Людям, охраняющим Отечество, посвящается
Подготовка к празднованию юбилея подходила к концу. Мать и дочь заканчивали сервировку стола. Юбиляр с внучкой сидели перед входом и поджидали первых гостей. Внучка в том возрасте, когда у человека на первом плане любовь. Через две недели у неё свадьба, она жила и дышала любовью.
– Дедушка, а у тебя была в молодости большая любовь?
– Конечно. Как же можно в юности без любви.
– Расскажи, мне так интересно!
– Ну, слушай. Мне исполнилось восемнадцать, когда я окончил школу. Осенью ждал повестку в армию, но болтаться без дела, как некоторые сверстники, не стал. Жили с матерью бедно, пошёл работать. Устроился в соседнее село охранником, иначе говоря, ночным сторожем. Там какие-то бандиты ночью обворовали склады и магазин, а сторожа убили. Грабителей и убийц не нашли, и никто на должность сторожа идти не соглашался.
– И ты не побоялся?
– Опасался, конечно, но считал, что второй раз бандиты не полезут. Вот там в этом селе я и встретил свою большую любовь…
Юбиляр рассказывал внучке о своей молодости буднично и просто, а память и чувства вернули его в юность, высветили мельчайшие подробности того незабываемого августа.
Она была старше его на год. Окончила первый курс пединститута и приехала на каникулы к тётке в деревню. Встретились случайно. Она возвращалась из клуба после кинофильма. Он заступил на дежурство и делал первый обход охраняемых объектов. Так и представился охранником. Девчонка вызвалась прогуляться с ним, было видно: жизнь в деревне показалась ей скучной. Бойкая на язык студентка вела себя более раскрепощённо, чем он, недавний десятиклассник.
– Ох и тоска же у вас в деревне, никаких развлечений и ребят совсем мало, всё больше девчонки. Охранник, а ты целоваться умеешь?
Она приглянулась ему сразу, вела себя просто, и он от такого вопроса не стушевался. Ответил рассудительно с лёгкой усмешкой.
– Пока нет. Но с твоей помощью могу научиться.
Она подошла вплотную, взяла снизу за локти, прижалась к нему.
– Ну, давай, целуй.
Девчонка была хороша, и казалась очень доступной. Он обнял её, неумело поцеловал.
– Так и знала, целоваться ты не умеешь!
– Сказал же, научусь. Он обнял её крепче и снова поцеловал… Эту ночь они гуляли до рассвета, не забывая периодически проверять объекты охраны. Ей понравилось дежурить с ним, она стала приходить каждый вечер. Ему тоже приглянулась такая нескучная служба: совмещение полезного с приятным. Они патрулировали, целовались, и говорили, говорили буквально обо всём. Кроме поцелуев никаких других вольностей девчонка не позволяла, но через неделю знакомства сама позвала его на сеновал.
Следующая неделя пролетела, как во сне. Девушка перешла на режим его работы. Ночью охраняли объекты, утром, после сдачи дежурства, забирались на сеновал тётки, у которой девчонка гостила. Тётка уходила на работу, им никто не мешал. Как же хорошо им было вдвоём! Над ними не тяготели запреты и ограничения, ни перед кем не нужно было держать отчёт. Не было родителей, строгих учителей, воспитателей… Пьяные от любви они упивались свободой и самостоятельностью.
Но расстались плохо. В ночь перед её отъездом он решился на признание и сделал ей предложение.
– Я люблю тебя, выходи за меня замуж.
Признание прозвучало буднично, не романтично. Может, потому она его не просто высмеяла, а убила безжалостным вопросом.
– Предлагаешь выйти замуж за сторожа, разве это профессия для настоящего мужчины?!
Он обиделся всерьёз.
–Я не сторож, а охранник. Это благородная работа. Кто-то ведь должен охранять покой людей.
– Работа, может быть, и хорошая, но я не хочу всю жизнь быть женой охранника.
Расстались холодно, как расставались до них многие. Он сказал ей: «До свидания». Она ответила: «Прощай!». Она уехала в институт, он ушёл служить в армию.
Слова девчонки, которую полюбил, больно ударили по самолюбию. Горько было от того, что рациональное она поставила выше чувств. Не поняла главного: не профессия является определяющей в жизни, а любовь. Обида искала выход, ему захотелось доказать ей и всему миру – он сможет достичь многого.
Годы учёбы и труда вдали от малой родины не помогли забыть эту любовь. Его тянуло туда. Три раза, бывая в отпуске, приезжал в это село, но безрезультатно. Знакомые сообщили: живёт в городе, вышла замуж. На четвёртый раз повезло, она снова гостила у тётки. Заехал в село с покоса, в рабочей одежде, в неприглядном виде, не надеясь на встречу. Но она произошла и разбудила в душе бурю чувств. Девчонка сильно изменилась. К нему вышла молодая женщина, похорошевшая и оттого ещё более привлекательная и желанная. Видимо, его неприглядный вид навёл её на первый вопрос.
– Как ты? Всё в охранниках или выбрал что-то другое?
– Всё в охранниках! Решил стать охранником профессиональным! – ответил с вызовом, надеясь вернуться к теме их последнего разговора и высказать то, о чём часто размышлял в заочных спорах с ней.
Она после его слов, казалось, потеряла всякий интерес к разговору, больше вопросов не задавала, лишь односложно отвечала.
Пока они так разговаривали, из дома выбежали два близнеца. Что-то показалось в них неуловимо знакомое. Он стал внимательно приглядываться к братьям, она усмехнулась.
– Можешь не разглядывать, твои, но ты опоздал, отец у них другой. Ты же исчез тогда бесследно…
Коротка женская память, непонятна мужчине женская логика.
– Ты же сама отказала мне, за охранника идти не захотела!
Она ответила вполне стандартно, но с обидой в голосе, видимо немало пережила горестных минут.
– Мало ли что говорит женщина, не язык её надо слушать, а своё сердце. Если бы любил, нашёл бы способ и своего добился. Ты мне тогда сильно понравился… Когда поняла, что забеременела, решила рожать, а ты пропал… Что мне было делать сразу с двумя детьми?
Вышла замуж за первого, кто позвал. Вам, парням, проще, помиловались и забыли. Нам приходится расхлёбывать за свои и ваши грехи. Теперь у нас разные дороги, у каждого своя судьба.
Отхлестала она его словесно. Уезжал с обидой, горечью и в тоске. Понял: любит по-настоящему, а шансов на взаимность – никаких.
Юбиляр замолчал, задумался, и внучка поторопила вопросом.
– Дедушка, а что было дальше?
– Дальше жизнь у неё не сложилась. Муж, когда служил в армии, участвовал в ликвидации аварии и получил сильное облучение. Его вылечили, но болел часто. И характером оказался слаб. Кичился званием «ликвидатор». Привёз из армии миф о том, что человеку от радиоактивного облучения помогает спиртное, и пристрастился «лечиться» водкой. В общем-то водка немного помогает, но только в момент самого облучения. Спирт вытягивает из организма воду, а, как известно, на худого радиация действует меньше, чем на жирного и полного. Но лечиться спиртным при отсутствии радиации – верная дорога к пьянству. На эту дорогу её избранник и вступил. Однажды зимой напился, упал в сугроб и замёрз. Осталась она одна с двумя детьми…
Завершить разговор деду и внучке не дали, подъехали первые гости. Юбиляр пошёл встречать, а внучка грустно сказала вдогонку:
– Я люблю свою бабушку, но эту девушку, твою первую любовь, мне очень жалко…
Когда все гости собрались, уселись за стол. Сыновей, которые запаздывали, решили не ждать. Во главе стола – юбиляр в парадном мундире и его супруга. Ей и предоставил тамада первое слово. Она с любовью и обожанием смотрела на мужа. В его взгляде – ответное чувство.
– Не буду долго говорить и вспоминать о пережитом. Когда-то в молодости я сильно обидела мужа, презрительно отозвавшись о его работе охранника. Теперь прошу за это прощения и поднимаю за него тост! Он доказал: охранник – настоящая мужская профессия! Ракетчики не так популярны, как десантники, лётчики, моряки… Слишком буднично и незаметно протекает их служба. Но служба эта – незаменима! Без неё невозможен покой и мир на земле. Я пью за тебя, мой полковник! За охранника рода и земли нашей русской!
Под звон бокалов в дом влетел карауливший на улице внук:
– Стойте, стойте, не начинайте, близнецы приехали!..
Собравшиеся заговорили, задвигались, но разноголосый шум перекрыло радостное восклицание внучки, в голове которой вдруг сложилась вся мозаика:
– Дедушка, я поняла: наша бабушка и есть та самая твоя первая большая любовь!..
Комментарии пока отсутствуют ...