13/03/2013 В начале марта в Университете «Синергия» создан факультет с необычным названием – факультет Интернета. О том, чему там будут учить и зачем, мы поговорили с его деканом - активным деятелем Цифровой партии России, соучредителем агентств «Легенда» и «Тренд медиа» Алексеем Филоновым.
- Нет ли у Вас ощущения, что название нового факультета Университета «Синергия» - Факультет интернета - слишком размыто?
- Я не считаю, что название «Факультет интернета» - это слишком размытое название. Все зависит от вашего представления. Для людей, которые свою жизнь посвятили Интернету (а, следовательно, и будущему) наоборот – специализация была бы менее точна, если бы название факультета было сужено. Мы бы так ушли в частности. А Интернет – это площадка, которая стремительно трансформируется, меняет свои законы буквально в режиме реального времени. Мы бы просто могли через полгода очутиться в ситуации, когда те знания, которые мы даем, оказались бы замкнуты в рамки более узкого недостаточного названия.
- Каких специалистов вам хотелось бы выпускать на факультете?
- Мы хотели бы выпустить не столько управленца проектами в Интернете, сколько управленца процессами, происходящими в Сети. Это могут быть бизнес-процессы, а могут быть узко специализированные вещи (такие как продвижение, pr). Но в любом случае, нужно понимать, что такое Интернет. Сегодня это, по сути, отдельная от off-line реальность. Там есть свои врачи, юристы, свои «пиарщики». Все это работает совершенно по иным законам, чем вне Сети. Вот этим законам нам и нужно обучать людей.
- В идеале студенты, которые окончат ваш факультет, должны уметь создавать новые проекты в Интернете?
- Точнее сказать – управлять Интернетом. Давайте разберемся. Если копать глубже, то это только со стороны кажется, что в Сети все происходит само по себе и как-то вдруг. На самом деле, Интернет, точно также как и обычная жизнь, подчиняется определенным законам. И им можно манипулировать.
Не будем забывать, что все самые мощные продукты в Интернете написаны и закодированы не в нашей стране. Периодически возникают скандалы со сбором персональных данных пользователей. Одна моя знакомая к своему удивлению обнаружила, что Google знает, сколько ей лет. Смею заверить, что это самая невинная вещь, которую Google про нее знает. Конечно, американскому поисковику лично вы, можете быть, не интересны. Но знание о людях, проживающих на определенной территории, статистическая картина, может дать много преимуществ.
- А вообще Интернет-среда способна быть инструментом манипуляции?
- Да, конечно. Возьмем, к примеру, поисковики. Их создатели имеют возможность манипулировать как личностным, так и общественным сознанием. Вы не задавались вопросом, почему на странице выдачи по запросу выпадает первой именно та, а не другая информация? Это же колоссальная машина для манипуляции. Я сейчас не говорю о том, что Google с утра до вечера вами манипулирует. Но есть механизмы, при помощи которых это можно делать.
- Есть ли на Западе аналоги Вашей образовательной программы?
- На Западе люди давно относятся к образованию как к прикладному инструменту. Как у нас программистов готовят? Нам будут говорить: «Зачем готовить программистов, которые делают программы именно под android или i-phone? Мы готовим программистов вообще!» Но ведь потом этих программистов все равно приходится переучивать. Четыре года обучать основам логического программирования? А крупные западные университеты дают непосредственно языки программирования. Человек сам выбирает, какие именно из них ему нужны. Потому что он должен выйти из института, если не уже написав гениальное приложение, то хотя бы имея инструмент заработка денег. На мой взгляд – это важный момент.
Мне хотелось бы, чтобы Университет «Синергия» выпускал специалистов, которые могли бы зарабатывать деньги. И мы должны удостовериться в этом на третьем-четвертом курсе. А еще лучше, если это произойдет уже на первом. Хотелось бы выпустить людей, которые могут не только прокормить себя и свою семью. Потому что если бы мы готовили врача, то да – врачей очень много, рынок забит. Тут хотя бы на работу устроиться. Но мы будем выпускать бакалавров, в сфере специальности которых до сих пор еще нет дипломированных профессиональных специалистов. Т.е. нет у нас на этом рынке человека, который сказал бы: «Вот, у меня есть диплом, подвиньтесь!» Все это самоучки. Наша задача, в том числе – облагородить этот рынок. Мы должны выпустить специалиста, который пришел бы на рынок труда и сказал: «Я здесь главный! Как минимум у меня есть образования в этой сфере».
- Но ведь специальности «Интернет» нет в реестре специальностей?
- Есть понятие специальность, а есть понятие специализации. Мы будем, прежде всего, готовить управленца. Ведь никто с вас, как с менеджера проектов в Интернете, не снимает необходимость владения навыками из сферы психологии, знаниями в области разрешения конфликтов и так далее. То есть все это – базовый набор управленца, который мы должны дать. А как специализацию уже будем давать знания в области Интернета.
- Из каких областей будете привлекать специалистов для преподавания вашим студентам?
- Здесь никакой тайны нет. Думаю, что это должна быть та же математика, психология. Если мы не будем пугаться самого слова «Интернет», то мы поймем, что речь идет о знаниях, которые нужны управленцу, плюс технические компетенции. Нам понадобиться также знания медиа, программирования. Нельзя допустить, чтобы человек, отучившийся 4 года по программе бакалавриата, не смог создать свою страницу в Интернете!
Значит, нужно дать ему еще и набор знаний, который поможет создавать сайты и разбираться в этом. Наиболее специфические специалисты, необходимые для обучения наших студентов, которых нет на других факультетах Университета «Синергия», будут сосредоточены на нашей кафедре. Особое внимание, конечно, будем уделять тому практическому опыту, который есть у наших преподавателей. Ведь в Интернете надо жить, чтобы его преподавать.
- У вас так получается?
- К сожалению, да. От этого все и пошло. Я сделал несколько проектов в Интернете, прежде чем прийти к мысли, что это требует научного обоснования и этим надо заниматься серьезно и последовательно. Мы с партнерами создали Цифровую партию России. Ее целью было влияние на государственную политику. Ведь уже через десять лет, например, такое понятия как коммерческий банк может просто перестать существовать. Их заменят платежные системы с огромными оборотами, потому что сегодня людям гораздо проще оформить что-то через платежную систему, чем через банк. А кто сегодня об этом говорит, кто готовит специалистов? Никто. Отсюда и возникла идея, что нужно начинать профессиональную образовательную работу.
Помимо цифровой партии мне приходилось заниматься медиа-агентствами, которые заняли свою нишу на информационном рынке – это «Легенда» и «Тренд медиа». Последнее на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в российском сегменте Twitter и Instagram. Это коммерческие вещи, но именно им в первую очередь будем обучать студентов. Мне бы очень хотелось, чтобы в результате работы факультета, в России были созданы десятки компаний, которые бы имели достаточно большой вес не только в отечественном экономическом сегменте Интернета, но и, возможно, на мировом рынке.