«Я родился в деревне Сотское…»

1

8913 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 93 (январь 2017)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Хлебянкина Татьяна Александровна

 

В.Н. Ажаев.jpg

К  105-тилетию со дня рождения В.Н. Ажаева

 

Часть 1. Детство.

 

2 февраля 2017 года исполняется 105 лет со дня рождения известного писателя, лауреата Сталинской премии Василия Николаевича Ажаева ( 20.01. (02.02.)1912 - 27.04.1968), известного своими романами «Далеко от Москвы», «Вагон» и другими произведениями. Сотрудникам Архивного отдела администрации Талдомского муниципального района удалось обнаружить запись о рождении писателя в метрической книге за 1912-й год Преображенской церкви с. Спасского, что в Квашенках, Калязинского уезда, Тверской губернии (ныне – Талдомского района Московской области) из которой следует: месяц и день рождения 20 января, крещения 22 января; имя родившегося: Василий; звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: «Деревни Соцкова крестьянин Николай Григорьев и законная его жена Мария Николаева оба православного вероисповедания; восприемники: деревни Сменок крестьянин Михаил Васильев и оной же деревни Екатерина Ефимова»; таинство крещения совершили священник Николай Белюстин, диакон Иоанн Фирсов и псаломщик Константин Новоселов. Слева на полях пометка: «Ажаеву для школы 20 августа 22 (вторая цифра написана неразборчиво: или 27?) года (очевидно, была выдана копия документа о рождении). (Публикуется впервые: фонд № 119, опись № 1, дело № 60 а).

 

Интересна история Спасского храма (ныне – храма Преображения), где был крещён В.Н.Ажаев, которая уходит во глубину веков (её в своё время начал составлять краевед из Твери Владимир Дмитриевич Чернышов, который работал по заданию Талдомского районного историко-литературного музея в архивах Твери).

Сама величавая стройная церковь с трехъярусной колокольней в стиле классицизма привлекает путника ещё и тем, что стоит на бойком месте – неподалёку от поворота дороги из Талдома на Спас-Угол (ранее тоже село Спасское, где и храм имеет теперь сходное название!). Думаю, стоит напомнить, что Спас-Угол – родина ещё одного талдомского (самого именитого!) писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина.  

 

Из  материалов Тверского областного архива видно, что в селе «Спасское (иногда — Спac) Квашонки  тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари»: в документе Тверской духовной консистории за 1736 год есть сведения, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. В 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана - поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 году. В Кашинской переписной книге 7186 г. (1678 года) написано: "за боярином и дворецким и оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян..."

 

Первая церковь в Квашенках построена в ХVIII в., о чем свидетельствует клировая ведомость за 1796 год: "в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с пределом Владимирской [иконы] Божией Матери деревянная, построенная в 1737 г., в приходе пять деревень...".

В 1781 году село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой, в 1855-м - майорше Прасковье Васильевне Щербачевой. По данным Добровольского, каменная церковь построена в 1836 году, основной престол освящен в честь Преображения Господня, а два других - в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая (отца В.Н. Ажаева звали Николаем!). Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная. Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку часть храма перестраивалась. В историко-статистическом описании Калязинского уезда указано, что в селе сильно развит скорняжный промысел.

В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине — Преображения Господня, а в теплой - два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка.

 

Священником в церкви с 1883 года был Николай Николаевич Белюстин,  являвшийся одновременно законоучителем в земском училище села. В приход церкви в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Сотское), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов.

О причте, совершившим таинство крещения, удалось установить следующие сведения.

Священник Николай Николаевич Белюстин ( 1858 – 1924) происходил из древнего рода, сведения о котором сохранились, начиная с 1665 года: до сего дня родословное древо насчитывает двенадцать поколений!..  Начиная с середины восемнадцатого века и  до 1919 года многие предки были священниками. Представители рода также возглавляли приход единственной церкви села Талдом около 150 лет, с 1727 по 1870 годы.

Наиболее известными стали четверо из этого рода.

Николай Иванович Белюстин в 1878 году был назначен товарищем председателя Санкт-Петербургского окружного суда. Служил под руководством знаменитого адвоката Кони. В 1894 году стал директором департамента таможенных сборов. Имел большое количество наград, наиболее почётные из которых орден Белого орла и украшенная бриллиантами золотая табакерка с изображением Его Императорского Величества (за подготовку торгового договора с Италией). Кроме того, он имел 10 наград иностранных государств.

Иван Степанович Белюстин упоминается в энциклопедии Брокгауза и Эфрона и в ряде других, вышедших уже в XXI веке. Он автор более 50 научно-публицистических трудов по краеведению, богословию и образованию.

 

Всеволод Константинович Белюстин окончил Тверскую гимназию и математический факультет Московского университета со степенью кандидата. В 1912 году был директором народных училищ Владимирской области, с 1913 года - действительный статский советник. Он автор нескольких методических книг, из которых наиболее известна много раз переизданная «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики». Всеволод Вячеславович Белюстин служил переводчиком МИДа, преподавал немецкий и французский языки, В 1940 году стал жертвой сталинских репрессий.

Из этого же рода потомки Градовых (по матери Белюстины) Юрий Николаевич и Наталья Николаевна, оба – имеют знаки отличия «За заслуги перед Талдомским районом» как авторы книг воспоминаний о предках, своих истоках  и родном крае. Сын Н.Н.Градовой Юрий Михайлович Батурин работал помощником Президента по национальной безопасности, побывал в космосе, стал Героем России.

Дьякон Иван Петров Фирсов (около 1849 г.) – сын дьякона с.Квашенки Петра Николаевича Фирсова…

С середины 1912 года до 1916 (пока не забрали на Первую мировую войну) в Преображенском храме возглавлял церковный хор будущий священномученик Владимир Александрович Моринский (24.6.1883 – 15.09.1937), усердный молитвенник и подвижник, который, как и В.Н.Ажаев, пострадал от репрессий, был дважды арестован: в апреле 1935-го года и в сентябре 1937 года; расстрелян в Казахстане.

 

О родителях писателя и его близких мы знаем немного. Отец ушёл на Первую мировую войну и попал в плен. Когда вернулся, трое детей (дочери Мария, Антонина и сын Василий) уже остались без матери - она умерла. Женился второй раз на Анастасии Тимофеевне, родом из д. Поповка под Кимрами, которая заменила детям мать.  От второго брака родилось два сына. Красноармеец Валентин Николаевич Ажаев (1923-05.01.1942) погиб под Москвой, воевал в составе 1104 стрелкового полка 331-й Брянской Пролетарской Стрелковой дивизии… Второй сын Александр Николаевич Ажаев (17.08.1934 – 20.08.2014) занимался космической медициной, стал доктором наук, профессором по специальности авиационная, космическая и морская медицина. Автор и соавтор ряда книг, посвященных проблемам космической биологии, теплового стресса, проблемам человека в авиации и космонавтике. Награжден юбилейными медалями  Министерства Обороны, Вооруженных Сил, медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и памятной медалью С.П.Королёва.

Родина Василия Николаевича Ажаева бережно хранит память о своём именитом сыне…

 

Мимо мы проезжаем.

Тихо сосны шумят…

«Здесь родился Ажаев», -

люди нам говорят.

Он – известный писатель,

всё своим брал трудом…

А в деревне – то нашей

был родительский дом…».

Босоногое детство,

золотая пора…

В речке летом купалась

досиня детвора…

Кони мчат нас в ночное,

манит дым от костра…

Вспоминаем былое

от зари до темна…

 

Из автобиографии Василия Ажаева (ноябрь 1950 года, г. Москва)

 

«Я родился… в деревне Сотское Талдомского района Московской области. Талдом и его окрестности – родина скорняков. Эти ремеслом всю жизнь занимались отец, мать и вся моя родня. Я рос среди мастеровых людей, образование которых обычно не поднималось выше двух классов сельской школы. Из деревни мы переехали в Москву и стали жить в Зарядье…»

 

(Продолжение следует…)

 

(по материалам сайтов «Талдомские хроники», «Дубненско-Талдомского благочиния», архивов и воспоминаний родственников В.Н.Ажаева)

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов