22/01/2013 Я не поклонник исторических изысков г-на Задорнова. По той простой причине, что пироги всё же надлежит пекчи пирожнику, а энтузиаст-сапожник, встав у плиты, испечёт разве что подошву с начинкой. С другой стороны, и то факт, что сапожник Шлиман всё-таки испёк свою Трою. Пусть даже спалив её и скомковав, но вынудив упорно сопротивлявшихся пирожников обратить внимание на рецептуру. В связи с чем фильм «Рюрик. Потерянная быль» посмотрел внимательно – не без скепсиса, но и не без интереса, и могу рекомендовать. Позволив себе некоторое рассуждение...
Давным-давно, четверть века как, довелось мне говорить с одесским знакомцем, тогда студентом-историком, сильно моложе меня, только что вернувшимся из Черногории (тогда еще в составе СФРЮ), где он побывал вместе с отцом. Отец, лет сорок отживший в Союзе в качестве политэмигранта (он не поладил с Тито), ездил в родные края в качестве долгожданного и почётного гостя, а мой знакомец – в качестве его сына. Рассказывал он немало интересного о многом: и о родном клане «верхних крутичей», и о горских нравах, мало отличающихся от нравов Северного Кавказа, и о прочем. Но особо запал в память рассказ о торжественном вечере по поводу приезда в родное селение.
Собрались, – излагал мой знакомец, – в местной корчме возрастные мужики, тамошние аксакалы (единственный молодой – сам рассказчик), и слепой дед, подыгрывая себе на чём-то струнном, речитативом завёл «величание». Начав (дальше цитирую по памяти, как сам понял) с того, что «Вот приехал такой-то, сын такого-то, и о нём пока нечего сказать», – это о нем самом. – А вот отец его, сын такого-то, славный тем, что в 16 лет, когда пришли германцы, ушёл воевать и воевал храбро». А потом про деда, про прадеда и так далее, с обязательным рефреном «А было это в лето, когда...» Бормотал дед негромко, нудно, и младшего гостя, хоть наречие он понимал, одолела дремота. Не то, чтобы заснул, но как бы отключился. А потом встрепенулся, услышав «А было это в лето, когда Калоиван поразил Теодора». Ибо – как сам, всё же будущий балканист, сказал – «врубился», что худо-бедно прямая цепочка предков дошла до 1207 года. И дальше уже слушал внимательно. Аж до самого-самого финала: «И было это в лето, когда Крутко с дружами в довбнях одолели Дануб, а что ране было, то ныне не знамо».
Так вот, возвращаясь к теме.
Очень многое ныне «не знамо». Историю античной Греции мы, можно сказать, знаем неплохо, и Рима тоже. Но античностью история человечества не ограничивается, а о том, что творилось на «варварской периферии», ведомо нам предельно мало. Верхние павличи в этом смысле утрут нам носы, не глядя, но и они прямой счёт памяти теряют где-то в начале VI века – и начинаются сказки, домыслы, основа для споров, досадно часто становящихся идеологическими.
О путях асов.
Об Одоакре, ликвидировавшем Западный Рим, который то ли был славянином, то ли нет.
О Радагасте, задолго до Одоакра тот же Рим встряхнувшем.
О временах Бусовых.
О том же Рюрике – во всех вариациях, от «ютландской» до «вендской» версий.
О «Велесовой книге», в конце концов.
И прочая, и прочая. Причём зачастую с аргументами, годящимися, скорее, для дискуссий о прошлом Средиземья эпохи раннего Нуменора.
Вот только ведь ничего не бывает из ничего, и у «Крутка с дружами» тоже были пращуры, не взявшиеся ниоткуда. Иными словами, «варварская» история со всеми её Змиевыми валами, Аркаимами и прочими ещё более давними артефактами таит невероятное количество загадок, разгадав которые, вполне вероятно, можно очень многе понять и в дальнейшем, и в настоящем, и даже – почему нет? – в будущем. Но именно разгадав. Что возможно – если не сейчас, то потом, – но только если очень, по-настоящему, по-шлимановски, захотеть.
А коль скоро так, сколь бы спорен ни был фильм г-на Задорнова, он и подобные штудии – в отличие от фоменко-носовских, не сужающие, но расширяющие кругозор – можно только приветствовать и поощрять. Если, конечно, такие пироги не подаются на стол в качестве единственно верных аксиом.
Похвала Задорнову