Прежде, чем начать разговор о творчестве известной российской поэтессы из Самарской области Дианы Кан, хочу напомнить, что в девяностые годы прошлого века, поставившие под сомнение не только дальнейшее существование литературы, но и самой России, на передовые рубежи обороны нашей страны и литературы выдвинулась целая «дружина» русских поэтесс. Слишком медленно открывались глаза народа на истинное положение дел в стране, а так называемые демократы, пользуясь растерянностью, а иногда и безразличием людей, творили неблаговидные дела в полной уверенности в своей безнаказанности. И – зазвучала поэзия Надежды Мирошниченко из Сыктывкара, Нины Карташевой из Подмосковья, Людмилы Щипахиной из Москвы, Светланы Сырневой из Кирова, Ольги Фокиной из Вологды... Перечень имен можно продолжать.
В эту женскую поэтическую дружину вступила и поэтесса из Самарской области Диана Кан. Стихи ее зазвучали со страниц многих центральных и региональных изданий. Это Диана Кан в годы, когда определение «русский» стало наполняться унизительным смыслом, а пресловутый «русский великодержавный шовинизм» не склонял только ленивый, являясь наполовину этнической кореянкой, гордо и искренне заявила:
...Пусть кажется кому-то экзотичной,
как в зимний день июньская гроза,
моя великорусская привычка
прищуривать нерусские глаза...
Выросшая в семье советского офицера, с детства ощутившая на себе все «прелести» жизни в дальних гарнизонах, познавшая жизнь многих русских захолустий, отучившаяся затем в столице и имеющая возможность сравнивать и жизнь, и отношения людей, Диана Кан сохранила в душе любовь и к обитателям провинциальной России, и к славному русскому воинству:
Ты, на врата Византийской Империи
свой водружавшее щит.
Ты, не вкусившее яд лицемерия
в пору народных обид.
Ты, сохранившее честь и достоинство.
Ты, целовавшее меч.
Русоволосое русское воинство –
буйные кудри до плеч...
Строки эти написаны в пору, когда на российскую армию были вылиты ушаты помоев. Когда СМИ выискивали и предавали публичности самые негативные случаи армейской повседневности. Когда демократические журналисты измышляли самые гнусные инсинуации о русской армии. Гимном русскому воинству звучат завершающие стихотворение о нём строки Дианы Кан:
Славься, бесстрашная!
Славься, былинная!
Славься идущая в бой
непобедимая рать соколиная –
Бог и Россия с тобой!
Круг интересов поэтессы и затрагиваемых ею в своем творчестве тем настолько широк, что вряд ли возможно осветить их в одной статье даже вскользь. Но не могу не отметить того, что Диане Кан счастливо удается избегать голой публицистики. Хотя в ее творчестве много стихотворений остросоциального звучания, но строки их накрепко увязаны болевыми узлами образов. Она не боится давать нелицеприятные оценки, потому строки ее всегда эмоционально окрашены:
Под вопли кликуш и ничтожеств,
тягающих лакомый кус,
лежит на прокрустовом ложе
слезами залитая Русь.
Многие стихи написаны Дианой Кан с тонким юмором, иронией, а иногда и с сарказмом. Но вы в них не найдете назидательности, лобового решения русских проблем, но зато они непременно заставят вас задуматься:
Били воблой по столу.
По стаканам пиво лили.
Всё рвались спасать страну,
президентов материли.
Из закуски – хрен да шиш.
На столе – окурков блюдце.
Вот уж зашумел камыш,
вот уже деревья гнутся.
Потерпи, Россия-мать!
Много ли ещё осталось?
Пива литров двадцать пять –
на троих такая малость!
Не качай камыш, река!
Дерева, замрите строем!
Вот сейчас рванём пивка
и – Россию обустроим!
Проанализировав свой жизненный и творческий путь в непростое для всей страны время, поэтесса образно сравнивает себя с обсевком: назло отеческому раззору и раздору, назло всякой «лоснящейся мрази, глумящейся над страной» этот «обсевок» цветет на поле России. А еще поэтесса понимает, что «в мире занятье не менее женское // детские слёзы в подол собирать». Этот вывод, сделанный Дианой Кан о женском предназначении, куда важнее, чем лживые и безнравственные призывы Марии Арбатовой к эмансипации, наносящие огромный вред будущему нашей страны.
Богат словарь поэтессы, неожиданны и интересны образы. Уж сколько написано стихов о временах года, а какие образы она нашла, изображая дыхание весны:
Золотая осень разбазарена.
Стоптаны сугробы февраля.
Обнажая дымные проталины,
снова заневестилась земля.
Тишину прозрачную хрустальную
нарушает огненный петух,
что с утра горланит на проталине,
радость жизни выражая вслух.
Отощала справная поленница...
Где бы дров на топку раздобыть?
Вишь, зима-завистница кобенится –
всё никак не хочет уходить...
Живописуя картину грозы, поэтесса успевает не только пообщаться с грозой на равных, но, играя звуками, провести тонкую параллель между природным явлением и женской долей:
Покуда, как пират, Перун пирует,
пока он рвёт, и мечет, и громит,
его подруга плачет, негодует
и грозно сковородками гремит...
...Определить поэзию Дианы Кан одним словом невозможно, объяснить ее – дело непосильное и бессмысленное. Она – зеркальное отражение души автора со всеми ее эмоциональными всплесками, удачным и неудачным опытом жизни. В поэзии Дианы Кан ярко и образно высвечены взлёты и падения на тернистых путях в большую литературу. Хотя иногда, не буду скрывать, мне и хочется оспорить Диану Кан, читая, например, ее строки о России:
...Почему – объяснить не берусь! –
ты смирилась с глухим беззаконьем?
И безмолвствуешь, гордая Русь,
волочась под заморским оконьем...
Нет, не безмолвствует Русь, чему яркое доказательство – творчество самой поэтессы Дианы Кан. Просто, стараясь достучаться до сердец современников, Россия вкладывает в уста самых чутких своих и совестливых поэтов слова высокого звучания в надежде, что это поможет одолеть всем нам глухую стену безмолвия.
Читать книгу "Звёзды окликая".pdf