Трансформация СМИ: от информагентств и к инфофотографиям

1

13144 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Шибина Ирина Владиславовна

 

Артем Шургальский19/04/2013 В Университете «Синергия» создана первая в России кафедра Социальных медиа iМедиа. Возглавил ее соучредитель и генеральный директор агентства «Тренд Медиа» Артем Шургальский.

 

Отличительной чертой новой кафедры станет ее практикоориентированность. Поэтому основное внимание будет уделено именно прикладным курсам, вплоть до того, что вместо курсовой работы студент должен будет продемонстрировать достижения собственного блога.

Мы попросили А.Шургальского рассказать о том, чему и зачем будут учиться студенты кафедры iМедиа Университета «Синергии», что вообще ожидает социальные СМИ в недалеком будущем. 

 

– Вы возглавили работу кафедры iМедиа, а что собственно подразумевается под «социальными медиа»? Чем кафедра будет заниматься?

– По большому счету, понятие «социальные медиа» близко по значению к «социальным сетям». Но его значение шире. Дело в том, что условно можно выделить три основных типа социальных медиа. Во-первых, это социальные сети (например, facebook, vkontakte). Во-вторых, это блоги (например, ЖЖ, twitter). И в третьих, это хостинги, главная цель которых предоставить возможность выкладывать мультимедийный контент (например, instagram, youtube).

При этом стоит упомянуть, что сейчас происходит смешение сфер блогосферы, социальных сетей и хостингов. Есть движение всех этих типов социальных медиа навстречу друг другу. Происходит их диффузия, взаимопроникновение.  Ведь стоит иметь в виду, что изначально соцсеть – это просто площадка, где можно найти своих друзей и переписываться с ними. Но сейчас в них уже появилась возможность публикации больших текстов, возможностью выкладывать видео, фото и т. д. Т.е. соцсети одновременно становятся информационным каналом. 

 

– Что касается работы кафедры iМедиа, есть какой-то западный опыт, стратегия курсов в этой сфере, на которые вы планируете опираться?

– Я не ставил перед собой цели планомерного изучения западного опыта. Дело в том, что мы нарабатываем свой собственный опыт, каким образом пройти путь от понимания, что есть что, до выхода на рынок. Думаю, это правильно.

 

А есть ли какие-либо российские аналоги вашей кафедры?

– Есть, но в России все те примеры обучающих программ, которые мне известны, очень уж теоретические. Т.е. описывается некая социо-культурная среда, тенденции, конвергентная журналистика.  Но человек, который пройдет такой путь, как мне кажется, не получит практических навыков, не научится тому, что он собственно должен делать. Хочется дать студентам такой объем знаний, который позволит им просто прийти в компанию и начать работать.

А то, что творится на существующих сегодня в России курсах в этой сфере, чем-то напоминает анекдотическую ситуацию, когда армейских замполитов из 80-х в 1990-е стали отправлять проводить занятия по религии. Замполиты резко переквалифицировались в «духовные наставники». Это я к тому, что люди с хорошим журналистским образованием, с хорошим журналистским опытом, часто бывают похожи на таких вот замполитов.

Мы же планируем делать акцент на абсолютно прикладные вещи. Вплоть до того, что вместо курсовой работы студент должен будет демонстрировать достижения собственного блога. Хотя есть, конечно, в работе нашей кафедры и теоретическая составляющая. Например, курсы, связанные с языком. Поскольку мы считаем, что без хорошего владения английским языком ничего успешного построить нельзя. И в Интернете  это тоже очень важно.

 

На кого в первую очередь будут рассчитаны курсы вашей кафедры?

– Не существует профессии, где не пригодились бы навыки работы в социальных медиа. Как минимум, они полезны для самопозиционирования в профессиональной среде. Мы будем транслировать наши обучающие программы на все факультеты Университета «Синергия». Но особое внимание, конечно, будем уделять факультету Интернета и специальности «менеджер Интернет-проектов» – курсы нашей кафедры для учащихся там будут особенно развернутыми.

 

А как Вы сами попали в сферу работы с социальными медиа?

– Начинал я в классической журналистике, работал в автомобильном журнале, дослужился до заместителя главного редактора. Потом была работа в PR-агентстве, затем в крупной компании. И в какой-то момент я понял, что «круг замкнулся». Я побывал на стороне всех игроков этого рынка, и мне стало скучно. Захотелось реализовываться уже самостоятельно. Сначала я создал агентство по производству корпоративных изданий – делали журналы и газеты. Но через некоторое время на этот рынок пришли очень крупные игроки, такие как ИД «Коммерсант» – конкурировать с ними не было возможности. Я ушел и в течение пары лет занимался развитием собственных блогплощадок, постепенно перешел к их монетизации.

А потом понял, что нужно двигаться дальше. Так возникла идея создания агентства «Тренд-медиа». Я собрал людей, с которыми до этого познакомился через twitter и которые занимали высокие позиции в рейтинге по количеству комментариев, и предложил построить работу на более профессиональной основе.

 

Кто же становится клиентами «Тренд мелиа»? Откуда вообще в сферу работы с социальными медиа приходят деньги?

– Есть много компаний, которые заинтересованы в том, чтобы транслировать себя, свои услуги, например, услуги sms рассылки от Юнисендера, в социальные медиа. Соответственно появляются компании, которые помогают им в этом. Помогают в управлении имиджем компании, борются с тем, что против некоторых компании развернута агрессивная информационная война. Либо участвуют в рекламных акциях – например, выводят новый продукт на рынок.

 

Сейчас уже можно говорить о том, что сформировался рынок рекламы в социальных сетях?

– На рынке рекламы в социальных сетях сейчас творится полный хаос. Нет общего понимания ценообразования. Но постепенно все будет нормализироваться, приходить к общему знаменателю.

 

Как вы относитесь к идее налогообложения рекламы в блогах?

– Сама  идея о налогообложении блогов – это нормально. Другое дело, что хотя я достаточно глубоко знаю блогосферу, на сегодняшний день отказался бы идти в комиссию по разработке методики налогообложения постов в ЖЖ. Потому что сейчас ее просто невозможно разработать. Вычленить рекламные посты, строго отделить их от нерекламных постов невозможно. Это все равно, что брать налог за вдохи и выдохи. До тех пор, пока не придумано оборудование по подсчету вдохов и выдохов, это нереально. Можно будет подсчитать только очень приблизительно. Я уверен, что этот рынок перейдет со временем в уравновешенное состояние, но сначала должна появиться технология оценки. А в ближайшее время это вряд ли произойдет.

 

Эксперты утверждают, что рынок рекламы в блогах недооценен. Вы согласны с этим?

– Считаю, что сейчас все в хаотическом состоянии, но рано или поздно ценообразование будет формироваться по новому принципу. Сейчас блогер назначает цену сам. Например, мой твит стоит столько-то. Хотите, покупайте – хотите, нет. И это неправильно. Потому что не существует табеля, по которому можно рассчитать эффективность постов того или иного блогера. Правда, есть уже зачатки новой системы – сервисы, которые анализируют, насколько блогер влияет на свою аудиторию. Пока их шкала очень несовершенна, но, тем не менее, она уже существует. Думаю, со временем ценообразование будет формироваться именно на основании подобной шкалы, а не того, сколько было заходов, читателей или поставлено лайков. Потому что все это можно накрутить.

 

Кто же должен быть создателем подобной шкалы? 

– Этим должны заниматься независимые игроки, на которых не может повлиять ни блогер, ни рекламодатель. Они уже есть. Рекламодатели могут с ними работать. Существует некий сайт, на нем подсчитывается этот рейтинг. Они проводят акции. Например, General Motors выбирает на этом сайте 50 человек и приглашает их на опробацию какого-нибудь нового джипа. Потом блогеры пишут об этой машине. Такое уже работает. Есть, например cloud.com.

 

Что касается медиа старого формата, как Вам кажется, они сильно сдадут позиции в ближайшем будущем?

– Как человек глубоко эгоистичный, я все тенденции формулирую исходя из того, как поступаю сам. А я классическими новостными каналами не пользуюсь года три – ни газетами, ни ТВ. У меня на сегодня ознакомление с новостями происходит за 15-20 секунд. Есть специально организованная подписка: пару раз пролистнув экран айфона в режиме заголовков, я понимаю в целом, что произошло. Если я замечаю что-то интересное, я кликаю на ссылку и читаю. Но 99% потребляю в режиме заголовков.

Если говорить о перспективах СМИ, думаю, что от больших и сложных форм они будут идти к маленьким и элементарным. Я допускаю, что через несколько лет информация будет в значительной степени потребляться как лента фотографии. Уже сегодня у популярных новостных агентств есть новости в виде фотографий. Человеку уже не обязательно читать текст, не обязательно даже знать язык, он воспринимает информацию визуальным образом. Например, Путин пожимает руку Обаме. Все ясно. Или белый дым над Ватиканом и коллаж нового Папы Римского на балконе.

 

А что касается видео-информации?

– Есть тенденция к развитию видео сеток. Но история с видео упирается в технические ограничения. Просмотр роликов, а тем более их публикация затруднена из-за недостаточной мощи сетей. Я могу быстро сфотографировать что-то и выложить в instagram, снимок отправится, хотя бы с третьей попытки. С видеороликом сложнее. А любая информация сегодня очень быстро теряется актуальность.

Но в будущем, думаю, движение будет происходить в этом направлении. Представьте, например, ленту в instagram, где в каждом окошечке будет то, что человек сейчас видит: сидит на лекции или обедает с подругой в ресторане. Устройства из серии гугл-очков – это формат будущего. Думаю, должно быть что-то похожее.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов