Эстония — нацизм вместо интернационализма

1

16515 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Андрюхин Вадим

 

Эстония — нацизм вместо интернационализма13/01/2015  Как известно, нынешняя Эстония находится на переднем фронте борьбы западного мира с Россией. Впрочем, такое поведения эстонских начальников вполне логично. Оно стало следствием политической русофобии, которая была и остаётся краеугольным камнем политики Эстонии со времён обретения независимости. С просьбой рассказать о том, что творится в этой бывшей советской республике, мы попросили Анастасию Григорьеву.

 

Она проживает в Эстонии уже не один десяток лет. Оговоримся сразу, это псевдоним. Женщина, согласившись на интервью, попросила не называть её настоящего имени, так как опасается преследования со стороны властей Эстонии, которые, по её словам, чрезвычайно мстительны и вполне могут «отыграться» как на самой героине, так и на её семье...

 

— Скажите, Анастасия, а как вообще судьба занесла вас в Эстонию?

 

— Это было очень давно, ещё в советские годы. Я вышла замуж за штурмана дальнего плавания, чей корабль был приписан к Таллинскому порту... Знаете, тогда меня, человека выросшего в средней полосе России, Эстония очень поразила. И эти черепичные остроконечные крыши, как из сказок Андерсена, и шпили куполов эстонских церквей, и узкие улочки и переулки, вымощенные булыжником. Да и над самим Таллином веяла какая-то благость тихого нешумного города — жило там тогда не больше 300 тысяч жителей.

 

Да, нам с мужем было поначалу трудно. Но отнюдь не по причине национального притеснения, а в силу понятных житейских обстоятельств, связанных с началом самостоятельной жизни. Я долгие годы работала в чисто эстонском трудовом коллективе, и ни разу, пока не наступила государственная независимость, не ощущала на себе дискриминацию.

 

— Неужели тогда всё было так идеально?

 

— Иногда в общественных местах нам шипели вслед: «Вы не дома! Убирайтесь к себе в свою Россию!» Однако этим шипением, кстати очень редким, всё и ограничивалось. Ведь все мы находились под защитой сильного государства, которое к тому же стремилось сделать из Эстонии одну из самых развитых республик Союза, своего рода эталон социалистического развития.

 

Республике создали мощный торговый и рыболовецкий флот, за счёт союзного центра развивали животноводство, молочное хозяйство, чья продукция пользовалась спросом во многих странах мира. Строились заводы, работавшие с новейшими технологиями, выстроили мощный Ново-таллинский грузовой порт, прокладывались шоссейные трассы, каких не было в других частях страны. В Таллине как грибы росли новые жилые районы — очередей на квартиры практически не существовало.

 

Всё это создавалось главным образом руками русских людей, которых власть привлекала в республику разными способами. Вербовали в бедных псковских и новгородских деревнях, направляли в Эстонию по комсомольским путёвкам, кто-то сам приезжал в поисках лучшей жизни. Все они внесли весомый вклад в развитие Эстонии, которая после 1991 года решила вытереть о них ноги.

 

— Интернациональный дух советской эпохи рухнул в один момент?

 

— В общем-то, да. Как только Эстония приобрела самостоятельность, стало складываться ощущение, что многие эстонцы решили выместить на нас всю свою неизвестно на чём основанную злобу. Резко обострились отношения в трудовых коллективах, словесные стычки на национальной почве проходили в общественном транспорте, на рынках, в больницах. Нас стали обзывать «оккупантами, мигрантами, Ваньками, не помнящими родства».

 

— Эти настроения были характерны для всех эстонцев без исключения?

 

— Нет, конечно. Есть немало эстонцев, кто нам сочувствовал и сочувствует поныне, понимая всю гнусность и лживость антироссийской пропаганды. Но, к сожалению, не эти люди сегодня определяют политику государства.

 

Понимаете, эстонский национализм был взращён не в народной среде, а в среде интеллигенции, поднявшей свой голос в перестроечные годы. Эти люди прорвались к власти и с тех пор сделали русофобию официальной идеологией. Ведь легче всего объяснить любые экономические и политические неурядицы происками неких внутренних врагов в лице русскоговорящих граждан.

 

Русских сильно урезали в правах — в один день лишили прописки и дали временный вид на жительство. Помню, что творилось у ворот службы миграции, когда толпы русских людей пытались получить этот вид! Очередь занимали с вечера, выстаивали ночи напролёт. А утром чиновники выбрасывали в толпу с десяток номеров, не больше. Многим приходилось выстаивать по неделе!

 

Но даже получив вид на жительство, мы столкнулись с другими проблемами. Надо было ещё и получить разрешение на ту же работу, где многие до того трудились годами, — эстонские начальники могли выбросить человека на улицу без всяких объяснений. Начались массовые увольнения русскоязычных граждан из государственных органов власти, из правоохранительных структур, из систем образования и медицины.

 

Самые большие сложности возникли у тех из нас, кто захотел получить эстонское гражданство. Правительство для русских определило в этом плане следующие приоритеты: лица, проживавшие в Эстонии «до оккупации» (то есть до 1940 года); лица, внесшие большой вклад в культурное развитие Эстонии (артисты, журналисты, спортсмены и так далее). Но квоты здесь очень ограничены — речь прежде всего шла о лицах, которые в перестроечные годы исправно голосовали за националистическую партию «Эстонский национальный конгресс»; при голосовании люди получали специальные карточки, которые после получения независимости стали своеобразным пропуском для получения гражданства.

 

Из-за этих приоритетов без гражданства осталось 99,9 процента русскоязычного населения. Правда, ещё можно было сдать государственный экзамен по языку. Но хитрость здесь состоит в том, что эстонский язык относится к финно-угорской группе — в нём 14 падежей, нет женского и среднего рода, есть и ещё множество подобных грамматических нюансов, просто непонятных нам, славянам. Поэтому взрослому русскому человеку овладеть эстонским языком практически не представляется возможным.

 

Однако даже если вы научились прекрасно говорить по-эстонски, вас всё равно завалят на экзамене. Поскольку вам станут задавать такие вопросы, на которые далеко не каждый коренной эстонец сможет ответить. К примеру, одну мою знакомую спрашивали: сколько полос на национальной юбке у эстонских женщин, какие птицы водятся на таком-то эстонском болоте? И так далее, в таком же духе.

 

Словом, эстонские власти делали и делают всё, чтобы как можно меньше русских получили гражданство. Хотя за взятку в этой стране можно всё — чиновники торгуют паспортами, ответами на экзаменационные вопросы. Где-то за 200 — 500 долларов гражданство можно получить без особых проблем. Чем сегодня и пользуются всякого рода проходимцы и жулики чуть ли не со всего СНГ.

 

— А вы сами получили гражданство?

 

— Нет, хотя очень хорошо владею языком и всегда глубоко интересовалась культурой и традициями Эстонии. Я — по духу и воспитанию русский человек, поэтому приняла гражданство России. Таким, как я, запрещено занимать ответственные должности на государственной и иной службе, работать в крупных фирмах, принимать участие в выборах. Даже для тяжёлых физических работ правительство издало негласное распоряжение — выше бригадира русского не поднимать. Сейчас мы занимаемся в основном мелким и средним бизнесом — торговля на рынках, автомойки, небольшие мастерские — тем и кормим себя и свои семьи.

 

— Ощущали ли вы все эти годы поддержку со стороны нашего Российского государства?

 

— Увы, я считаю, что в 90-е годы Россия нас бросила. Помню, когда подписывался межгосударственный договор между Россией и Эстонией, в республику приехал Ельцин. Мы подготовили петицию, где указывалось, что в договоре ничего не сказано о правах русскоязычного населения, о положении бывших советских военных. Наши представители ждали Ельцина на аэродроме, откуда он должен был улетать в Москву. Но напрасно: Ельцин с эстонцами напился на банкете, в невменяемом состоянии погрузился в автомобиль и отправился в Ригу, на встречу с латвийским президентом.

 

Господи, все эти так называемые российские либералы, кроме омерзения, у меня никаких иных чувств не вызывают! Как-то приехал в Эстонию известный журналист Юрий Щекочихин. Он побывал на пьесе в Русском драматическом театре. Там к нему обратились с просьбой поднять в российских СМИ тему положения русских людей в Прибалтике. Но в ответ Щекочихин талдычил о том, что всё здесь нормально, нам надо смириться, что «это демократия» и т.д. А затем поспешно куда-то ретировался со своими эстонскими друзьями...

 

С приходом Путина ситуация изменилась в лучшую сторону. В российском посольстве активизировали выдачу российских паспортов, военным пенсионерам регулярно выплачивают приличные, по нашим меркам, пенсии, организуют для нас праздники, вечера, решают с эстонскими властями возникшие проблемы. Посольство — это наш островок, отдушина, где можно ничего не бояться. Спасибо за это посольским работникам!

 

— Как вы думаете, почему эстонские власти снесли памятник освободителям Таллина — известного Бронзового солдата?

 

— Понимаете, этот памятник советским воинам стал для нас, русских, местом встреч, нашего единения. Каждый год 9-го мая толпы людей стекались к монументу — море цветов, горят свечи, слёзы на глазах всех присутствующих. Эстонские власти это очень нервировало. Они — ещё до варварского сноса — уже несколько раз «реконструировали» это место: убрали вечный огонь, сняли надгробную плиту с именами павших освободителей, перекопали сквер. Какие-то мерзавцы не единожды пачкали памятник краской, вандалов до сих пор «ищут»...

 

Была и ещё одна причина убрать монумент.

 

У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясо-молочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!

 

В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос — а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?

 

Именно поэтому в головах политиков и начинают рождаться различные бредовые идеи. Например, о финансовых претензиях к России за якобы причинённый в годы «оккупации» ущерб. Под такие, отдающие настоящей шизофренией требования, начинают подводить и идеологическую платформу, вроде сноса памятников «оккупантам».

 

Впрочем, рядовым эстонцам дурить голову становится всё сложнее. Они видят, к чему привёл их суверенитет, и поддерживают своих правителей «ногами» — в массовом порядке эмигрируют в США, Канаду, в европейские страны. Эстонские газеты с тревогой начинают писать о вымывании эстонцев с родных земель.

 

Но разве из благополучной страны люди стремятся уехать?!

 

 

P.S. Как говорится, «свято место» пусто не бывает. Вместо советского интернационализма, вместо Бронзового солдата эстонская власть, подобно прочим балтийским республикам, в настоящая время культивирует местечковый национализм. И нередко этот национализм превращается в пропаганду самого настоящего нацизма! В качестве характерного примера хочу привести статью политолога Юрия Рубцова, опубликованную на сайте «Русский мир Запорожья» ещё в 2011 году:

 

...В Эстонии год 70-летия начала Великой Отечественной войны Советского Союза стал знаменательным, прежде всего, для радикально-националистических и неонацистских сил: едва наступило 22 июня, как там взялись отмечать годовщины вступления гитлеровских войск в те или иные эстонские города…

 

Первым это сделали в южноэстонском городке Вильянди. Организаторы из Сакалаского общества военных Эстонии не устают повторять, что германское вторжение летом 1941 г. принесло «освобождение Эстонии от советского строя». По словам организатора торжеств Яаники Крессы, «после прихода немцев для эстонцев положение снова нормализовалось… Мы просто хотим поблагодарить всех оставшихся солдат и сказать, что они поступили правильно, борясь с большевизмом».

 

Эстафету подхватил славящийся своей культурой и старинным университетом Тарту. Здесь с участием министра обороны Марта Лаара торжественно отметили 70-летие захвата местными «патриотами» здания, где располагается штаб-квартира возрождённой после многих десятилетий военизированной националистической организации «Кайтселийт»: с момента захвата началась ликвидация в городе советской власти и подготовка к вступлению в город гитлеровских оккупантов. Министр и главный капеллан Сил обороны Эстонии с помпой открыли на здании мемориальную доску.

 

На этом поклонники «победоносного вермахта» не остановились: торжества по поводу начала немецко-фашистской оккупации скоро докатились до Таллина, продвигаясь в том же темпе, что и нашествие гитлеровцев 70 лет назад.

 

Эстонский исторический музей предлагал посетителям экспозицию, посвящённую уроженцу Таллина Альфреду Розенбергу – рейхсминистру восточных территорий фашистской Германии, признанному Нюрнбергским международным трибуналом одним из главных военных преступников. На критику со стороны еврейской общины Эстонии, которая посчитала экспозицию героизирующей преступления нацизма, дирекция ответила, что Розенберг удостоился экспозиции как «известный житель Таллина».

 

Ещё один факт: в местечке Синимяэ на северо-востоке страны состоялся ежегодный слет бывших военнослужащих эстонской 20-й дивизии СС. Что отмечали здесь недобитые пособники гитлеровских нацистов и их сторонники из «Союза борцов за освобождение Эстонии» и «Общества друзей Эстонского легиона», а также их единомышленники из латышского объединения легионеров и движения «Латышские националисты»? Вспоминали, как они в 1944 г. сдерживали под Синимяэ наступление войск Красной Армии. И попутно распространяли неонацистские взгляды...

 

Как такое может происходить в европейской стране, входящей в ООН, официально признающей международно-правовые нормы по осуждению всех форм нацизма и ксенофобии, по уголовному преследованию военных преступников?! Центральные власти Эстонии обычно отговариваются своей непричастностью к подобным событиям, списывают их на инициативу местных властей и различных неформальных структур. Премьер-министр Андрус Ансип посчитал традиционные международные слёты ветеранов эстонской 20-й дивизии СС в Синимяэ «всего лишь» «гражданскими акциями памяти погибших во Второй мировой войне, схожими с теми, которые проходят по всей Европе». И подчеркнул: «Представители правительства в них не участвуют».

 

Такие отговорки выглядят издевательством. Разве не министр обороны Эстонии и одновременно идеолог радикального национализма Март Лаар открывал в Тарту памятную доску в честь карателей, на руках которых кровь тысяч и тысяч людей в Эстонии и России? Разве не он на официальном уровне пообещал добиться признания ветеранов 20-й дивизии СС «борцами за свободу», о чём с удовлетворением говорил на сборище легионеров в Синимяэ депутат парламента от партии «Союз Отечества и Республика» Тривими Веллисте – однопартиец Лаара?

 

И тот же Март Лаар сделал граничащее с паранойей заявление о том, что со стороны Москвы не исключена… агрессия, в случае которой эстонские партизаны готовы отразить нападение российских танков (?!).

 

«Уши» официального Таллина торчат за выступлениями неонацистов и ещё в одном случае. По распоряжению министра внутренних дел был запрещён въезд на территорию Эстонии Йохану Бекману, главе Финского антифашистского комитета, члену президиума Международного правозащитного движения «Мир без нацизма», который направлялся на Общественное собрание в память о жертвах нацизма и павших за освобождение Эстонии красноармейцах (оно состоялось в Синимяэ неподалёку от места слёта эсэсовских ветеранов и одновременно с ним). Зато почитателям и единомышленникам легионеров, прибывшим из Латвии, граница была широко открыта!

 

Однако даже если допустить, что все эти сборища и торжества по случаю побед германского вермахта – инициатива местных властей и «общественников», оправдывает ли это невмешательство руководства страны, судебных властей? И если такое невмешательство налицо, то разве это не открытое пособничество неонацистам?

 

Директор Центра Симона Визенталя, занимающегося расследованием преступлений нацистов, Эфраим Зурофф говорит: «Я хочу подчеркнуть, что проблема Эстонии с нацистскими преступниками состоит в том, что там нет политической воли, для того чтобы отдать этих преступников под суд». Э.Зурофф считает, что Эстония – прибежище для самых ужасных пособников Гитлера.

 

В самой Эстонии голос протеста подали лишь общественные организации – Еврейская община Эстонии, движение «Эстония без нацизма» (к слову, официально признанное экстремистской организацией) и некоммерческое объединение «Cписок Кленского». Последняя из них – организация, известная защитой прав российских соотечественников, выступила с заявлением, в котором обратила внимание властей и общественности Эстонии, а также России и Евросоюза на реальные угрозы для всего населения Эстонской Республики: «Это – усиление ультранационалистических и неонацистских настроений в Эстонии, радикализация экстремистски настроенной политэлиты страны». Молчать сегодня, заявляют Д.Кленский и его товарищи, значит дать согласие на газовые камеры XXI века. Мы знаем, что в 30-е годы ХХ века на Западе предпочли закрыть глаза на рост реваншистских и нацистских устремлений в Германии. В итоге это привело к самой страшной в человеческой истории войне.

 

Сегодня возникает опасность повторения пройденного. Попустительство Запада, а то и явная заинтересованность определённых его кругов дают возможность поднимать голову неонацистам в странах, политические режимы которых кичатся приверженностью к демократии и либеральным ценностям. Молчит Евросоюз, не слышно голоса его Парламентской ассамблеи, которая любит задавать «стандарты демократии» для России. Отстранённую позицию занимают и государства бывшей антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Великобритания и Франция, шесть с половиной десятилетий назад воевавшие с гитлеризмом и самим фактом участия в создании ООН выступившие гарантами борьбы с попытками возрождения нацизма.

 

Такое впечатление, что Департамент информации и печати МИД России, выступивший с заявлением в связи с очередными фактами героизации нацизма в Эстонии и рассчитывающий, что «преступное попустительство со стороны эстонских властей организации подобных мероприятий не должно остаться без внимания и принципиальных оценок со стороны партнеров Эстонии по Евросоюзу и НАТО, профильных международных организаций», стучится в закрытую дверь.

 

В НАТО и в Евросоюзе абсолютно не церемонятся с выбором средств давления на «недемократические» режимы вроде Ливии или Сирии, но напрочь не замечают возрождения нацизма в лагере «новых демократий» – в Эстонии и других странах. А стоило бы подумать, что ставка на неонацизм и русофобию непременно породит в этих странах своих доморощенных Андерсов Брейвиков – эстонских и прочих. А то и ещё что похлеще…

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Виктория
2017/10/03, 12:31:26
При этом почему-то все считают нормальным, что эстонцы живут в России и смеют вякать. Всем им надо дать коленом под зад. Они должны туалеты мыть.
Митя
2015/01/15, 16:35:41
Ну сами подумайте-какую идеологию могут предложить в национальных республиках местная элита,чтобы удержаться у власти при буржуазном устройстве жизни.. Только свой национализм.Что кстати мы и видим во всех практически постсоветских республиках.Исключение составляет лишь Беларусь. В этом смысле, выражение-национализм последнее прибежище негодяев,понимается буквально. А для этого разжигается русофобия из-за боязни потерять власть- кормушку.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов