День святой свободы

5

936 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 179 (март 2024)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Головкин Николай Алексеевич

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ СВОБОДЫ

 

3 марта – национальный праздник Республики Болгария – День освобождения от османского ига.

 

В этот день был подписан исторический Сан-Стефанский мирный договор. И в тот же день в 1882 году в центре Софии был заложен знаменитый храм, символ болгарской столицы – кафедральный собор-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра II Освободителя.

 

Балканская Голгофа

 

В канун освобождения Болгарии, как заявил в те годы одному из французских журналов видный османский государственный деятель Мидхат-паша, на болгарских землях – в Северной Болгарии, Фракии, Родопах и Македонии – жили около 1 миллиона 800 тысяч болгар, исповедовавших ислам. Из них 1 миллион 200 тысяч человек говорили по-турецки, а около 600 тысяч человек – на болгарском языке.

Эту горькую истину подтверждают османские списки налогоплательщиков и судебные протоколы, болгарские летописные рассказы и маргиналии на полях старых книг, описания иностранных путешественников и жития великомучеников, консульские доклады и воспоминания очевидцев.

О политике ассимиляции, проводимой в Османской империи, свидетельствует огромное количество различных материалов и документов. Способы были разные: взятие в рабство, похищения, насильственное переселение, янычарство…

Османское иго – наиболее тяжкий период в истории Болгарии – колыбели православной славянской культуры, время полного политического, духовного и национального бесправия, сознательно и систематически проводившегося отуречивания.

Не раз в течение пяти столетий болгарский народ был на грани физического уничтожения. Схожая участь ожидала и другие христианские народы Балкан и Юго-Восточной Европы. Практически все законодательство Османской империи было направлено на планомерное насаждение ислама – официальной религии и государственной идеологии.

Подданные султана разделялись на правоверных (мусульман) и неверных (гяуров). В зависимости от этого определялись и их обязанности по отношению к государству, и их привилегии.

Болгарское православное население облагалось большим числом налогов, чем мусульманское. Наиболее тяжким для него был поголовный налог (джизье), который подчеркивал унизительное рабское положение.

Православное духовенство подвергалось преследованию. Храмам не разрешалось иметь колокола. Часть из них была превращена в мечети. Другие были разрушены. А ремонт старых и постройка новых церквей были связаны с всевозможными трудностями, запретами и большими налогами. Монастыри разграблялись. Православные кладбища предавались осквернению.

Даже обряды принятия христианским населением ислама приурочивались к каким-нибудь православным праздникам, например к Пасхе.

Попытки отказа от ислама жестоко преследовались, а тех, кто вновь обращался к христианству, карали смертью.

Власти Османской империи стремились притупить национальное сознание исламизированного населения Болгарии. Ему внушали: вашими врагами являются не те, которые вас эксплуатируют, а иноверцы, то есть те, которые исповедуют другую религию.

Однако болгары-христиане (как свидетельствуют документы, народные песни и предания) хорошо понимали, какие цели преследовала власть. Они считали ислам «турецкой верой», а обращение в него называли отуречиванием.

Время рабства – это всегда и время борьбы. Борьбы за веру, за защиту болгарской народности, за свободу.

Борьба эта выражалась в ежедневном неподчинении османским порядкам, в личной самообороне. Пройдя через гайдучество и стихийные крестьянские восстания, эта борьба вылилась в национально-освободительное движение. Ценою неимоверных усилий болгарский народ сумел выстоять, сумел сохранить свои духовные и физические силы.

 

За други своя

 

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что болгары в Х веке создали государство духа.

В долгие годы рабства Болгарии пламя просвещения и веры, зажженное двенадцать веков назад святыми братьями Кириллом и Мефодием, продолжало гореть в других славянских народах, в том числе в русском, и стало залогом сохранения самосознания и идентичности болгар.

В сбережении общеславянских духовных ценностей немалая заслуга и великого русского святителя, сына болгарского народа – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, день преставления которого отмечается в Болгарии и России.

Во многом благодаря святителю Киприану, перенесшему в Москву кафедру первосвятителей (что способствовало возвышению сего града как политического и духовного центра), в XV веке на исторической арене появилась новая сила – святая Русь.

Важной составляющей идеологии православной самодержавной Руси – России, ставшей выразительницей интересов славян, было стремление освободить из под османского ига единоверные братские народы.

С середины XIX века Балканы, где решалась судьба Болгарии и Сербии, приковали к себе внимание всей Европы.

24 апреля 1877 года Россия вступила в войну за освобождение славян. Это стало ответом на кровавое подавление властями Османской империи ряда восстаний угнетенных славянских народов. Русское общество с ликованием восприняло манифест императора Александра II о решении стать на защиту единоверных братских народов.

После переправы русской армии через Дунай генерал-лейтенант И.В. Гурко двинулся к Балканам и занял Шипкинский перевал. В числе героических битв этой войны – взятие Плевны, оборона Шипки, переход через Балканы и приближение к Стамбулу-Константинополю.

Плечом к плечу с русскими солдатами сражались за свою отчизну болгарские ополченцы. Болгарское ополчение из числа болгар, населявших Бесарабию и Таврию, было сформировано в России при помощи славянских благотворительных комитетов.

4 января 1878 года войска генерала И.В. Гурко сумели без кровопролития освободить Софию.

Итогом войны 1877–1878 годов и стал Сан-Стефанский мирный договор. Главным уполномоченным России при его заключении был граф Н.П. Игнатьев, блестящий русский дипломат, посол России в Турции с 1864 по 1877 годы.

По этому договору Болгария становилась независимым государством, самым большим на Балканах; признавалась независимость Черногории, Сербии и Румынии.

Однако летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего отечества.

 

«Вечная память, братушки…»

 

Данью памяти 200 тысячам русских воинов, павшим в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, стал крупнейший в Болгарии и на Балканах православный собор во имя святого Александра Невского.

По обеим сторонам его западного входа установлены две плиты из каррарского мрамора. Текст на русском и болгарском языках гласит: «…сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году.

Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля (в XIX веке это соответствовало 3 марта по григорианскому календарю. – Н.Г.) 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12–24 сентября 1924 года.

Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам».

Прошло, увы, больше 20 лет с момента закладки собора до начала его строительства, но Божиею помощью собор-памятник был воздвигнут, а центральная площадь столицы Болгарии, на которой он стоит, получила имя небесного покровителя императора Александра II Освободителя.

В памятной надписи у входа в храм есть одна неточность, касающаяся «патриотического решения Первого Народного собрания в Тырнове». Когда в 1879 году на Учредительном собрании в древней столице Болгарии – Тырново обсуждался вопрос о сооружении «Памятника нашего освобожде­ния», было предложено воздвигнуть на добровольные пожертвования народа «храм в Тырново… посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою».

Было напечатано 20 тысяч экземпляров Конституции Болгарии, деньги от продажи которых должны были поступить в фонд строительства собора-памятника. Избранная комиссия приступила к сбору средств.

Однако через год, в 1880 году, Народное собрание второго созыва приняло решение воздвигнуть собор-памятник в Софии. Прокламация и обращение к народу с призывами «внести свою лепту в строительство памятника признатель­ности болгарского народа своим освободителям» были распространены по всей Болгарии через город­ские и сельские общинные управления, начальников окружных управлений. Они были отправлены также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Бухаресте, Петербурге и других столицах с просьбой «распространить их среди соотечественников-патриотов по общинам в Бесарабии, Добрудже, в Австрии и России».

Патриотическое начинание возглавила центральная ко­миссия, созданная в соответствии с решением Народного собрания от 26 ноября 1881 года.

Началась работа над проектом собора-памятника.

Первоначально комиссия одобрила проект русского академика архитектуры И.С. Богомолова. Но его нужно было доработать с тем, что­бы лучше приспособить к местным условиям.

События 1885 года и последовавшее ухудшение отношений между русским и болгарским правительствами помешали своевременному началу строительства собора-памятника.

К середине 1890-х годов средства, выделенные Народным собранием, и поступившие в специальный фонд на строительство собора-памятника добровольные пожертвования, в том числе от болгар, жив­ших за пределами своей родины, составили 900 тысяч левов. Многие русские также, выразив желание поддержать благое дело, вносили в этот фонд денежные средства.

В 1896 году центральная комиссия остановила свой выбор на проекте известного русского академика архитектуры А.Н. Померанцева. Это был, по су­ществу, прежний проект И.С. Богомолова. Однако Померанцев – тот самый, который построил верхние торговые ряды (здание ГУМа) в Москве, – внес в проект собора-памятника существенные коррективы.

В 1912 году строительство собора-памятника, продолжавшееся восемь лет, было завершено. Однако из-за Балканской и Первой мировой войн он не был открыт. (Парадокс: и в Первую, и во Вторую мировые войны Болгария была союзницей Германии!)

Через три года, в 1915 году, по настоянию царя Фердинанда Кобурга кабинет Радославова переименовал Александро-Невский собор в «соборную церковь святых равноапостолов Кирилла и Мефодия».

Газета «Народни права» тогда писала: «…после объединения болгарской нации предстоит приступить к своему обновлению». И далее: «…имя Александра Невского, присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью святой Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».

В 1920 году правительство Стамболийского восстановило первоначальное название памятника, утвердив его в законодательном порядке на первой же сессии Народного собрания 18-го созыва в мае того же года.

Только в сентябре 1924 году по настоянию верующих Болгарии состоялось официальное открытие и освящение собора-памятника.

Собор-памятник святого Александра Невского – его высота более 50 метров! – воздвигнут на самом видном месте центральной части Софии.

В его архитектуре присутствуют элементы русского церковного зодчества. Над главным входом собора, сложенного из гранита и белого камня и украшенного карнизами, фризами, колоннами, другими скульптурно-декоративными элементами, – мозаичная икона болгарского художника А. Митова «Святой Александр Невский».

На колокольне собора установлено 12 колоколов, самый большой из которых весит около 12 тонн. В ясную и тихую погоду его звон слышен на расстояние до 30 километров от Софии.

В художественном оформлении собора-памятника приняли участие выдающиеся русские и болгарские художники, которые создали около 400 произведений: живописные картины, выполненные маслом и темперой, фрески, символические и орнаментальные изображения.

Собор расписан фресками, изображающими Святую Троицу, сюжеты Ветхого и Нового 3аветов, святых апостолов, русских и болгарских святых, отдельные этапы истории Болгарской Православной Церкви.

Главный престол посвящен святому Александру Невскому, южный придел – святому болгарскому князю Борису (в 865 году он ввел в стране христианство и, руководствуясь идеей духовного сплочения нации, приказал возвести в тогдашней столице Болгарии Плиске первые христианские храмы), а северный – святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Слева и справа от царских врат главного престола – образы Богородицы и Спасителя, написанные В.М. Васнецовым.

Интерьер храма богато украшен мрамором, мозаикой, разноцветными металлическими конструкциями и церковной утварью. Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие внутреннему убранству храма, выполнена в Италии по проектам русского архитектора А.А. Яковлева, а украшения стен – болгарскими мастерами.

В 1998 году по просьбе Болгарской Православной Церкви Русская Православная Церковь передала частицу чудотворных мощей святого Александра Невского, которая с тех пор стала главной святыней собора-памятника.

В соборе, что также не может оставить равнодушными прихожан и паломников из разных стран мира, помогает молитве замечательный хор, который придерживается традиций русского церковного пения. Этот коллектив участвовал в торжествах в Москве, посвященных 600-летию со дня преставления митрополита Киевского и всея Руси Киприана.

 

Событие, соединяющее эпохи

 

Неподалеку от Александро-Невского собора находится памятник императору Александру II Освободителю. Ежегодно, в День освобождения Болгарии от османского ига, духовенство и верующие отправляются крестным ходом к памятнику и возлагают венки и цветы в знак признательности русским воинам. Болгария благодарит героев Плевны и Шипки, благодарит всех русских освободителей – от солдата до генерала.

Так было в День освобождения и в XIX, и в XX веке. Так, слава Богу, продолжается и в XXI столетии.

Все, кто знает трагическую историю борьбы болгарского народа за свободу своей родины, кто помнит, какую цену заплатила за эту свободу Россия, конечно же, не забудут и слова из речи графа Н.П. Игнатьева на митинге в Софии в сентябре 1902 года: «Мой идеал был и есть – свободная Болгария. Об этом я мечтал еще в 1862 году… Мое сердце принадлежит болгарам, и в своих мечтах я желаю болгарскому народу процветания».

Век спустя, в 2003 году, во время торжеств в Болгарии по случаю 125-летия ее освобождения от османского ига, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что в истории России и Болгарии особую роль всегда играла Православная Церковь. «Она была хранителем идентичности, – подчеркнул глава нашего государства. – И сегодня, в эпоху глобализации, сохранением своей духовности и культуры и цивилизации занимаются многие страны. Никто лучше, чем Православные Церкви Болгарии и России, которые являются Церквами-сестрами, не может сделать больше для укрепления межгосударственных связей и укрепления государственности».

23 ноября 2004 года, когда отмечалось 80-летие со дня освящения Александро-Невского собора-памятника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, в котором были такие строки: «Знаменательно, что Александро-Невский собор стал главным храмом Болгарской Православной Церкви, духовным символом Болгарии. Среди бурь и треволнений XX века храм святого Александра Невского был для болгар свидетельством веры отцов, местом, где болгарский народ находил утешение и черпал духовные силы для преодоления жизненных трудностей. Пусть же на веки пребывает храм сей центром духовной жизни болгарского народа, символом духовного величия Болгарской Церкви.

Нынешнее торжество – это не только праздник Болгарской Церкви, но и праздник Церкви Русской. В этот день вам молитвенно сорадуются и с вами торжествуют верные чада Русской Православной Церкви. Да будет сей храм до скончания века свидетельством единства наших братских народов, местом, где русские и болгары вместе прославляют имя Божие».

…Слова, сказанные в разные эпохи дипломатом, Президентом России, Предстоятелем Русской Православной Церкви… С ними невозможно не согласиться: они – прочное духовное звено между прошлым и будущим.

 

Художник: В. Горанов.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов