«Память равна воскрешению»
Вячеслав Шишков
«Что мелькнуло и прошло» - под таким девизом в районном историко-культурном центре города Видное Московской области прошёл музыкальный ретро-вечер, посвящённый памяти и творчеству выдающегося русского композитора, автора многих романсов, песен, опер, симфоний и других музыкальных произведений Александра Александровича Алябьева (1787 – 1851).
Ретро-вечер был организован руководством РИКЦ. Вела его сотрудница Центра композитор Ирина Васильевна Маскаева. Она подробно рассказала о нелёгкой жизненной судьбе Алябьева и его творчестве.
Были показаны кадры из документального фильма об Алябьеве, звучали его романсы: «Соловей» на слова русского поэта, друга А.С. Пушкина, Антона Дельвига, «Вечерний звон» на слова Ивана Козлова, «Нищая» на слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского, «Незабудочка» и другие.
Романс «Соловей» на стихи Дельвига стал настолько популярным, что многими поколениями людей воспринимается как народная песня. Сюжет романса прост – он о горестной женской доле; текст его составлен в стиле русских народных песен – и стихотворно, и музыкально, как обращение к птице соловью. В русской народной лирике соловей – вольная птица, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности. Стихотворение Дельвига появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига» в 1829 году, а музыка Алябьевым создана между маем 1825 и февралём 1826 годов. Это говорит о том, что стихотворение получило распространение значительно раньше, чем было опубликовано и послужило Алябьеву поводом для написания романса.
7 января 1827 года романс прозвучал на сцене Большого театра в Москве. Среди множества первых исполнителей: Прасковья Бартенева, немецкая оперная певица Генриэтта Зонтаг, итальянка Аделина Патти. В 1840 – 1850-е годы романс включала во все свои программы Полина Виардо. В Москве с исполнением романса прославился Московский вокальный квинтет Императорского театра под руководством А.И. Грабостова, было много и других исполнителей. Известны слова Петра Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева».
До сегодняшнего времени романс «Соловей» остаётся одним из самых известных русских романсов, давно войдя в классику всей российской культуры. Такой популярности способствовала удивительная выразительность и душевная простота музыки.
Антон Дельвиг
Соловей
(вариант)
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоёшь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Кто-то, бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Завершился ретро-вечер исполнением романса Ирины Маскаевой на слова Анатолия Уварова – «Соловушка».
Рекламное агентство «Идея Фикс» ra-ideafix.ru предлагает информировать клиентов с помощью листовок. Раздача листовок у метро – это эффективный и не самый затратный способ рекламировать товар. Рядом с метро всегда очень много людей, а другими словами – потенциальных клиентов, которым, конечно же, небезынтересно узнать о скидках и распродажах.
|
Анатолий Уваров
Соловушка
Буйная головушка
Клонится на грудь..
Спел бы мне, соловушка,
Что-нибудь!
Песенку весёлую
Мне бы уделил,
Душу невесёлую
Ей развеселил.
Помнишь, как бывало
В роще за рекой
Песнь твоя звучала
Весеннею порой?
Там, с одной девчонкой,
Веря и любя,
Мы в родной сторонке
Слушали тебя?
Там мы обнимались –
Мялась цвет-трава,
Крепко целовались,
Кружилась голова…
Но ушла девчонка –
Унесла цветы,
Из родной сторонки
Улетел и ты.
Скучно, одиноко
Стало мне без вас,
Жизнь-судьба жестоко
Разлучила нас.
Я теперь страдаю,
Мучаюсь, томлюсь
И когда не знаю
С милой обнимусь.
Поскорей же звонкую
Песенку запой,
Позови девчонку
В рощу за рекой!
Но молчит соловушка
Песен не поёт,
Клонится головушка
И на сердце гнёт…
Дьякон Владимир Бобков исполнил этот романс с таким воодушевлением, что зал захлестнула эмоциональная волна. Певец заполнил всё вокруг волшебными звуками своего голоса и передал слушателям глубокое чувствование истории и взаимосвязи между «Соловьём» Александра Алябьева и «Соловушкой» Ирины Маскаевой. Ретро-вечер в городе Видное Московской области состоялся ещё и потому, что Алябьев был в этих местах в 1843 году, о чём свидетельствуют записи сыскного агента – майора Цыпинского, следовавшего для досмотра за Алябьевым, которому было запрещено бывать в Москве и Петербурге. Он ездил к друзьям в Остафьево и Коломну. Судом вменялось ему ежедневно покаяние в Храме Рождества Богородицы, где сейчас служит дьякон Владимир Бобков – первый исполнитель романса Ирины Маскаевой «Соловушка».
И хочется верить, что люди, вслушиваясь в реальные соловьиные трели в лесах, рощах и садах России, будут помнить наследие выдающегося русского композитора А.А. Алябьева и продолжателя музыкальных традиций - современного композитора И.В. Маскаеву, а подобные музыкальные и поэтические ретро-вечера вдохновят музыкантов, поэтов и писателей на активную творческую деятельность.
Комментарии пока отсутствуют ...