Праздник Инаугурации, или Трамп – наш президент!

6

8033 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 95 (март 2017)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Емельянов Константин

 

Д Трамп.jpg

Напряжённое возбуждение носится в воздухе столицы США перед днём инаугурации Президента Трампа – ничуть не меньше, чем перед выборами.

Самый популярный вопрос в окрестностях Вашингтона: А вы пойдёте на инаугурацию? Одни в ответ презрительно фыркают, другие – радостно кивают, а третьи неопределённо пожимают плечами. Тем не менее, несмотря на «драконовские» меры безопасности, утром в пятницу в центре столицы собралось чуть меньше миллиона человек.

Давно не помнят старожилы такого разделения по политическим взглядам среди политистэблишмента, деятелей культуры, искусства и простых людей.

По данным Службы Национальных Парков, 63 различных группы (за и против Трампа) подали заявки на проведение шествий в день инаугурации 45-го президента США. Это в пять раз больше обычного. Полиция не исключала, что сторонники и противники только что выбранного президента могут запросто сойтись в рукопашной где-нибудь на пути движения его кортежа. Зная непредсказуемый характер Трампа, предполагали, что он захочет сделать внеплановую остановку в толпе.

Однако первые стычки антитрамповцев с полицией состоялись уже вечером в четверг возле здания Национального Пресс-клуба, на северо-западе столицы. Полиция оказалась на пути толпы, пытавшейся «выкурить» из здания наиболее консервативных сторонников Трампа. Их ещё американскими нацистами называют – из-за ультраправой направленности. В окна Пресс-клуба полетели яйца и камни, сломали чей-то мотоцикл, кое-где возникли небольшие потасовки и поджоги. К счастью, обошлось без пожаров и жертв. Хотя, по неофициальным данным, полиция использовала слезоточивый газ для разгона и были пострадавшие.

– Это только начало! – пообещали противники Трампа, расходясь до утра. – Мы вернёмся и продолжим завтра и во все оставшиеся четыре года!

 

В пятницу народ начал собираться на улицах столицы уже часа в четыре утра. Кто праздновать, а кто и протестовать. Неформальное движение «Disrupt 20 J Festival of Resistance» (от английского перевода «Помешай 20 января – Фестиваль Сопротивления»), уже заявило, что проведёт весь день в беспрерывных протестах. Под лозунгом «Мы остаёмся!» вышли на улицы Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго и других городов страны мусульмане, представители мексиканской общины и других латиноамериканских стран, обвинённых президентом-электом в незаконной иммиграции в США. Даже автобусные остановки в городе обклеены лозунгами типа «Скажи нет повестке инаугурации Трампа!».

Весьма своеобразно собирались провести свой марш активисты движения «Трамп 420». Цифры означают полицейский код употребления марихуаны, которая, кстати, легальна в Вашингтоне. Так вот, активисты движения планируют раздать бесплатно 4200 «косяков» всем, кто пожелает присоединиться к движению колонны.

Стенд голубого цвета с трамповским слоганом «Make America Great Again!» (Сделаем Америку Великой Опять!) установили примерно за неделю прямо перед зданием, где состоится инаугурация. Дня за два до церемонии появились и первые протестующие. Вернее, протестующий – парень-араб, с написанным от руки лозунгом «Нет – регистрации мусульман!». На другой стороне плаката – нецензурный эквивалент перевода: «Это неправильно!»

Веселятся и сторонники Трампа. С грохотом промчались по улицам столицы байкеры- мотоциклисты, а молодёжь устроила что-то вроде танцевального марафона. Тоже прямо на улице, январь-то в этом году в Вашингтоне выдался тёплый и бесснежный.

– Мы приглашаем веселиться всех! – смеются молодые девчонки лет двадцати в трамповских футболках и бейсболках.

Многие из сторонников нового президента прибыли в столицу издалека, из глубинок и отдалённых штатов, проведя по шесть-восемь часов за рулём. Приехали они не только поддержать своего кумира. Каждая процедура инаугурации, а их за всю историю США было всего 58, есть уникальная страничка в жизни страны, к которой каждый из граждан хочет приобщиться. Причём абсолютно добровольно. Все собравшиеся здесь: протестующие, поддерживающие и прочие делают это по собственному желанию, без принуждения и нажима. Это и есть демократия по-американски.

Всю неделю бойко идёт торговля сувенирами и всякой всячиной у уличных торговцев. Майки, бейсболки, значки, наклейки, формочки для печенья, шарфы – с изображением Трампа и его лозунгами – всё идёт нарасхват. Есть даже говорящие его голосом авторучки. Кстати, покупают сувениры не только сторонники, но и противники. Наверное, для наглядной агитации. Особенным спросом пользовались рулоны туалетной бумаги с ликом нового президента, аж по двенадцать баксов за штуку. По соображениям политкорректности, их, ближе к инаугурации, продавать перестали.

Заявили о бойкотировании церемонии около 50-ти парламентариев. Одна из них, Барбара Ли, заявила, что инаугурация – это праздник, а праздновать ей с человеком, проведшим «грязную» предвыборную кампанию и унижающим женщин, нечего. Хотя и оговорилась, что, так как Трамп законно выбранный глава государства, то работать с ним на благо страны она не отказывается.

Республиканцы в ответ обвинили бойкотирующих в их предвзятости и необъективности. Припомнив, что четыре года назад они-то аналогичную церемонию с участием Барака Обамы не бойкотировали, хотя он был уж очень несимпатичен многим из республиканцев на Капитолийском холме.

– Да, инаугурация – это праздник, – выразился один из аналитиков республиканской партии, – но праздник не лично Трампа, а всеобщей консолидации всех, кому дорого наше будущее.

Большинство парламентариев приглашения на церемонию приняли, понимая, как важна «мирная» передача власти от одной администрации к другой.

Так же считает и бывший президентский кандидат Хилари Клинтон. 20 января она сидела в своём белом пальто, во втором ряду, прямо за спиной Трампа. Там же, среди почётных гостей, расположились экс-президенты – Картер, Клинтон, Буш-младший с семьями. Не пришёл, хотя и прислал поздравление, приболевший накануне Буш-старший.

За неделю до дня инаугурации Клинтон посетила бродвейское шоу, открыла памятную экспозицию со своим именем как бывшего госсекретаря в Госдепе, и посетила презентацию бизнеса дочери Челси. Сегодня Хилари, судя по отзывам в Твиттере, намного популярнее своего мужа Билла, побывавшего президентом США дважды.

А что же Обама? Свою последнюю неделю в Белом доме 44-ый президент провёл, работая над прошениями о помиловании, которых он и его команда получили порядка 16 тысяч. Оставив без изменения большинство апелляций на особо тяжёлые преступления, такие, как убийства, изнасилования, вооруженный грабёж и т. д., уходящий президент помиловал около трёхсот драгдилеров, преимущественно очень молодых. Он также сократил лет на тридцать приговор, данный Челси Мэннинг, бывшему аналитику военной разведки армии США, передавшему военные секреты сайту WikiLeaks и сменившему пол и имя в заключении. У Белого дома можно было видеть в эту неделю плачущих женщин, преимущественно чёрных, пришедших поблагодарить Обаму за всё, что он сделал для них за последние восемь лет.

В день инаугурации Обама провёл много времени рядом с Трампом, начиная с утреннего чая в Белом доме, после торжественного молебна в вашингтонской церкви Святого Джона. Даже к началу инаугурации они прибыли в одной машине. Такова традиция передачи президентской власти в США.

Кстати, о Твиттере. Будущий президент, как обычно, активен и неутомим. Он и «акул бизнеса» на ключевые посты в правительстве назначает, и Обамакейр (Obamacare) планомерно пытается в Конгрессе закрыть, и сыновьям бизнес потихоньку передаёт. И всё это, не выпуская из рук компьютера. Разосланных Трампом ста сорока семи слов в Твиттере оказалось достаточно, чтобы разгорелся очередной скандал.

Престарелый парламентарий из Атланты Дэвид Льюис, соратник Мартина Лютера Кинга в борьбе за гражданские права чёрного населения в 60-х, рекомендовал коллегам из Конгресса более серьёзно отнестись к слухам о негласном участии России в американских президентских выборах. Тут же откликнулись карикатуристы, изобразив крышу Белого дома нового президента с достройками в виде узнаваемых куполов храма Василия Блаженного на Красной площади.

На тему тайного участия России в американской жизни не шутит сейчас только ленивый. А после того, как накануне дня инаугурации праздничный фейерверк выглядел в тёмном небе больше как «USR», чем «USA», в сети сразу же пошли шутки про «Объединённые Штаты России» (Unite States of Russia).

Трамп же к подобным шуткам и, особенно, разговорам о своей «российской нелигитимности», всегда относился болезненно. Поэтому он в своём стиле и посоветовал Льюису больше заниматься делами округа и не фальсифицировать результаты выборов. А последователей в Твиттере у Трампа более двадцати миллионов человек. Часть демократов объявила бойкот Трампу именно из-за его рекомендаций конгрессмену. А кто-то даже ехидно заметил, что по Твиттеру управлять государством не совсем получается.

А тут и общественные опросы дали Трампу небывало низкий рейтинг за неполные два с половиной месяца с прошедших выборов. Хотя цену подобным рейтингам мы после тех же выборов и сами знаем.

Особая головная боль в такие дни с проблемами безопасности. Ну как столичной полиции, пусть даже с помощью ФБР, Сикрет Сервис, Службы безопасности на транспорте, морских пограничников – примерно двадцать тысяч человек, – углядеть за миллионом собравшихся возле здания Конгресса? Да ещё и многочисленные протесты отследить?

Меры предосторожности, конечно, приняли нешуточные. 20 января местным копам на помощь приехало 3200 полицейских из других штатов и восемь тысяч солдат Национальной гвардии. Закрыли школы, колледжи, государственные офисы и пять станций метро в Вашингтоне и окрестностях. Возвели заслоны на ведущих в город мостах, скоростных трассах и прочих транспортных путях. За неделю столица превратилась в неприступную крепость, автобусами и с грузовиками с песком, заграждениями и вооруженными полицейскими. Не то что машина, мышь не проскочит в центр города. Добраться желающим разрешили на метро, в крайнем случае, на своих двоих.

Заняли места на крышах зданий снайперы, замедлилось движение судов на реках Потомак и Анакостия, исчезли с пути следования парада мусорные баки и почтовые ящики. Публике запретили приносить к Капитолию воздушные шары и телефонные палки для селфи, не говоря уже об оружии, патронах или взрывчатых веществах. Запрещены даже зонты, хотя уже с утра моросил дождь.

Подобные меры жизненно необходимы. В январе 2001 года, во время первой инаугурации Буша-младшего, в его лимузин запустили яйцо, четыре яблока и пластмассовую бутылку с водой. При этом протестующие кричали: Хайль! и Вор!

Во время второй, в начале 2005-го, в драке с толпой пострадали два полицейских. Тогда в стражей порядка летели уже стеклянные бутылки, и полиция была вынуждена применить слезоточивый газ. Камни летели и в лимузин Никсона в 1973 году, во время его второй инаугурации. Неслучайно агенты службы охраны президента называют короткое путешествие из здания Конгресса в Белый дом «двумя милями кошмара».

Накануне церемонии, сразу после праздничного концерта, состоявшегося вечером в четверг вблизи мемориального комплекса Линкольна, новый президент заявил тысячам собравшихся там гостей:

– Мы будем заниматься чрезвычайно важными для нашей страны делами, – сказал Трамп, – делами, которыми никто не занимался десятилетиями. Мы объединим страну в одно целое. Это я вам обещаю!

Все предыдущие президенты присягали на верность народу на одной Библии, оставшейся в наследство от президента Эндрю Линкольна. Трамп произнёс свою клятву, положив руку на две, добавив Библию, подаренную ему матерью в детстве. За ним, на стенах здания Конгресса, видны приколотые громадные американские флаги, отражающие историю страны и самого флага: от звёзд, расположенных кругом, до современного вида – пятьдесят звёзд (штатов) в несколько рядов в левом верхнем углу.

Свою «тронную» речь он произнёс без бумажки, следуя традициям классического американского президентства, с упором на объединение страны, а не на конфронтацию.

– Сегодня мы передаём власть не только от одной администрации или одной партии к другой. Мы передаём власть из Вашингтона народу! – под ликование толпы, где, как островки в бесконечном море голов, колыхались многочисленные красные бейсболки со слоганом «Make America Great Again!», заявил после присяги Трамп.

Он также пообещал, что 2017 год ознаменуется тем, что управлять страной будет народ, «забытые» люди, а не вашингтонские бюрократы.

Свою, довольно радикальную, хотя и эффектную, речь новый президент начал с падения американской инфраструктуры за счёт переноса промышленности в другие страны.

– Обнищание народа, разорение среднего класса, безработица – всё это в прошлом, – заверил Трамп. – Америка превыше всего! (America, first!), – несколько раз повторил 45-й президент. – Мы вернём себе обратно нашу работу, наши границы и наши успехи! Мы вернём американцев с пособий на рабочие места!

Досталось в речи, кроме бюрократов, и болтливым политикам, и, конечно же, исламскому терроризму, который Трамп пообещал стереть с лица земли. Хотя и не сказал ничего об иммигрантах, преступности или возведении стены на границе с Мексикой. Также, говоря об объединении страны, президент не сказал о замирении со своими вчерашними противниками – демократами, или же о гражданских свободах, позволяющих половине страны думать и решать по-другому, нежели он сам.

И, как лейтмотив: Когда мы вместе, мы сильны!

А в конце – своё, классическое: Все вместе – мы сделаем Америку великой опять! То, с чего он начал свою предвыборную кампанию полтора года назад.

Речь была недолгой, минут двадцать, и очень популистской, в лучших традициях предвыборной кампании прошлого года. Сопровождалась неоднократными овациями и аплодисментами восторженных зрителей. Что ни говори, а выступать Трамп перед массами умеет. И вообще, в тёмном костюме и пальто, белой рубашке и классическом красном галстуке, он выглядел более по-президентски, чем когда-либо раньше.

 

После церемонии – посвящения нового президента, ланча с конгрессменами и сенаторами, символического отбытия на военную базу на вертолёте Обамы, следующим пунктом программы стал президентский парад. Самым коротким президентский парад был у генерала Эйзенхауэра. Будучи человеком до мозга костей военным, он тем не менее, посчитал парад пустой тратой времени. А вот парад в день инаугурации Рональда Рейгана длился, наоборот, почти полдня. Так как он, говорят очевидцы, пригласил на торжество половину Голливуда.

Закончилась церемония инаугурации, и семья Трампа торжественно въехала в Белый дом. А вот напряжённое возбуждение в воздухе столицы не исчезло и после церемонии. Снова вспыхнули, как искры, столкновения с полицией незадолго до начала парада. В служителей порядка в который раз полетели бутылки и камни, полиция в касках, масках и со щитами тоже не в первый раз за два последних дня использовала газ. Люди побежали, началась паника. Как минимум сто человек уже арестованы.

Может быть, речь Трампа так повлияла, может, бесплатные «косяки», а может, незнание, неприятие и боязнь того, что ждёт страну в ближайшие годы. Одни ведь, по-прежнему, смотрят на нового лидера с радостью и надеждой, другие же – с тревогой и страхом. Завтра по стране пройдут новые марши протеста и поддержки.

В субботу на улицы Вашингтона собираются выйти порядка двухсот тысяч женщин-феминисток (Sister’s March), а также некоторые конгрессмены и политики, проигнорировавшие и бойкотировавшие инаугурацию. В розовых шапочках, в виде кошачьих ушей (ответ феминисток на реплику Трампа «Grab women by the p...sy»), пройдут они по центральным проспектам, как чуть больше ста лет назад.

Последний раз подобное шествие прошло в 1913 году, когда президентом стал Вудро Вильсон. К протестующим присоединятся члены лиги за равноправный брак, организаций «Чёрная жизнь важна!» (Black Lives Matters!), Occupy Inauguration, представители сексуальных меньшинств (LGBT) и многие другие.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов