана только кем-то: Богом, человеком или другой разумной сущностью, такой, которая способна и задавать цели, и давать развитию энергетический импульс. Однако поскольку мы допускаем, что никакой субъект извне цели не задаёт, то эволюция, вероятно, должна заключаться в бесконечном и слепом реагировании в ответ на происходящие изменения. При таком допущении всё сущее во Вселенной должно казаться всего лишь результатом изменчивости и хаотичной, бесцельной адаптации, достигшей в результате длительного развития той гармоничности, которую мы наблюдаем. Но в таком случае возникает вопрос: почему организмы так упорно стремятся к адаптации? Эволюционисты на это дружно отвечают: для самосохранения. Для жизни.

И потому наиболее взвешенным мне представляется постулат древнейших индуистских учений адвайты-веданты о том, что цель жизни есть сама жизнь со всей неопределённостью и стихийностью её свободного течения.

Что касается Бога, то мои гипотетические представления о Нём можно сформулировать так: Богэто сама Вселенная, все миры Вселенной с присущим им Разумом Вселенной; Бог – это Всё-Что-Было-Есть-и-Будет;Бог – это Всё-Что-Проявлено-и-Непроявлено.

Бог есть средоточие жизни. Всё, что входит в состав Вселенной, есть, на мой взгляд, жизнь. То есть Бог есть не только любовь, как сказано в Библии, Бог есть сама жизнь. И всё, что свойственно жизни, свойственно и Богу. Так же, как любые формы жизни, Бог (Абсолют, Брахман) может пребывать в состояниях эволюции или инволюции (индуисты называют такие состояния Днями и Ночами Брамы). Однако цели развития, то есть цели эволюции и инволюции, Бог, по-видимому, не ставит.

 

Очень важно понять, в каком направлении идёт развитие жизни?

В реальности явственно прослеживаются такие, видимые невооружённым глазом, тенденции Эволюции жизни:

– устойчивое стремление всех частиц, форм и видов к своему сохранению (самосохранению);

– развитие от элементарных частиц, простейших форм и видов до сложнейших образований и высших форм и видов; но – не наоборот;

– повышение содержательности самих жизненных процессов;

– неизменный рост роли Разума (Сознания), который изначально является свойством материи (энергии) и, следовательно, жизни. Во Вселенной, как известно, всё то, что мы привычно считаем материей, имеет энергетическую основу, и Разум (Сознание) является неотъемлемым свойством материи. Уже в микромире на субатомном уровне было замечено действие Разума (Сознания) – сегодня это хорошо известно физикам. Но ещё древние египтяне и греки знали, что в основании Вселенной лежат два начала – дух (в других интерпретациях разум, сознание) и материя (энергия); связанные воедино они назывались дух-материя, или сознание-материя.

Наблюдаемые нами направления Эволюции настолько устойчивы, что иногда возникают иллюзии, будто всё устремляется к каким-то дальним, важным стратегическим целям. На самом деле таких устремлений нет.

Тогда зачем всё это? Для чего эта настойчивая устремлённость всех форм и видов к самосохранению и самосовершенствованию? Может быть, для обеспечения вечного, всё расширяющегося воспроизводства и кругооборота жизни? Если это так, то можно предположить, что смыслы любой жизни заключаются в сохранении и развитии обозначенных тенденций Эволюции, то есть:

– в самосохранении, расширенном воспроизводстве и

– в самосовершенствовании и усложнении бесконечно во времени и пространстве многообразных форм и видов жизни, Красоты и Гармонии нашего мира;

– в дальнейшем повышении содержательности жизненных процессов;

– ещё, вероятно, в бесконечной Эволюции присущего жизни Разума, в том числе в расширении познания, самопознания и творчества.

 

Как реализуются эти смыслы в ходе великой Эволюции?

Для самосохранения и воспроизводства жизни:

– возникло и существует великое разнообразие форм и видов, способных к развитию;

– совершенствуются механизмы размножения биологических организмов (от бесполого, вегетативного до полового);

– функционируют разнообразные формы метаболизма;

– возникли и совершенствуются генетические механизмы (программы) управления процессами жизненного цикла каждого биологического существа от его рождения, развития, оставления потомства, выполнения своей миссии до смерти физического тела, а после смерти (по представлениям эзотериков) перехода в Тонкий (метафизический) мир в режим дальнейшего ожидания перед возрождением в другом физическом теле;

– работают механизмы мутаций, способствующие фундаментальному изменению биологических свойств организмов и приспособляемости к новым условиям существования.

Мутации – спонтанно возникающие изменения в генетическом аппарате клетки. Мутации лежат в основе изменчивости. Генные мутации чаще вредны для организма и нередко летальны, однако в некоторых случаях улучшают его адаптивные возможности. В таких случаях они играют исключительно важную роль в естественном отборе, являясь важнейшим фактором наследственной изменчивости;

– действуют механизмы наследственной изменчивости; постоянно совершенствуются механизмы адаптации организмов к изменению среды;

– действует генетический и ещё какой-то (непонятно, какой) механизм сохранения биологических особей и видов.

Действует приоритет сохранения видов перед сохранением особей не только в мире животных, но и в мире людей. Так, нередко отдельные особи погибают ради сохранения вида, действует закон: сам погибай, а вид защищай. В годы войн тысячи и тысячи солдат погибали, защищая свои семьи, роды, свой народ, свою родину;

– можно предположить, что ещё действуют какие-то покровительственные, защитные, но неизвестные нам, могучие космические силы по сохранению жизни на нашей планете и стабильности нашей околосолнечной планетной системы.

 

Бесконечное самосовершенствование жизни выражается:

– в усложнении субатомных и атомных структур, химических элементов;

– в Эволюции и всё большем биологическом совершенствовании организмов (от бактерий до приматов и человека).

Накопление организмами полезных свойств и достижение их оптимального совершенства происходило и происходит методами проб, ошибок и находок, а не целенаправленным путём. В результате великой Эволюции в течение многих миллиардов лет к настоящему времени в природе наблюдается совершенство биологических организмов в приспособляемости к среде обитания, например: совершенство гидродинамических свойств тел рыб, дельфинов, китов и других обитателей водной среды, аэродинамики тел птиц и проч.;

– в ментальном, духовном и физическом развитии разумных существ;

– предположительно – в возможном наличии высокоразумных существ небиологического типа, непохожих по метаболизму на тех, которые обитают на Земле.

 

Содержательность жизненных процессов с каждым шагом развития цивилизации растёт и выражается в многообразии событий, происходящих в мире, приятности многих явлений, в том числе физиологических процессов (секс, вкусная пища, хорошие напитки и т.п.), удовлетворённости хорошим состоянии своего здоровья, удовлетворённости при преодолении препятствий, при достижении поставленных целей, при решении трудных задач, при победе над противником, в радости рождения и воспитания потомства, в радости от созидания чего-либо, от творческого процесса, в радости дружбы и любви, в общении с хорошими людьми, в гражданской удовлетворённости от проживания в спокойной и здоровой социально-экономической среде, в интересе к зрелищам, играм, развлечениям и многом другом. Постепенно улучшается комфортность жизни.

Жизненные процессы любого существа сами по себе настолько важны и содержательны, что многим индивидам именно они представляются главным смыслом жизни. По этой причине они стремятся к максимальному комфорту любой ценой, однако при этом часто не считаются с интересами других.

 

Бесконечные возможности присущего жизни Разума, в том числе, познавательные и творческие возможности homo sapiens, реализуются в ходе научно-технического и духовного прогрессов.

Прогресс в Эволюции жизни характеризуется тем, что в истории Земли постепенно возникают всё более высокоразвитые биологические существа, то есть существа, которые становятся всё более восприимчивыми к окружающему их миру и всё лучше приспособлены к нему.

Прогресс, начиная с изобретения человеком каменных орудий труда и колеса и кончая созданием и массовым использованием всевозможных машин, компьютеров и проч., являл собой движение вперёд, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс – это развитие человечества в направлении к более совершенному состоянию.

 

Научно-технический прогресс (НТП) – это поступательное развитие науки и техники, стимулирующее развитие как материального производства, так и непроизводственной сферы и кардинально влияющее на развитие общества. В ХVII–ХIХ веках сформировалось модернистское понимание НТП как инструмента бесконечного совершенствования человеческого общества и окружающей среды на основе непрерывно растущего вала научно-технических знаний. К началу ХХ века это понимание трансформировалось в идеологию научно-технического оптимизма, проповедующую всесилие прогресса, способного осчастливить человечество. Однако в конце ХХ века стали очевидными не только всесилие НТП, не только его позитивные, но и негативные следствия, в первую очередь в сохранении мира на нашей планете и в сохранении самой планеты.

Распространились и опасные технократические иллюзии – людей стали убеждать в том, что наука всё может и технически всё осуществимо. Пропагандируется вера в неограниченное могущество науки и техники и в якобы свободные от нравственных норм научные исследования. Авторитетные учёные и политики стали утверждать, будто наука сделала человека таким могучим, что ему теперь под силу фундаментальные изменения природы и всего живого. И вот уже ставится задача добиться господства человека над всей природой. Так за последние годы ХХ – начала ХХI веков сформировался новый тип цивилизованного развития – так называемая техногенная цивилизация, и современный мир перешёл на технологии тотального разрушения экосистем и естественных сообществ организмов, деформации и кардинальных, но не всегда целесообразных изменений окружающей среды и одновременно – на разрушение духовности человечества. Всё это привело к глубочайшему кризису современной цивилизации. НТП стал одной из причин этого кризиса, однако именно НТП может и должен стать средством его преодоления.

Большие надежды учёные и особенно политики стали возлагать на новые направления, связанные с искусственным интеллектом. Но и здесь нас ожидает множество подводных камней: с одной стороны, создание всё более совершенных человеко-машинных и машинных интеллектуальных систем несомненно сильно расширит производительные и познавательные возможности человечества, однако, с другой стороны, может возникнуть опасность новой поляризации общества и появления всесильной касты сверхлюдей, владельцев алгоритмических программ, и многочисленной, но бесправной и никому не нужной касты «простых» людей.

Мы видим, что природа НТП двойственна. С одной стороны – фантастические, особенно в ХХ веке, достижения, используемые на благо человечества (например, атомная энергетика), с другой стороны – наращивание возможностей использования достижений НТП в антигуманных целях, во вред природе (использование атомной энергии в военных целях). И так во всём, что бы ни открыл и ни изобрёл человек. Прогресс в науке и технике, таким образом, оборачивается колоссальным ростом рисков и опасностей, угрожающих жизни как таковой. И поскольку человечество не может отказаться от НТП, оно обречено развиваться, наращивая новые знания и технику, но одновременно увеличивая всё новые и новые опасности. Выход один – нужно каким-то образом блокировать возникающие опасности. Главным фактором, сдерживающим рост таких опасностей и растущей агрессивности человечества, может быть только всеобщая возросшая духовность. То есть рядом с научно-техническим должен идти духовный прогресс.

 

Духовный прогресс предполагает развитие таких качеств, которые направлены на защиту жизни, в том числе окружающей природы, животного и растительного мира, каждого индивидуума и всего человеческого сообщества. Духовность самого человека может выражаться в уважении и любви к ближним (в том, что называется христианской любовью), в миролюбии, добротолюбии, эмпатии, в развитии других гуманистических качеств, а со временем также – в развитии могучих, но пока скрытых способностей: от телепатии, самогипноза до самоврачевания и управления собственными внутренними органами. Основы для этого заложены в самой природе homo sapiens: в каждом человеке имеются громадные потенции. Помимо известных всем физических органов восприятия, он обладает ещё многими органами, а именно, сорока девятью энергетическими центрами, которые находятся в полускрытом состоянии в различных местах его тела в состоянии бездействия, но которые по мере изменений в окружающем мире и расширения сознания человека, разовьются в органы познания и восприятия горних миров, давая различные высшие способности и высшие знания. Именно эти энергетические центры обеспечат связь физических органов человека с энергиями Тонкого мира и позволят использовать невиданную мощь этих энергий. Эволюция человека идёт в направлении всё большего раскрытия и развития его энергетических центров, что позволяет предположить, что в будущем (трудно сказать, в близком или очень далёком будущем) его высшие способности, относимые современной наукой к паранормальным, станут доступными всем людям.

 

О том, какими качествами будет обладать человек ближайшего будущего сегодня ещё можно фантазировать. Можно представить себе человека через 50–100 или даже 500 лет – вряд ли он будет сильно отличаться от нас. Но представить, каким будет homo sapiens через 100 тысяч или даже 1 млн. лет невозможно даже в самых смелых фантазиях.

Некоторые футурологи предрекают гибель вида homo sapiens и его исчезновение с лица Земли уже в не очень отдалённом будущем. Полагаю, что всё же это не произойдёт, и вот по какой причине. Разум в ходе великой Эволюции постоянно самосовершенствовался и проявил себя как главное стимулирующее средство жизни. Так был создан мозг – инструмент Разума. Самосовершенствование Разума всегда было и является устойчивой тенденцией. По этой причине и Разум современного человека, расширяющийся за счёт развития искусственного интеллекта, уже сегодня обладает огромной жизнеспособностью. И есть твёрдые основания полагать, что Разум вместе с материей будет продолжать дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. Этот процесс не закончится никогда, потому что свойством Разума-материи всегда было и пребудет вечно самосохранение. А потому и homo sapiens в будущем не исчезнет, хотя физически, ментально и духовно он наверняка изменится основательно.

 

Эзотерики считают, что современная цивилизация переживает период перехода от одной Эволюции, в которой развивался интеллект, к Эволюции духовности, когда дух начнёт преобладать над интеллектом.

Духовный прогресс предполагает познание человеком ближнего окружающего мира, Бога (Вселенной) и, конечно, – познание самого себя. Очевидно, что именно человек как носитель Разума, наращивающий в ходе Эволюции свой интеллектуальный и духовный потенциал, призван всё более становиться демиургом, творцом новых идей, открытий и дел.

И потому очень важно, чтобы уже сегодня – сейчас! – каждый из нас смог сам найти смысл собственной жизни. Бывший узник фашистских концлагерей известный психотерапевт Виктор Франкл даёт нам такое наставление: «Один из важнейших уроков, которые я усвоил в Освенциме и Дахау, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлён в будущее, кто верит в своё призвание и мечтает выполнить cвоё предназначение. <…> Смысл нельзя дать, его нужно найти. <…> Осуществляя смысл, человек реализует сам себя».

Несомненно, один из главных смыслов существования человека разумного, наряду с самосохранением, самосовершенствованием и развитием познавательной и творческой деятельности, состоит в активном содействии Эволюции Разума, Красоты и Гармонии нашего мира. Ведь по природе своей человек по-прежнему остаётся неотрывной составной частью этого мира, частью развивающегося единства. Поэтому он, даже будучи духовно несовершенным, пока ещё слишком агрессивным, не может не быть заинтересован в поддержании этого единства и сохранении жизни каждой букашки. Истина проста: существование мира, в котором мы живём – это основа нашего собственного существования. И важнейшими заповедями homo sapiens могут быть только такие: не убей! не навреди! люби! делай добро!

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов