28/01/2017 Ровно 30 лет назад, в самом начале 1987 года, состоялся январский Пленум ЦК КПСС, на котором тогдашний Генсек Михаил Горбачёв впервые упомянул о «застойных явлениях» в нашем обществе. С тех слово «застой» получило широкое распространение среди историков. С подачи всё того же Горбачёва под это понятие прежде всего попадала история Советского Союза 60-80-ых годов, то есть главным образом — эпоха Леонида Ильича Брежнева. И рисовалась она при Горбачёве самыми чёрными красками.
Одно время была даже популярной дурацкая песенка вот с такими словами:
Жуткий мрак коррупции застоем
Нас окутал, чуть не погубив.
Но впадать в отчаянье не стоит —
Всё наладит кооператив.
Была эпоха — ей-ей,
Период был — будь здоров, —
Союз фальшивых вождей
И настоящих воров...
Однако время расставило всё по своим местам — весь негатив брежневской эпохи и сегодня смотрится просто невинной шалостью по сравнению с тем, что творилось сначала при том же Горбачёве, а потом уже и при Ельцине, вкупе с выкрутасами других перестроечных партийных вождей из бывших советских республик, в одночасье ставших «президентами независимых и суверенных республик».
Даже факт того, что судя по сегодняшним социологическим опросам, именно Брежнева наши люди считают лучшим правителем России, о чём-то, да говорит.
Оно и не удивительно! Разного рода антисоветчики могут сколько угодно писать и рассуждать о «брежневском застое» или о коррупции тех времён, однако абсолютное большинство бывших советских граждан помнят совсем иную жизнь — жизнь, которая отвечала практически всем понятиям социальной справедливости.
Об этом свидетельствуют и многочисленные статистические данные. Скажу даже больше — о таком «негативе» в нашей экономике и в нашей жизни, которые наблюдались при Брежневе, нынешней российской власти приходится только мечтать!
«Застойный» подъём
Во времена того самого «застоя» Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам промышленного производства и сельского хозяйства, уступая лишь США.
Только одна союзная республика – РСФСР – из года в год наращивала сбор зерна такими темпами, что в 1978 году был собран рекордный за всю нашу историю урожай – 127,4 миллиона тонн зерновых. Нынешняя Россия еле-еле укладывается в 80 миллионов. То есть мы сегодня скатились на уровень 60-х годов прошлого столетия, во времена правления Хрущёва.
Что же касается промышленности... Именно во времена Леонида Ильича была построена вся современная нефтяная инфраструктура и основано то, что мы сейчас называем Газпромом. Это при Брежневе был построен газопровод в Европу Уренгой – Помары – Ужгород и завершено строительство первого участка БАМа. Это при нём были в основном газифицированы наши города и сёла. Это при Брежневе начала работать атомная энергетика и были запущены такие энергогиганты, как Саяно-Шушенская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, которые до сих пор снабжают электричеством половину страны.
Тогда же страна получила и мощный толчок в автомобилестроении – были построены заводы АвтоВАЗ, КамАЗ и другие. Причём их продукция была ориентирована не только на внутренний рынок, но и на внешний. И вообще, в те «застойные времена» мы поставляли за границу не только нефть или газ, составлявшие не более 30% всех внешних доходов, но ещё и качественные трактора, поезда, корабли, самолёты, вертолёты. Космические полёты в то время стали обыденностью, причём все они, как правило, проходили с международными экипажами.
Я уже не говорю о продукции нашего военно-промышленного комплекса, который тогда был одним из лучших в мире! Как утверждают специалисты, мы до сих пор пользуемся теми военными наработками, которые были созданы именно в «застойные» брежневские времена. Да и не только военными — за счёт брежневских разработок газа и нефти наша экономика существует и поныне...
Понятно, что такой прорыв был бы невозможен без соответствующих научных кадров. И эти кадры государство старательно выращивало. Создавались не просто новые научные институты, но и целые поселения, вроде Новосибирского академгородка, где трудились тысячи советских учёных и конструкторов. Не удивительно, что наша фундаментальная наука, наше образование считались самыми передовыми в мире (а сейчас мы одно несчастное Сколково запустить не можем).
Всего рост национальной экономики с 1965-го по 1982 годы составил 250%! А общая доля советской стороны в мировом хозяйстве составила порядка 20%, что значительно выше доли нынешнего Китая, выходящего сегодня на передовые промышленные рубежи.
И кто-то смеет называть это «застоем»?!
Уверенность в завтрашнем дне
О социальной защищённости населения, о защите детства и материнства, о качестве медицинского обслуживания в Советском Союзе можно писать целые книги. Это при Брежневе страна перешла на пятидневную рабочую неделю и на пять лет был снижен пенсионный возраст. 1 января, 8 марта и 9 мая стали выходными днями. Прославившимся в годы Великой Отечественной войны городам было присвоено звание городов-героев. Ветераны войны получили государственные льготы при получении квартир, в оплате ЖКХ, в телефонной связи и в пенсионном начислении. Но страна помогла не одним только ветеранам.
Средняя заработная плата в 70-е годы составляла 120–170 рублей в месяц (у военных, учёных и квалифицированных рабочих – более 200 рублей). При этом стоимость обеда в столовой была не больше рубля, а для студентов – порядка 40 копеек (это при стипендии в 40 рублей). Проезд в автобусе стоил 6 копеек (в южных регионах – 5 копеек), в троллейбусе и трамвае – 3 копейки. Бензин марки А-93 стоил 1 рубль за литр. А теперь обратите внимание на цены в продуктовых магазинах: хлеб – от 14 до 22 копеек, картошка – 7–10 копеек за килограмм, столько же примерно стоили свёкла и морковь, десяток яиц – 80–90 копеек, килограмм сахара – от 77 до 98 копеек и т.д.
При этом цены на продукты питания не менялись целыми десятилетиями, так как государство постоянно дотировало из бюджета товары первой необходимости. Всё это позволяло советским продуктам, как отмечали западные экономисты, быть качественными и одновременно очень дешёвыми, что само по себе положительно сказывалось на уровне жизни населения. Такая стабильность позволяла людям ощущать уверенность в завтрашнем дне и планировать свою жизнь и все свои расходы на годы вперёд. Не случайно, видимо, в то время практически в каждой советской семье было не менее двух–трёх детей. Материнского капитала тогда не было, но при этом все детские кружки, студии и секции были бесплатными. Точно так же бесплатно можно было получить среднее специальное и высшее образование.
К этому стоит прибавить и просто невиданные для нынешнего времени темпы ввода нового жилья! За три брежневские пятилетки новое жильё получили 161 миллион человек, то есть большая часть населения Советского Союза! При этом на две трети была обновлена вся коммунальная инфраструктура городов и посёлков (сравните с нынешним положением дел в «коммуналке», где степень изношенности составляет, по разным оценкам, от 60 до 80%). Стоимость коммунальных услуг не превышала 3% от дохода средней советской семьи (остальные расходы брало на себя государство).
То есть, средняя заработная плата позволяла подавляющему большинству людей не просто существовать, но и нормально жить, откладывать деньги на своё будущее и будущее своих детей. При этом реальные доходы на душу населения выросли за это время более чем в два раза...
Наиболее ярким показателем в этом плане может служить рост численности населения страны. При Брежневе оно увеличилось на 30 миллионов человек (сравните с сегодняшней демографической ситуацией). Согласитесь, вряд ли на «стадии социального упадка» люди стали бы рожать столько детей...
В жизни всегда было место подвигу
Но самым большим достижением той эпохи можно считать Человека с большой буквы – социально активного и готового в любой момент прийти на помощь ближнему своему.
На воспитание такого человека государство не жалело ни сил, ни средств! Вся система воспитания подрастающего поколения буквально подчёркивала, что нельзя быть равнодушным к любой беде и что в жизни всегда есть место подвигу.
И ведь такого рода пропаганда имела реальные жизненные последствия! До сих пор помню газетную статью того времени про одного украинского парня, который стал свидетелем пожара на колхозном поле. Отправив своего товарища за подмогой, он бросился тушить пожар. Получив страшные ожоги, он впоследствии скончался в больнице. Однако богатый урожай на том поле был спасён...
Такие же примеры можно найти и в современном цикле документальных фильмов из серии «Следствие вели», рассказывающих о раскрытии преступлений в советские годы. Ведущий передачи актёр Леонид Каневский приводит множество примеров, как простые советские люди не боялись осаживать уличных хулиганов и даже вступать в смертельную схватку с матёрыми преступниками.
К примеру, в 1972 году во время вооружённого налёта на машину, которая перевозила заработную плату одного из предприятий Ростова-на-Дону, на защиту кассиров бросились совершенно случайные прохожие. Один из них был застрелен бандитами... Как подчеркнул Леонид Каневский, сегодня ТАКОЕ представить себе сложно, но в то время это считалось чуть ли не в порядке вещей – потому что люди были другие.
Может, именно поэтому преступность в Советском Союзе была на несколько порядков ниже, чем сегодня?
Ну а вершиной такого воспитания можно считать подвиги наших солдат в ходе необъявленных военных конфликтов того времени. Помню, как в 1978 году в городе Чите нас, группу местных школьников, привели на экскурсию в местный краеведческий музей. В одном из залов боевой славы мы увидели стенд с фотографиями молодых парней в пограничной военной форме. Экскурсовод, пожилая женщина, сказала нам тихим голосом:
– Это наши земляки, забайкальцы. Они погибли на острове Даманский…
И она кратко поведала нам, что в 1969 году случился очередной кровавый конфликт на советско-китайской границе. Однажды ночью около 300 китайских солдат, облачённых в белые маскировочные халаты, через реку Уссури переправились на спорный остров Даманский и оборудовали здесь сильные позиции.
Решив, что это обычная провокация, командир советской пограничной заставы старший лейтенант Илья Стрельников, не зная, сколько реально китайцев на Даманском, решил выдворить непрошеных гостей силами всего 32 бойцов. Прибыв на место, пограничники открыто пошли к острову по льду. Их встретил шквальный огонь в упор… В считанные минуты командир заставы и большая часть солдат полегли на месте. После чего китайцы принялись добивать раненых штыками и прикладами.
Однако другая группа пограничников (12 бойцов), которая шла следом за группой командира заставы, не растерялась. Её командир, сержант Юрий Бабанский, приказал занять оборону, и группа принялась отражать атаки врага. Скоро на подмогу прибыли пограничники с соседней заставы. Они уничтожили командный пункт китайцев. После этого захватчики в панике бросились бежать.
К вечеру того дня Даманский был очищен от врага. 20-летнему сержанту Бабанскому было присвоено звание Героя Советского Союза. И знаете, вся эта эпопея нас как-то не сильно удивила – ведь именно так, а не иначе и должны были поступить в сложной боевой обстановке пограничники, потому что вся советская литература, вся советская пресса, вся наша пропаганда учили именно этому!
Не исключением стала и война в Афганистане. Цитирую воспоминания бывшего начальника разведки 201-й мотострелковой дивизии полковника Николая Кузьмина:
«Первые серьёзные потери разведчики нашей дивизии понесли уже 13 мая 1980 года, буквально через полгода после ввода советских войск. Тогда в полном составе погибла разведывательная группа численностью 8 человек. Разведгруппа была высажена с вертолёта в отдаленном горном районе западнее города Файзабад. К вечеру их в ущелье окружили душманы...
Ожесточённый бой шел более трёх часов. Когда кончились патроны, разведчики попытались, используя наступившую ночь, отойти вдоль ущелья, но разве они могли сравниться в знании местности с местными жителями? Они были плотно окружены, и после ожесточённой схватки все погибли. Утром посланный в район боя десант обнаружил всех мёртвыми».
Афганские душманы, помнящие советское вторжение, до сих пор считают наших солдат настоящими мужиками и отважными воинами, которые всегда смело вступали в бой, очень редко сдавались в плен и никогда в панике не бежали с поля сражения – в отличие от американских профессиональных вояк, которые в Афгане и нос боятся высунуть со своих баз. Тот же Николай Кузьмин в своих воспоминаниях подчёркивает, что советский воин был наголову лучше и качественнее, чем военные тех государств, которые образовались на обломках СССР...
Думаю, что патриотическое воспитание брежневского времени сыграло в этом деле далеко не последнюю роль.
Спокойствие на границах
Успехи внутри страны сочетались и с безусловными достижениями во внешнем мире. Как пишут специалисты:
«В 1970-х годах Советский Союз достиг пика своей внешнеполитической и стратегической мощи по отношению к американскому сопернику, поколебленному окончательным поражением во Вьетнаме и Уотергейтским скандалом. ОСВ-1 и заключённый в 1979 году ОСВ-2 констатировали ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Под руководством адмирала Сергея Горшкова Советский Союз впервые стал глобальной военно-морской державой...
Но отношения с Китайской Народной Республикой при Брежневе продолжали ухудшаться – до кровавых пограничных столкновений в 1969 году. Восстановление китайско-американских отношений, в начале 1971 ознаменовало собой новый этап внешнеполитической истории. В 1972 году президент Ричард Никсон отправился в Китай на встречу с Мао Цзэдуном. Это сближение продемонстрировало наличие глубокой трещины в коммунистическом блоке, который ранее выставлял напоказ своё единство. Оно убедило Брежнева в необходимости политики разрядки с Западом. Эта политика была призвана предотвратить образование опасного антисоветского альянса.
Политика разрядки началась с визита Никсона в Москве в мае 1972 года и подписания по этому случаю соглашения ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений. Во Вьетнаме Советский Союз способствовал подписанию Парижских соглашений 27 января 1973. Они позволили погрязшим уже десять лет в войне на просторах Юго-Восточной Азии американцам сохранить своё лицо.
Зенитом же разрядки стало подписание Хельсинкского Заключительного акта в 1975 году между Советским Союзом, европейскими и североамериканскими государствами. Советская внешняя политика видела основополагающий успех встречи в Хельсинки в признании Западом границ, установленных по итогам Второй Мировой войны...».
Именно при Брежневе американцы, устрашённые мощью и влиянием Советского Союза, надолго отказались от проведения каких-либо зарубежных военных авантюр. После Вьетнама они впервые по крупному использовали свою армию за границей только уже во время перестройки, когда при предательском попустительстве Горбачёва они провели военную интервенцию в Кувейт...
Кстати, именно по этой предательской причине Горбачёв и обозвал эпоху своего предшественниками «застоем» — чтобы идейно обосновать свою гнусную политику по развалу Советского Союза. И не зря это произошло именно на январском Пленума ЦК 1987 года — как раз на этом Пленуме кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС стал «серый кардинал перестройки» и агент западного влияния Александр Яковлев, получивший тем самым огромную власть и небывалые доселе возможности по уничтожению страны.
Не зря позднее Яковлев, самодовольно характеризуя значение январского Пленума ЦК, называл его «переломным в ходе „мартовско — апрельской революции 1985 года“... В сущности, перестройка в изначальном её большевистском смысле завершилась. Она не могла не завершиться, ибо уже в 1987–1988 годах практически встал вопрос о смене общественного уклада (выделено мной — В.А.)».
Впрочем, это уже другая, куда как более драматичная история...