От Ярославля 38 км
Вятское – совсем рядом с Ярославлем. И сегодня – это одна из самых известных достопримечательностей здешних мест. Село-музей, самая (одна из) красивая деревня России. Ну, и много еще самых разных завлекательных характеристик можно прочитать об этом месте в туристических справочниках и путеводителях.
Основная концепция села-музея – представить туристам воочию жизнь русского села такой, какой она была несколько столетий назад, и заодно рассказать о его былых находчивых и предприимчивых жителях. О ком? Почему-то везде пишут, что о предприимчивых крестьянах. Хотя, заметьте, речь идет о купеческом селе.
По-моему, благодаря купеческому уму, стараниям и талантам местные жители смогли много достичь и разбогатеть, превратив село Вятское в богатую процветающую купеческую обитель.
Первое впечатление приятное и очень стандартное.
Сейчас зима. Кругом снег. Все белое. Деревья покрыты инеем – сказка! Купола церкви очерчены над крышами домов. Карандаш колокольни впивается в небо, а она высокая – колокольня-то! И с часами, что и удивляет, и радует одномоментно.
Второй храм еще не восстановлен. Но обещают…
Выпав из автобуса после долгого переезда из Москвы, первым делом осматриваешься. Симпатичные фасады домов. Это гостиница, невысокая, в два этажа. Но зато она (гостиница) занимает три корпуса. Точнее, корпуса начинаем занимать мы, туристы (не совсем, конечно, туристы, но так проще рассказывать).
Отличительная черта гостиницы – необычные номера. Их не много (45 на три корпуса) плюс люкс с балконом. Каждый неповторим и посвящен кому-то с этими местами связанному. Наш номер был «Посвящен Александру Михайловичу Опекушину». Так написано на прибитой к двери табличке. В двух комнатах на стенах висели фотографии работ замечательного скульптора, а на письменном столе напротив моей кровати стоял небольшой А.С.Пушкин. Точная копия памятника.
Я много читала о Вятском. Государственная премия 2015 года – дело серьезное, и абы за что не дается. Забегая вперед, скажу, что премию дали заслуженно. В России сейчас глубинка возрождается Точнее, начинает жить красивой, интересной жизнью. Казалось бы, ничего невероятного в этом нет. В мире полно мест, сохранивших свой первозданный старинный облик и позволяющих туристам сквозь века окунуться в далекое прошлое. И наша страна не исключение. И местное население, и управление, и те жители, которые вернулись в эти края совсем недавно, любят, берегут и развивают свою малую родину.
Сразу над сказать, что в селе Вятское не власти стараются, а конкретный человек – Олег Николаевич Жаров. Он развивают это село как нечто целостное, привлекая людей не отдельными культурными или историческими местами, а селом целиком, как неким единым живым экспонатом.
Один в поле не воин. У О.Жарова отличная команда единомышленников. Из местных в первую очередь. «И как 200-300 лет назад труды селян нацелены на развитие села не только ради красоты родных просторов, но и для максимального извлечения прибыли (раньше из торговли и ремесел, а сейчас из туризма, который рассказывает о торговле и ремеслах прошлого). Поэтому все их музеи такие интересные и душевные. Все создано и организовано с творческим подходом и для максимального привлечения туристов, и, поверьте, им это удается. Туда хочется вернуться снова!»
Это я скопировал слова одного туриста.
Все точно. И организовано с творческим подходом, и туриста все привлекают тут по-современному. В Вятском уже многое сделано и открыто, а что-то только предстоит сделать.
Решен вопрос с сувенирами – любовью и головной болью почти всех путешественников. Конечно, хочется оригинальности, ее пока что не много. Основа большинства сувениров – китайские заготовки, расписанные словами про Вятское. Или на них нарисованы местные красоты. Но ассортимент исчерпывающ – есть и магниты, и скульптурки, и ручки, и тарелки, и календари, и многое еще что.
Нашлись даже открытки с видами села, что лично у меня вызвало полный восторг! Именно открытки во многих российских городах днем с огнем не сыщешь. В лучшем случае есть комплекты с фотографиями и описаниями на обороте. А если я хочу отправить открытку по почте?
Во всем мире сейчас и открытки в больших сувенирных магазинах продаются, и марки, и почтовые ящики если не стоят у кассы, то точно висят у входа. Марок, здесь, правда, нет. И почтового ящика тоже. Иначе я решила бы, что попала в Европу.
Главная достопримечательность села – огурцы соленые, они, конечно, хороши! Но я и в других местах не хуже пробовала. А, пожалуй, даже и получше едала. А вот что тут, в Вятском, оказалось на сто процентов отменным, так это капуста квашеная, но как-то по-особенному. Вроде как не до конца она заквашена, а наполовину. Потрясающе! И пирожки в местном кафе порадовали. И наелись, и с собой увезли!
Архитектура и музеи
Теперь о главном. Основную историко-культурной ценность составляют архитектура села – жилые каменные постройки 19 века, каждая со своим неповторимым видом. Застройка ведется по красной линии – фасад к фасаду. Именно там размещены основные музеи села.
А теперь немного подробнее о самих музеях:
О событиях прошлого, достижениях настоящего и проектах будущего нам рассказали в музее «русской предприимчивости или истории одного села, которое хотело стать городом…».
Это большая экспозиция предметов быта, а так же замечательная коллекция музыкальных инструментов и шкатулок, многие из которых до сих пор действующие. Интересна как своего рода огромная современная музыкальная, световая и действующая шкатулка – макет села. На нем как раз и отображено, то к какому виду планируется привести село Вятское в ближайшем будущем. Но шкатулки маленькие мне по душе больше. И ведь работают!
Музей «Возвращенной святыни» приятно порадовал. Он посвящен Евангелию, которое было возвращено стараниями О.Н.Жарова. Когда-то святыню похитили из местного собора, а совсем недавно предприниматель случайно купил книгу. Музей не велик, но интересен.
Музей дом «Вятского торгующего крестьянина»демонстрирует, что ели, что пили, чем торговали, что ценили и что любили. В экспозиции представлены только подлинники. Это хорошо, но не ново и не удивительно. Интересно, добротно. Можно интерактивно покуражиться. Так теперь любая забава называется. То есть можно дрова попилить, что почти ни у кого не получается, несмотря на кажущуюся легкость этого мероприятия. Или воды на коромысле принести. С этим проще, если не по полному ведру зачерпнуть, конечно. В лавке угощают, правда, не всех задаром. Огурцы хорошие, водка обыкновенная. Хлеб тоже прекрасный.
Вдоль реки красуются баньки. Две топятся по-черному, две по-белому. Парится народ, от души это делает. Но нас хватило лишь на поход в крошечный музей «Банька по-черному». Рассказ интересен, но ничего особенного. Но это для меня, а в принципе тому, кто не знаком с традициями русской банной культуры, почему бы не изучить, что и как тут происходит. Уверяю! Сразу же захочется в самую настоящую баню с веничком да с парком. Запах березового веника, аромат распаренных дубовых досок, холодный морс, облака пара и кадушка с ледяной водой… Мечта!
Многочисленные технические предметы быта и труда крестьян села Вятское собраны в политехническом музее «Удивительный мир механизмов и машин». Богатейшая экспозиция. Чего тут только нет, от пишущих машинок и первых телевизоров до ткацких станков и пожарной помпы. Многие экспонаты в рабочем состоянии.
«Номера купцов братьев Урловых». Вроде как и небольшое пространство отведено этому музею, но он создан с таким отличным настроением. Тут уютно, по-домашнему. А ведь это не девичья спаленка, а гостиница. Музей полностью погружает нас в атмосферу купеческой гостиничной жизни конца 19 века. Чувствуешь себя там и тогда.
Искренне удивил музей «Дом ангелов», куда мне идти решительно не хотелось, по причине полного равнодушие к этой теме. Мне казалось, что кроме игрушек, мелкой пластики и рисунков, ничего там нет. В музее действительно есть и игрушки, и мелкая пластика, и рисунки. Но…
Музей «Дом ангелов» посвящен подвигу вятского крестьянина отходника Петра Телушкина, который с помощью одной веревки и доски отремонтировал шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, что сделало его знаменитым человеком этого города. Действительно, об этом человек и его поступке мало кто знает. А в музее обитают исключительно ангелы. Очень разные, но они так симпатично тут «живут». Уютно и легко. А еще надо обязательно посмотреть мультяшку. Она абсолютно бесхитростная, всего лишь рассказывает о том, какие бывают ангелы, и что они значат для людей. Но мультфильм (он небольшой) – сделан талантливо и демонстрируется в нужное время и в нужном месте.
В музее кухонной машинерии нас ждал очередной интерактив. До чего ж хороша – экскурсовод, она же домовой. Музей довольно большой, и все тут есть – от примитивных ухватов у печи до первой стиральной машины. Вот чего я никогда не видела! В общем, кухонная жизнь была налажена довольно давно. Не лаптем щи хлебали! Ну, не в каждом доме были – само собой – такие дивные приспособления. Главное, они были, а мы (я лично) о многих не знала. Теперь – благодаря этому музею, знаю! А еще пряников купили – ручной работы! Очень довольны.
«Детский мир – особый случай»
Пожалуй, самым интересным открытием для меня стал первый в мире музей советской игрушки, он же «Детский мир».
Сначала охватывает чувство восторга. Когда проходишь по этой экспозиции, перед тобой открывается целый мир – мир детства, в котором мы выросли. Все, кто старше сорока, сразу начинают улыбаться и размахивать руками: «Ой, у меня такая же игрушка была, и в это мы тоже играли!»
Потом приходит понимание, что это серьезная экспозиция.
Коллекция охватывает период с 1920 до начала 1990-х годов. Собрала ее доктор искусствоведения, профессор Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова из НИИ Российской Академии художеств. Вот то, что эту коллекцию собирал ученый человек – в академическом смысле этого слова, видно сразу.
Бусева-Давыдова – великолепный искусствовед, поэтому коллекция подобрана очень грамотно. Начиналась коллекция началась с нескольких игрушек, которые Бусева-Давыдова решила купить, чтобы вернуть частичку своего собственного детства. Но пока искусствовед искала своих кукол, таких же, какие были у нее в детстве, не смогла удержаться и приобрела другие игрушки. А в какой-то момент поняла, что складывается целая коллекция, позволяющая заглянуть в советское время, понять, что же такое советская игрушка.
Игрушки появились в незапамятные времена, еще в каменном веке. Сохранились игрушки шумерские и древнеегипетские, причем далеко не примитивные. Даже куколки типа Барби – не современное изобретение, в старину их делали из дерева.
Советская игрушка – это отражение своей эпохи, ее эстетических идеалов. Над созданием кукол работали профессиональные скульпторы. И авторство нескольких кукол, представленных в коллекции «Вятского», принадлежит дочерям известного русского скульптора Г. Мотовилова.
В музее «Детский мир» можно увидеть, как менялись эстетические предпочтения на разных этапах советской власти. К примеру, куклы 1920-х годов еще имеют головки, изготовленные по дореволюционным «лекалам» Вроде как светские барышни, но уже переодетые в крестьянскую одежду.
Прослеживаются и изменения технологические – от кукол тряпичных, с пришитыми головами, опилочных, композитных, резиновых до появления целлулоидных, которые со временем научились закрывать и открывать глаза, пищать, говорить и плакать.
Очень интересно сравнить различные производства – в огромном многонациональном СССР работали крупные предприятия. У каждой фабрики были свои особенности, специфика, линейки игрушечной продукции.
Кто не помнит куклу Нина московского завода «Кругозор»? Ее вся страна знала, а поколение пенсионеров с восторгом смотрит на нее в витрине музея.
Коллекция невероятно богата, поражает своим разнообразием, она насчитывает более 2,5 тысяч экспонатов, представлены игрушки для девочек и мальчиков всех возрастов: от погремушек, неваляшек и лошадок до машинок, солдатиков, оружия, настольных игр и достаточно сложных электрических экспонатов. В советское время были свои технологические хиты – знаменитая игра «За рулем», «лазерные» пистолеты, управляемые танки, луноходы и т.д.
Я долго разглядывала подборку игрушек медицинского направления. Как мы играли во врачей? А какая была посуда для кукол? Ну, настоящая!!! Да, да! Здесь она тоже есть.
Отличная компания неваляшек смотрит на нас огромными круглыми глазами со своей полочки. Старейшая – «кукуруза!» – самая важная. А я и не знала, что такие были. Я играла с классической круглобедрой девицей, вроде как с пупсом, но без ног. Она качалась и издавала звуки. По-моему, их и сейчас стали выпускать.
В музее создана игровая зона. Многие игрушки приобретались в нескольких экземплярах, и теперь такие дубликаты выполняют свое первоначальное предназначение – работают игрушками. Взрослые и дети могут здесь примерить пластмассовые доспехи, погрозить соседу винтовкой или пистолетом, повозиться с куклами, солдатиками и машинками, покачать игрушечные коляски, уложить пупсов в кроватки – в общем, окунуться в мир советского детства.
Экспозиция составлены очень профессионально – подобраны игрушки по темам, по производителям, по годам. Отлично! Уходить не хотелось.
С верой в будущее
В селе сохранились две церкви: церковь Вознесения Христова 1750 года постройки, которая действующая, и Церковь Успения Богородицы 1780 г. Но она сейчас восстанавливается.
Построена над источником часовня-купель, очень красивая, удобная. Вроде как и место там святое.
Там же рядом имеется Ерехтанский родник. Выглядит красиво, и на этом его прелести заканчиваются. Воду пить невозможно, очень сильном пахнет сероводором. Тут вся вода такая, это, конечно, для здоровья может и неплохо, но непривычно и неприятно поначалу. Потом, говорят, привыкаешь. Но мы не успели привыкнуть. Поэтому в роднике только умылись.
Самым тоскливым оказался музей русских забав. Что-то не работало, что-то скрипело. И вообще мне показалось, что это больше похоже на обыкновенную детскую площадку. Но с фольклорным уклоном.
Зато рядом стоит памятник-бюст Александру П. Немного непропорциональный – маловат сам бюст. Раньше тут был Карл Маркс. Александр П, конечно, здесь нужнее. Как-то это, видимо, связано с селом, но понять сразу невозможно, да и в принципе не обязательно. Вокруг на березах засилье скворечников, причем разноцветных и вроде как именных. Но это не фамилии проживающих в них скворцов, что было бы смешно, но естественно, а имена тех, кто их туда водрузил. В Вятском придумали новую традицию – в день свадьбы приколачивать на березу свой скворечник. Вопросов два – хватает ли скворцов и что делать, когда закончатся березы. Но это, видимо, случится не скоро.
Кстати, на главной площади села есть памятник, посвященный победе в Великой отечественной войне. И мемориал. Достойно.
Помимо гостиницы-музея, где много живописи, предметов быта, практически музеем является ресторан с трепетным названием «Ресторация». Здесь собрана довольно большая и очень богатая коллекция часов. От ходиков до напольных, и всяких изысканных. Звонят, поют, время отсчитывают. Много интересных экземпляров.
Живопись на местную тему тоже богато представлена. И в ресторане, и в гостинице.
В целом село Вятское – место уникальное. Поначалу казалось, что это очень уж «потемкинско-туристическая» завлекаловка.
Да, для туристов тут созданы все условия, в том числе и для работы – то есть для проведения семинаров или концертов есть конференц-залы. Продуманы различные программы для экскурсантов любого возраста. Кстати, комплексу Вятское принадлежит музей современного искусства в Ярославле – неплохое выставочное пространство. В музее нет постоянно экспозиции, но выставки там организуются любопытные. Нас возили и в ярославский театр – за что отдельный поклон организаторам тура!!! Понравилось. Кормили отменно. С нами работали прекрасные экскурсоводы, мы участвовали в интересных развлекательных программах.
Но я узнала очень много нового! Это при том, что я езжу и по России, и по миру часто. И меня трудно чем-то удивить. Да и не надо ли вообще кого-то чем-то удивлять? Главное, чтобы сюда хотелось вернуться. Это, во-первых. А, во-вторых, важно, чтобы хотелось пригласить сюда своих друзей и семейство – пусть порадуются! И кое-что чему научатся! Многое узнают. И, надеюсь, как и я – будут тепло и по-доброму вспоминать село Вятское.
Комментарии пока отсутствуют ...