28/03/2013 Лишь только стоит произнести в среде украинского общества словосочетание «Григорий Сковорода», как основные ассоциации украинцев тут же переключатся на самую значимую банкноту национальной валюты номиналом в 500 гривен, поскольку, именно на ней, изображен философ и народный мыслитель Григорий Саввич Сковорода. Но, к сожалению, чрезвычайно большое число украинцев, мало что могут более подробно сказать и рассказать об этом человеке, о его творчестве, которым, одинаково могут и должны гордиться братские русский и украинский мир.
В эти, вернувшиеся зимние дни в конце марта, в Киеве прошло чрезвычайно важное мероприятие, посвященное жизни и творчеству выдающегося народного мыслителя, философа, баснописца, педагога и поэта. Большой десант представителей Фонда «Русский Мир», российских ученых прибыл в украинскую столицу. К этому «гуманитарному десанту» присоединилась армия украинских ученых-философов, историков, педагогов, студентов, школьников, представителей общественности и русскоязычных и русско-культурных обществ и организаций. Присоединилась, чтобы глубже понять народную славянскую и православную философию Григория Саввича и донести ее до широкой украинской общественности. Творчество Григория Сковороды востребовано сегодня, как никогда, ведь украинское общество вновь, как это уже бывало в истории неоднократно, оказалась на распутье, куда ему идти – на православный славянский Восток или на католическо-римский Запад…
А первыми шагами увековечивания памяти Сковороды было отдание почестей у памятника Григорию Саввичу, расположенного, символично, напротив родной для него Киево-Могилянской академии и рядом с Российским центром науки и культуры.
Настоящая зима, вернувшаяся на берега Днепра ко дню весеннего равноденствия не остановила российских и украинских почитателей таланта Сковороды, сотрудников российского посольства и центра науки и культуры, ведь, точно также, в любую погоду шел Григорий Саввич искать правду жизни.
Но, все же, основные события возвращения имени и духовных дел народного мыслителя, проходили в гостеприимных стенах Российского центра науки и культуры в Киеве, где, собственно, и проходил Круглый стол, посвященный творчеству славянского мыслителя.
И, хотя основным содержанием мероприятий должна была стать презентация Полного Собрания Сочинений Григория Саввича, наиболее интересным стало обсуждение жизни и творчества народного мыслителя участниками Круглого стола и приглашенными, в присутствии СМИ. Но, сначала, несколько слов об издании двухтомника Григория Сковороды.
Уникальное по своему наполнению и сути, красочно оформленное с полным содержанием всех найденных трудов мыслителя, издание смогло прибыть в Киев, а главное – появиться в мире читателей и почитателей благодаря всемерной поддержке «Фонда Братьев Павличенко» и Фонда «Русский Мир», что было отмечено представителями российской делегации и представлено наглядным образом.
Впервые в литературной истории России и Украины появилось не просто ПСС (люди старшего поколения помнят, что так официально обозначалось Полное собрание сочинения Ленина) творений народного мыслителя на русском языке, а появились и проявились на страницах все, без исключения, трактаты, диалоги, беседы, поэмы, стихи, басни, переводы, рассказы и письма Григория Сковороды. И это очень важно, поскольку познать суть народной философии Григория Саввича можно лишь в том случае, если полно знать его труды. Именно об этом говорили представители российской стороны Козырев Алексей Павлович, Воробьев Константин Павлович, Долгин Борис Семёнович, Воробьев Андрей Владимирович, Пастухов Владимир Борисович. Это же подтверждали и украинские ученые и политики - Попович Мирослав Владимирович, Герман Анна Николаевна, Толочко Андрей Петрович, Каденко Юлия Александровна, Сигов Константин Борисович и многие – многие другие.
И говорили участники историко-философского форума не столько о жизненном биографическом пути Григория Сковороды (ибо биография его, достаточно обширно приведена во многих источниках), сколько о славянском православном наследии, оставленном нам народным учителем. Учения Сковороды важно сегодня потому, что благодаря своему уму, своей пытливости, своему отношению к познанию жизни, Григорий Саввич прошел не одну тысячу дорогами просвещенной Европы. Простой украинский парубок с Полтавщины покорил Санкт-Петербург, как и многие его земляки-малороссы, перечень фамилий, которых, займет не одну страницу. Таким, как Сковорода, как братья Розумовские (хотя, почему-то, принято писать Разумовские), как Феофан Прокопович, как и десяткам других, были рады при дворах не только в России, но и Франции, Германии, Польши, Чехии. Вот и пошел постигать премудрости европейского мира Григорий Сковорода. Его принято называть странствующим философом, но это, не совсем так. Причем, скорее, совсем не так. Ибо его странствования по Европе – это поиск того центра духовности, который он искал для своеобразного славяно-латинского синтеза, но … не нашел. И главным его философско-духовным заключением стало то, что славянско-православное единство есть единственным источником жизни и единения Малой и Большой Руси. Он, как и большинство народных мыслителей, не искал для себя благо и материальных радостей жизни, он искал то, что будет близко по духу и жизни простому народу. Его знаменитое изречение «О Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты сделал все нужное простым, а все сложное ненужным», тому подтверждение. Пройдя Европу и изучив многие философские трактаты, но видя жизнь украинцев в Малороссии и той Украине, которая продолжала быть под Польшей, Григорий сковорода в письме к своему другу Михаилу Ковалинскому, после возвращения из «европейского философского турне», писал: «Мать моя Малороссия, и тетка моя, Украина», обозначив в этой маленькой строчке целый пласт уровня общественно-политического и исторического отношения к украинцам в России и в Речи Посполитой. А чего стоит его трактат «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни», в котором, практически перенесенном в наше время, доведена мысль о том, что не надо искать помощи там, за горами и лесами, не надо ругать своих родных и близких, не надо хулить свои поля и земли, не надо ругаться, а надо просто разобраться в своем духовном славянском православном мире и жить в нем, а не искать того, что обещают. И осмелюсь привести концовку трактата: «Если вам не нравятся библейные крохи, то поведем наш разговор другим образом… побеседуем о душевном мире. Он всегда достоин нашего внимания, будучи всей жизни нашей намеренным концом и пристанищем». Сразу же поясню, что под «библейскими крохами» Сковорода подразумевает посулы и обещания тем, кто хочет что-то иметь, но не хочет сам этого добиться и разобраться, что же ему делать. Вот в чем сила творений Григория Саввича – в его народной правде, актуальной, как тогда, так и сегодня. И то, что в Украине появился замечательнейших его двухтомник – это настоящее научно-практическое свершение, ибо там украинский гражданин сможет прочитать то, что не всегда может высказать в слух, особенно, когда в очередной раз его, т.е. украинского гражданина, ставят перед выбором, как известного сказочного персонажа.
На могиле Григория Саввича на надгробном скромном камне высечены слова Сковороды, которые, по завещанию (согласно, легенде), он просил указать: «Мир ловил меня, но не поймал». Возможно предположить, что эти его слова, далеко не случайны, а своеобразное напоминание нам о том, что европейский мир и тогда «ловил» Украину, «ловит» Украину и сегодня, но поймать не смог и не сможет, ибо наша восточнославянская духовность самобытна и принадлежит только нам. Вот об этом, и стоит подумать российской и украинской молодежи изучая наследие Григория Сковороды, подаренное нам российскими братьями. А заодно и украинским политикам, постоянно ругающимся под куполом, стоит вспомнить о наследии Сковороды, и не только через наличие самой большой украинской банкноты в кошельке.
Комментарии пока отсутствуют ...