Недавно в Ульяновске: была отстранена от многолетнего руководства культурой Т. А. Ившина. Я считаю, что это решение опоздало лет на десять – ведь, приятная во всех отношениях, Татьяна Александровна явно не соответствовала этой должности уже в момент своего назначения: и по образованию, и по уровню культурного развития, и по полному отсутствию художественного вкуса. Как говорится, каковы сами, таковы и сани. И где-то с 2005 года ульяновцы стали свидетелями и участниками неоднозначных культурных экспериментов.
Мы часто произносим слово «культура», но всегда ли понимаем, что содержит в себе это понятие?.. Для многих оно обозначает «развлекалово», но сейчас, когда речь идет о культуре более чем миллионного населения области, об этом надо сказать более полно и, главное, понятно.
Культура – это жизненно необходимые духовные и материальные ценности, которые народ создаёт или перенимает у других народов на своём историческом пути. Применительно к нашему краю можно сказать, что здесь культурный слой довольно тощий, и состоит он из духовных остатков исчезнувших дворянской и крестьянской культур. Социализм добился впечатляющих успехов в созидании материальной культуры, но его духовные достижения оказались нестойкими, поскольку не нашли опору в народе, который уже четверть века подвергается обработке «либеральными ценностями». И странно, что наше министерство искусств и культурной политики занимается переформатированием сознания народа по сей день, хотя, начиная с «Русской весны» вроде бы возрождается идеология патриотизма и исторической памяти.
Последние годы наш минкульт был послушным исполнителем придумок, помешанных на современной культуре новаторов, поэтому, например, празднование 200-летия И.А. Гончарова не принесло ульяновцам никаких долгосрочных духовных приобретений. Скажем, написанная мной историческая романная тетралогия об истории края так до сих пор не опубликована, пьеса о Симбирске гончаровского времени не поставлена… зато Ульяновск получил «креативного» режиссера Зайкаускаса, который сразу заявил, что «Гончарова в театре слишком много».
Всем нам нужно дённо и нощно думать, что мы оставим потомкам. Но если построенные не нами, а инвесторами предприятия, возможно, как-то сгодятся новым поколениям ульяновцев – то культуру нам создавать никто из-за рубежа не будет. Сваливать музыкальный, киношный мусор – это пожалуйста, хоть захлебнитесь… И нашим доморощенным культуртрегерам, во первых, нужно перестать ломать сознание и коверкать души молодежи всякой рок-бесятиной, конкурсами красоты, и прочими шумными мероприятиями вроде пресловутого Дня молодёжи. Молодёжь надо ПОНУЖДАТЬ к овладению духовными ценностями не только уговорами, которые давно не действуют. В городе десятки тысяч студентов, тысячи преподавателей вузов, но их положительное влияние на культурную атмосферу совершенно незаметно.
Культурную атмосферу в любом городе определяет сравнительно небольшой круг людей, имеющих большое влияние на духовное местное пространство, своего рода генератор мнений, оценивающий, что честно, что бесчестно, что красиво, что безобразно, как правило, это не зависимые от власти в своих суждениях состоявшиеся люди, так называемая «соль» общества. В Ульяновске эта «соль» существует, но в виде столь разрозненных и мелких фракций, что ощутить её присутствие практически невозможно.
Причина нашего духовного упадка в том, что культурой пытаются управлять исключительно чиновники, которым не мешало бы иметь в штате своего ведомства людей искусства – в роли консультантов, советников по литературе, по музыке, по живописи и так далее. И кто вообще в области знает, кроме нескольких учёных мужей, что основой всех искусств была, есть и будет всегда художественная литература, а главным действующим субъектом культурного процесса является писатель?.. Сценические и изобразительные искусства, музыка, кино и многое другое своими достижениями во многом обязаны художественной литературе, а поэзию Белинский считал "высшим из искусств".
Первым шагом, точкой роста местной культурной среды должен стать нормальный полноценный авторитетный областной литературно-художественный журнал. Талантливых писателей у нас никто не поддерживает. Возьмите национальные республики: там писателям оказывается материальная помощь, их книги издаются, их мнением интересуются по всем вопросам культурной политики. Я, написав несколько книг из истории края, попробовал их предложить для издания минкульту и получил отказ, мол, нет денег – а на странный «картонный город» они нашлись.
Конечно, писатели страдают от равнодушия чиновников от культуры. Вся их творческая деятельность направлена непосредственно на очеловечивание, то есть окультуривание людей, а то, что они не известны, зависит не от них, а от того насколько культурна власть, чтобы понять значение художественного слова.
Мои конкретные предложения таковы. Во-первых, надо не только переименовать министерство, в названии которого смысловая ошибка, но и перенацелить его на поиск действительных талантов, не пустозвонов и неучей, которые называют искусством плоды своей креативной вшивости, разносчиков пошлости и грантоедов. Во- вторых, если это поколение имеет цель оставить о себе добрую память, власть должна поддерживать тот золотой десяток творцов (писателей, художников, музыкантов, на которых наша жиденькая провинциальная культура еще кое-как держится. Этих мастеров должно взять на особый учет и обеспечить им поддержку. А над входом в министерство следует начертать слова, которые наш именитый земляк Николай Карамзин, взял эпиграфом к трактату «О древней и новой России»: «Несть льсти в языце моем» (Псалом 138), что в переводе на теперешний язык межнационального общения звучит как торжественное обещание говорить только правду.
Вспоминается министр Геннадий Журавлёв. Он был вполне на своем месте, понимал значение русской литературы как основополагающего искусства. У него не было амбицициозных завихрений, и реально он был на своем месте, уже потому, что понимал то, чего не понимают другие: культура держится на талантах. Развитие и сохранение культуры переходит не от толпы к толпе, а от таланта к таланту.
Наша область заняла в Год литературы первое место в России по продвижению чтения, включена в престижный список ЮНЕСКО. Но этим успехами никак не соответствует негативная политика областных газет, получающих весомую финансовую поддержку из областного бюджета, по отношению к местным писателям. Они уже давно ликвидировали литературные страницы из своих изданий, и требуют оплату за публикацию литературных произведений, что явно не способствует созданию культурной творческой атмосферы в регионе. Получается, что из литературного процесса вычеркнуты многие десятки творчески одаренных людей, в первую очередь молодых литераторов. И сменить старшее поколение писателей скоро будет некем. Согласитесь, что эта политика как-то не вяжется с высоким реноме Ульяновской области в европейском масштабе культурных ценностей, и есть ни что иное как мелочное крохоборство и умышленное подавление литературных дарований.
Сейчас нам позарез нужно озаботиться о духовном здравии своего народа, чтобы в человеке всё стало хотя бы НОРМАЛЬНО, чтобы каждый человек был практически здоров, терпим, чадолюбив и считал себя неотъемлемой частью своей национальной культуры, которую надлежит хранить и беречь как высшую ценность, но не «развивать», о чём твердят ответственные господа западного кроя. Разбудить русский и другие народы от летаргической спячки может только Слово и Дело ПРАВДЫ. Говорят, что возрождение России неизбежно – но где люди, готовые это совершить?..
Хотелось бы вспомнить Некрасова:
Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
К слову, Австрия очень трепетно относится к своим духовным ценностям, упомянутым ещё Некрасовым. И сегодня Вы можете, если соберетесь в Вену, восторгаться дворцами, соборами, картинами. Шёнбрунн в Вене - ярчайший тому пример.