ЭРАРТА — первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге.
И самый крупный частный музей современного искусства в России.
О музее
«Эрарта» негосударственный музей, в котором представлено современное российское искусство: с 1945 года по настоящее время. Название образовано из слов era и arta и означает «время искусства». Музей открылся 30 сентября 2010 года, и с этого момента в его стенах началась интересная и насыщенная жизнь — выставки, экскурсии, театральные постановки, концерты, образовательные мероприятия и многое другое.
В собрание музея входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Собрание насчитывает 2800 единиц хранения — живопись, графика, скульптура, объекты, инсталляции. Музей периодически пополняет свою коллекцию, сотрудничая с художниками, работающими в разных регионах
России и представляющими разные поколения и направления в изобразительном искусстве. Летом 2015 года коллекция Эрарты стала доступна онлайн на Google Art Project — крупнейшей интернет-платформе, посредством которой миллионы пользователей получают возможность приобщиться к мировому культурному наследию.
Эрарта — один из немногих музеев Санкт-Петербурга, в программу которого входит не только поддержка искусства, но и создание собственных творческих проектов. Эрарта воплощает свои идеи в сотрудничестве с художниками, а также всеми желающими принять участие в творческом процессе. Среди реализованных проектов — тотальные инсталляции U-space, «Театр без актеров», «Озвученные истории картин», «Изоанимация» и «Изолитература». Проекты Эрарты приближают современное искусство к широкому зрителю, позволяют каждому найти в нем для себя нечто важное и интересное.
Визит в Эрарту
Добираться до него не сложно, но надо знать, как. В общем и целом – понравились и постоянная экспозиция, и несколько временных выставок. Но еще больше порадовала организация музейного пространства и размах выставочной деятельности «Эрарты».
«Эрарта» – необычный музей. Это чувствуется уже на подходе к нему. «Вращающийся интерактивный объект» перед входом можно «трогать, вращать, фотографировать, восхищаться». Информационный стенд на входе сообщает «Вас ждёт прекрасный день!» Эх, жили бы мы в Питере, и не один бы день нас ждал! Кстати, забегая вперед, заметим, что почти целый день мы тут и провели, хотя планировали оставаться в «Эрарте» не более четырех часов. Но мы забыли о времени и бежали на единственную встречу, на которую не опоздали, уже почти перед отправлением «Сапсана».
Необычен интерьер музея: всё как будто из разных эпох, из разных материалов. Но всё скомпоновано в очень приятном, едином стиле. На входе указатели к кассам. Можно взять билет на день. Можно купить семейный билет, если она (семья) пришла с вами в музей. Предлагаются абонементы – очень выгодно и удобно. И одиночным посетителям и опять же семейству. Девушки на ресепшене обслуживают быстро, четко всё разъясняют. Внимательны и отзывчивы. При желании можно заказать экскурсию, присоединиться к группе. А можно взять аудиогид.
Получив на руки билеты, мы отправилась в гардероб. Общественная зона, как её называют в этом музее, находится на нулевом этаже правого – выставочного крыла. Проход к экспозициям музея через турникеты по штрих-коду билета. Веяния современности.
Гардероб на самообслуживании. Находишь свободный шкафчик с ключиком и запихиваешь туда свои вещи! Удобно! Конечно, шубу «в пол» 56 размера сюда засунуть будет проблематично, шкафчик небольшого размера. Но все остальное помещается прекрасно, включая сумки, пакеты и прочую мелочь. Свой шкаф – удобно, не нужно стоять в очередях. Но если много посетителей? Как-то перспектива остаться без шкафчика даже чисто теоретически нас несколько расстроила. Но в наш день народу было не много, никаких огорчений не случилось.
О музейном пространстве
Итак, «Эрарта» – это пятиэтажное здание. В левом Музейном крыле на пяти этажах находится постоянная экспозиция музея. В правом – Выставочном и Новом крыле так же на пяти этажах представлены временные выставки. Переходы есть и на верхних этажах, и внизу, на первом. Очень хорошая навигация. Указателей много и они понятные. Никто не должен заблудиться, кроме уж совсем задумчивых. Свой осмотр мы начали с выставочного крыла. Выставки современных художников обычно посетителей или пугают, или озадачивают. Редко приводят в восторг. Это – удел специально обученных людей. То есть надо все-таки современным искусством интересоваться, тогда и чувство, что ты ничего не понимаешь и понять не можешь, будет посещать тебя все реже и реже (по мере освоения материала). В нашем случае выставки были очень даже понятные, мы пребывали в замечательно настроении. А фотовыставки вообще очень и очень впечатлили. Надо сказать, не последнюю роль в восприятии сыграли грамотные зонирование экспозиции и освещение.
Особый респект кафе в центре музея. Даже если ничем себя не побаловать, там очень симпатично и уютно. Можно просто посидеть и отдохнуть. Никто тебя не гоняет и не выясняет, почему ты тут устроился и ничего не заказываешь по меню.
Удобно и то, что по залам и этажам можно перемещаться столько, сколько тебе заблагорассудится. Переходить из основной экспозиции на выставки и обратно. Надо отметить, что все галереи и залы в музее разные, благо пространство и этажность позволяет, поэтому, думаю, каждый сможет найти там что-то, что придется ему по душе. Очень впечатлила выставка автопортретов тех художников, чьи работы выставлены в музее. Вот именной к ней мы возвращались не раз, и не два. Идея собрать автопортреты просто гениальная. Пройти мимо было просто невозможно. Тут же «зависает» очаровательный ковер-самолет.
Фотографировать можно везде. Есть и особые места – для тех, кто обожает и себя, и свои изображения. Вставайте в специальное место и получится интересное фото с логотипом музея. Пожалуйста, делайте селфи или позируйте друзьям-приятелям.
На первом этаже есть салон, книжный магазин и магазин сувениров. И – вот удивление искреннее – здесь можно купить открытки и марки! Редкость большая в наше время! Сувениров много – на любой вкус и кошелек – от дорогих и оригинальных, до дешевых и традиционных.
Изоанимация
Обычно на кинозалы в музеях либо времени не хватает, либо желания там что-то увидеть. Чаще всего хочется – не будем душой кривить – зайти в темноту зала, сесть и отдохнуть. А заодно и посмотреть что-то на экране, чаще всего это информация о музее, об обновлении экспозиции или о выставках – настоящих или планирующихся. Вряд ли Эрарта – пионер в жанре Изоанимации. Наверное, это есть и в других музеях. Но именно здесь нам удалось увидеть, что это такое, и оценить в полной мере. И мы возвращались в этот зал несколько раз.
Музей объясняет свое предложение так. «Жанр анимации позволяет Эрарте увести зрителей за рамки живописных произведений на территорию полноценной истории, где сама картина — только стоп-кадр, выхваченное мгновение. Короткометражные анимационные фильмы развивают работы художников во времени, объясняя или обыгрывая их сюжеты. Разнообразие стилей исполнения, неожиданные сюжетные повороты, юмор одних короткометражек и тонкая эстетика других делает их просмотр увлекательным для публики всех возрастов».
Так и есть. По сути – картина – точка отсчета. Некое начало, откуда потом наше воображение вслед за художником-аниматором улетучилось, скажем так, неведомо куда. Что-то нам показалось спорным и мы пожалели, что нет возможности и времени вернуться к только что увиденному. Конечно, все сейчас есть в интернете и можно вернуться к этому дома. Но это уже вопрос наличия или отсутствия свободного времени. На какие-то работы художников мы действительно стали смотреть по-новому. И даже успели обменяться впечатлениями, обсудить увиденное. Отличный проект Эрарты! Настоятельно рекомендуем не проходить мимо кинозалов. Они небольшие, уютные. Кстати, Эрарта предлагает своему посетителю (зрителю) свой вариант видения того или иного произведения. Было бы желание. Со зрителем Эрарта действительно активно сотрудничает. На письма и комментарии отвечает, «произведения» посетителе принимает и не удаляет их в корзину, а «берет в работу». Нужно только в Эрарату написать.
Приводим список работ, по которым созданы изоанимации. Зачем? Для информации. Увидите картину в экспозиции, вспомните, что есть по ней еще и сюжет. А вдруг и вспомните об этом, и мультяшку потом посмотрите.
Итак, это: «Море». Е. Гороховая (2006), «Кузбасс параллельный» И.Гапонов Илья. (2007),
«Одинокий ужин». Ю.Татьянин (2007) , «Политрук» Вас. Гаврильчик и Вл. Гаврильчик (2008), «Прогулки по окрестностям» А. Рудьев (2008), «Футбол» А.Зинштейн (1986), «Рыба на белом блюде» В. Вальран (2003), «Проселок» А. Румянцев (1996), «Подземка». Г.Хайлу (2008), «Ворона и окна» А. Королев (2007), «Коряга». А.Федоров (2007), «Автопортрет с Малевичем и Ван Гогом» Ю.Татьянин (2006), «Еще один день» Д.Ичитовкин (2006), «Призывники» П. Горбань (1985), «Рубашка» С. Шнуров(2005), «Звездная материя» Е. Барский (2005), «Соседский двор». Н.Викулов (1974), «Лифт» А. Дашевский (2007), «Охотник» А. Молев (1995), «Автопортрет» Н. Сажин (2008), «Диалог с природой». А.Стародубцев. (2009), «Сумерки» Ю.Сычев. (2008), «Это как бы я попала в комнату…» И. Васильева (2007), «Красные зайцы». Ю.Татьянин. (2011), «Окно на Введенской» А.Дашевский. (2007). «Большая медведица» Р.Волигамси. (2008)
Изолитература. Опыт всеобщего произведения искусства
Эрарта – ценит, уважает, любит своего посетителя. И не на словах, а на деле. Почему? А потому, что предлагает нам много возможностей для личного творчества. Расскажем о предложении музея, которое ни одну творческую личность (берем по максимуму) не оставит равнодушным.
Заходя в залы музея, посетитель по привычке берет почитать листок из лотка рядом с картиной. Подобные информационные листы имеются во многих музеях. Но оказалось, в Эрарте на этих листках совсем другая информация. Мы имеем возможность оценить (и поучаствовать при желании) новый проект музея.
«Изолитература» – открытый проект «Эрарты». Понятно, что каждый человек видит картину по-своему. Одна и та же картина вызывает совершенно разные, порой полярные мнения. В Эрарте посетители музея могут написать своё вИдение картины. Их эссе может быть представлено другим посетителям музея.
Есть вечные сюжеты, пленяющие многие поколения поэтов и безумцев. Проходят столетия, но до сих пор создание всеобщего произведения искусства остается актуальной задачей для мирового творческого сообщества. Современные выставочные проекты и некоторые музеи современного искусства время от времени экспонируют выполненные в подобном ключе арт-объекты.
Это регулярно вызывает интерес, но не всегда имеет успех — часто даже искушенная публика остается в недоумении от представляемых ее вниманию работ, и причиной тому служит не уровень образованности или зрительского опыта аудитории, а сложившийся герметичный характер художественного творчества. Это – безусловно. Но и понятно. Кто ж будет с этим спорить?
Эрарта считает, что автор не имеет в виду зрителя, не заинтересован им и потому не ждет от него сотворчества, диалога посредством своего произведения. Вместе с тем зрителю, идущему на выставку, в музей, в концертный зал, есть что сказать. И не услышать его, не дать ему возможности высказаться, проигнорировать зрителя в художественном процессе — значит проигнорировать само творчество. Любое творчество интенционально, как любое высказывание всегда несет какую-то мысль.
Согласны в том, что «Создавая свое произведение, автор часто не думает о зрителе, но от этого его творение не перестает быть направленным на адресата. Если музыка не создается для того, чтобы ее услышали, а картина – чтобы ее увидели, то они не создаются вовсе. Неосознанное, незавершенное в происходящем вокруг себя искусство перестает быть искусством».
Эрарта любит и ценит зрителя и в отличие от тех музеев, которые считают своим главным предназначением хранить произведения искусства, существует в первую очередь для того, чтобы донести искусство до широкой аудитории и, более того, интегрировать ее в искусство. Изолитература как жанр претендует на то, чтобы стать новой попыткой создания всеобщего произведения искусства. Эссе, сопровождающие отдельные экспонаты коллекции Эрарты, являются не просто комментариями или интерпретациями картин — самые удачные примеры изолитературы словно вплетаются в ткань уже существующего художественного творения, расширяя его и раскрывая его внутренние смыслы, часто более глубокие, чем первоначальный авторский замысел. Это не критический или искусствоведческий, а скорее мифотворческий проект.
Эрарта предлагает зрителю — читателю — художнику (ведь зритель тоже художник!) — взглянуть на представленные в музее работы сквозь призму самого себя и тем самым создать свое собственное произведение искусства. Такое сотворчество, совместное размышление, диалог дают возможность каждому внести свою лепту в великую игру, однажды начатую и вечно продолжающуюся — до тех пор, пока у творца существует зритель.
А в итоге, у Эрарты есть конкретное предложение. Если то или иное произведение заставило вас, как говориться «взяться за перо», что в нынешнем веке означает «сесть за компьютер», «возьмитесь», то есть сядьте. И опишите СВОЕ вИдение произведения, свои мысли о сюжете. Возможностей здесь – море! Кстати, и почитать то, что создали другие «соавторы» тоже не помешает. Тогда многое может разъясниться. Ведь сколько людей, столько и мнений. А мнения порой бывают очень даже интересными, уж про «полезными» и говорить нечего!
А лучшие эссе в жанре изолитературы Эрарта напечатает.
Немного коробит слово «изолитература», но более благозвучного синонима пока не придумалось, да и сам музей так называет свой проект, так что – пусть живет это слово. Главное ведь не в названии, а в содержании. А содержание – за нами! Так что предложение актуально, активно! Пишите. Точнее, приезжайте в музей, а уж дальше…
Тотальные инсталяции U-Space
Еще одна новинка, которую предлагает Эрарта своим посетителям. Тотальные инсталляции U-Space дают посетителю возможность пережить особый эмоциональный и ментальный опыт. В течение пятнадцати минут, что отведены на посещение каждого из этих арт-пространств, зритель может прожить иную жизнь, и для каждого она будет разной в зависимости от особенностей его индивидуального восприятия. У всех тотальных инсталляций есть своя тема, предопределяющая тональность чувств и размышлений, зарождающихся внутри U-Space, и задающая эмоциональный фон, который зритель затем самостоятельно трансформирует в личные переживания.
«Мой дом — моя крепость?» предлагает ощутить хрупкость личного пространства перед наступающей громадой внешнего мира.
«Детство» — как некогда, тепло и открыто посмотреть на мир глазами ребенка.
«Что остается, когда все проходит» дает возможность прочувствовать неумолимый ход времени и неотвратимость потери.
«Истоки» — осмыслить свои корни и личную историю.
«Вишневый сад» — пережить весеннее половодье чувств надежды и возрождения.
«Загрузка» — задуматься о зыбкости границ круга, в котором мы ежедневно существуем, и попробовать выйти за них.
«Седьмое небо» — взобраться на Седьмое небо и почувствовать себя счастливым.
«Бесконечность» — ощутить принадлежность мирозданию и безграничность возможностей.
Мероприятия – для всех и каждого
А мероприятия в «Эрарте» проводятся разного формата. Об этом можно узнать из анонсов на входе и на официальном сайте музея. Детские программы – особый разговор. Отдельная тема, это нужно подбирать каждому – что интересно. По возрасту и интересам.
Театр без актеров.
Зрелищные постановки по сюжетам картин — эксперимент Эрарты в жанре мультимедиа. В основе спектаклей — драматургия искусства, сюжеты, которые раскрываются или скрываются на картинах. Героям живописных произведений даны голоса, им вторят музыка, звуковые и световые эффекты, синхронизированное художественное освещение и графические образы, движущиеся поверх картин — так статичные герои живописи оживают и становятся персонажами полноценной драмы, помогая погрузиться в мир, созданный художником.
«Отчего люди не летают?»
Мультимедийный спектакль «Отчего люди не летают?» можно увидеть в персональном зале петербургского художника Елены Фигуриной. Ее герои и антигерои — персонажи полотен — спорят о простых и вечных истинах, борются за свои мечты и идеалы.
Продолжительность спектакля 30 минут, единовременный просмотр в группах не более 20 человек. Заказать спектакль можно на любое удобное время. Сценарий спектакля «Отчего люди не летают?» опубликован отдельной книгой.
Озвученные истории картин
Аудиоинсталляции по мотивам произведений музейной коллекции, написанные группой профессиональных музыкантов, оживляют полотна звуками, музыкой и шумами. Саундтрек к живописи дает возможность целиком услышать то развернутое повествование, из которого на картине запечатлен только фрагмент.
О будущем
Так что не только выставочные проекты Эрарты приятно радуют разнообразием. В музее действительно много всего и для всех. Выставки меняются в музее часто, поэтому рассказывать о какой-либо сейчас нет смысла. Мы посмотрели выставку как современного художника, так и две фотовыставки, причем обе скорее репортажные, а не изысканно-философские. Хотя и это тоже было. Так что в целом музей оставил очень интересное впечатление. Сюда хочется вернуться. Точнее, не вернуться, а возвращаться. Это целый мир. В котором хочется жить, и хочется по возможности жить активно. Теперь вот нужно попытаться разобраться со своими возможностями и убедить друзей, коллег, наших читателей последовать нашему примеру. Адрес музей: Санкт-Петербург, 29 линия Васильевского острова, 2
Согласитесь, редко, когда человек оказывается в новом для себя городе и посещает музеи современного искусства. Это бывает лишь тогда, когда приезжаешь в какую-то точку мира надолго. Или приезжаешь ненадолго, а в город невелик и в нем (как в Дюссельдорфе) именно музеи и галереи современного искусства самые интересные.
Но Санкт-Петербург богат всем. Даже перечислять не хочется, чтобы не уйти в банальщину. Много лет мы приезжаем сюда по несколько раз в год и все время находим для себя что новое и интересное. Но современное искусство в Северной столице – увы – всегда оставалось не на лидирующих позициях в предпочтениях туристов. Понятно, почему. Сутки не резиновые. Но времена меняются. Появляются новые музей и выставочные площадки. Эрарта – яркий тому пример. Непременно смотрите все, что есть в нашей Северной столице. И Эрмитаж, и Русский музей, и многое, многое другое. Но не проходите мимо современного искусства. Да, оно весьма своеобразно. Да, на любителя. Но хоть раз в жизни это нужно увидеть. И тогда вы точно поймете, ваше это. Или нет? А вдруг?
Комментарии пока отсутствуют ...