Случается, что некоторое открытое новое (древний славянский путь из южных рек в северные) это очень хорошо забытое старое.
Начнём с того, что не существует никаких письменных сведений, оставленных в память потомкам о том, кто и когда основал город Вологда. Однако не будем отчаиваться, а попробуем восполнить отсутствие знаний размышлением и анализом историко-археологической информации вологодских исследователей, которая сегодня есть.
Итак, первое упоминание о Вологде относят к середине XII века (1147 год) из описания жития преподобного киевского монаха Герасима на Вологде. По причине того, что другой более ранней даты нигде в письменах не упомянуто, то 1147 год считается годом основания города Вологды.
Однако назвать 1147 год датой рождения Вологды нельзя. Как пишет журналист и публицист Г.К. Лукомский в своей книге «Вологда в её старине», изданной в 1914 году: «Герасимовское житие следует отнести к XVII веку и, быть может, не всё в этой записи достоверно и даже значительная часть принадлежит свободной фантазии составителя, жившего шесть веков спустя…». Вот дословно, что рассказывает составитель жития Герасима по имени Фома: «Как пришел он (Герасим) во время княжения великого князя Изяслава Мстиславовича, внука Владимира Мономаха (1147 г.), из Киева на реку Вологду на великий лес, как основал на Кайсаровом ручье Троицкий монастырь»...
Разберём детально и оценим эту информацию.
Во-первых, проповедник христианства монах Герасим из Киева никак не мог быть исследователем-первопроходцем, который бы отправился из Киева на Север в никуда и, будучи в единственном числе основал бы в лесу в окружении болот монастырь.
Во-вторых, пешему человеку добраться до окрестностей Вологды было физически невозможно. Хотя бы потому, что в те далекие времена Вологда была недоступна из-за непроходимых болот и лесов. Дорог же никаких в ту пору не было. Сообщение между отдаленными славянскими поселениями осуществлялись исключительно по воде. Единственно реки были в те глубокие времена связующими путями.
В-третьих, река Вологда принадлежит к рекам водостока северного бассейна. А это значит, что даже и на лодке по водной глади из ранее обжитых рек южного Волжского и западного Балтийского бассейна в Северные реки было никак не попасть.
Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что в северную реку Вологду из рек Волжского водостока должен был быть где-то проложен древний волок. По которому лодки и суда в промежутке между реками тащили волоком по густой траве или по брёвнам (уложенным поперёк пути, как железнодорожные шпалы). Для прохода в северную реку Вологду должен был существовать короткий путь по воде и короткий волок по земле. Не тот современный, длинный и окружной путь по рекам и озёрам, называемый сегодня Северо-Двинский каналом. А другой, простой и короткий путь, которым пользовались древние славяне. Они-то, надо считать, и были теми первопроходцами, которые основали своё поселение в Вологде.
Предполагая необходимость существования пути до Вологды по воде и по волоку, внимательно изучим крупномасштабную географическую карту Вологодской области. И найдём, что кратчайший путь в Вологду от водостока южных рек действительно есть.
Поднимемся взором по карте в истоки реки Вологды. Правый её рукав упирается в тупик (берёт начало в обширных болотах современного Шекснинского района). А вот левый приток реки Вологды (имеет название Авдеевка) в весеннее половодье подходит с восточной стороны к основанию «Вороновского холма». С западной же стороны к Вороновскому холму подходит река Волжского водостока Улома. Здесь под холмом в низине река Улома и северная река Авдеевка в весеннее половодье практически соединяются в один сплошной водоём.
По западному склону Вороновского холма талая и дождевая вода стекает в южный бассейн рек Улома и далее в реку Шексну и Волгу. А по восточному склону холма вода стекает в северный бассейн рек (Авдеевка, Вологда, Сухона и Северная Двина). Этот небольшой Вороновский холм служит границей водораздела рек северного и южного бассейна. На холме этом ныне стоит деревня Вороново Чаромского сельского поселения Шекснинского района.
Волок между реками Улома и Авдеевка самый короткий путь из рек южного водостока в реки северного бассейна. Здесь бы в последующем можно было проложить и кратчайший канал, связующий южные и северные реки. Однако верховья названных выше рек слишком малы для прохода больших судов, но вполне достаточные для прохода небольших рыбацких лодок. Надо учитывать и то, что в IX-XII веках во времена освоения славянами северных рек уровень водоёмов в Вологодской области был выше, и вполне возможно, что в осенне-весеннее половодье из-за соединения верховий рек в разливах волок вообще не требовался.
Отметим и другое важное обстоятельство, что река Улома впадает в реку Шексна напротив древнего русского поселения Ирма, расположенного в красивом месте на высоком берегу реки Шексна. Археологические раскопки в селе Ирма обнаружили, что это поселение существовало уже в X веке. В среднем течении реки Шексны в последние годы вологодскими историками и археологами А.Н. Башенькиным, А.В. Кудряшовым, Н.А. Макаровым обнаружены десятки древнерусских поселений, могильников. Это говорит о хорошей освоенности данной территории и высокой плотности заселения в те времена.
От села Ирма выше по течению реки Шексна (на расстоянии чуть более 100 км) на берегу Белого озера стоит ещё более древний русский город Белозерск. По официальным сведениям летописи он был основан в 862 году (в IX веке) и входил в состав территорий древнерусского государства со столицей в Киеве. Белозерск был центром Белозерского княжества.
Река Шексна относится к южному водостоку рек. Она берёт начало из Белого озера и впадает в реку Волга там, где стоит современный город Рыбинск Ярославской области. Реки Волжского водостока и прилегающие к ним земли были обжиты славянами много раньше земель по северным рекам. Продвижение славян на Север по рекам происходило с юга и с запада.
Возвращаемся ко времени основания города Вологды.
Как пишут в 1970 г. Вологодские археологи В.С. Банге и Н.В. Перцев: «Археологические раскопки, произведённые в 50-х годах нашего (XX) века, показали, что уже в XII веке Вологда была городом далеко не маленьким». Логично будет из этого сделать вывод, что меньшие поселения на месте города возникли ранее.
От села Ирма до Вороновского холма, следуя через деревни: Якунина Гора, Княже и Топорищево (характерные древние русские названия) всего 14 километров. А если от Ирмы проплыть верх по реке Уломе, то до Вороновского холма около 20-ти километров. Славянским охотникам и рыбакам из села Ирма не составляло труда в мае месяце в период разлива рек в поисках дичи и рыбы проплыть на лодках в верховье реки Уломы до подножия Вороновского холма. Весенние воды Уломы разливались и затопляли низменные болотистые окрестности в округе. Крупная рыба из Шексны поднималась по реке Уломе вверх и нерестилась в траве на прогретом мелководье на заливных лугах, там же рыбаки и били рыбу острогой. С другой же стороны к Вороновскому холму подступали разливы северной реки Авдеевки. Весной воды рек сливались в общем разливе, и рыбаки на лодках легко пересекали черту водораздела и таким образом заходили в северную реку Вологду, а, спустившись вниз по её течению, попадали в обширную сеть рек Северного бассейна. Сами того не зная, рыбаки из села Ирма открыли кратчайший проход из южных рек в северные. Летом же, когда уровень воды в маленьких реках значительно снижался, то на участке водораздела требовалось лодки протащить на небольшое расстояние волоком.
От древнего села Ирма до Вологды (по рекам Уломе, Авдеевке, Вологде) немногим более 100 километров. Этот переход на лодках славяне могли преодолеть за 1-2 суток.
Велика вероятность того, что рыбаки в период весеннего разлива прошли вокруг Вороновского холма в Северные реки и основали на месте нынешней Вологды своё поселение (первоначально как место охотничьей стоянки). Уместно здесь отметить и название реки Авдеевка. Имя Авдей в переводе с древнегреческого означает «слуга Бога» (священнослужитель). Возможно, что русский рыбак по имени Авдей, по имени которого была названа река, нашёл этот короткий проход между реками. Спустившись на лодках вниз по открытой ими северной реке, названной буквально Волок, выбрали на её правом берегу высокое место, по виду очень напоминающее своё родное поселение Ирма на реке Шексне. Как уже было выше сказано, иначе, сухим путём через леса и топкие болота в Вологду было не пройти.
Возможно, что охотники из самого ближнего русского поселения Ирма ещё в X веке и основали Вологду. Охотники и рыбаки народ лёгкий на подъём. К тому же по современным сведениям вологодских археологов А.Н. Башенькина, И.П. Кукушкина: «Никаких других славянских поселений в окрестностях Вологды в X-XII веке не было».
Не исключено и то, что ещё ранее X века на месте города Вологда было предшествующее поселение одного из северных финно-угорских племён (чудь, меря, весь, вепсы и другие). Так как в 40 км. ниже по течению реки Вологды на берегу реку Сухоны в 1980 г. было обнаружено и к настоящему времени обследовано финно-угорское поселение, датируемое серединой I тысячелетия и до XII века получившее названное «Вёкса» (по имени маленькой речки, впадающей поблизости в р. Сухону).
Открытый рыбаками из Ирмы короткий, лёгкий проход в Северные реки вскоре стал известен и Белозерским князьям. По этому пути позже, взявши в проводники рыбаков из Ирмы, на берега реки Вологда на больших плоскодонных гребных стругах пришли Белозерские князья с дружинами. Они-то, высадившись на высоком берегу реки, и поставили городок Вологда. Который в последующем стал отправной точкой для освоения славянами неизведанных северных земель и устройства новых поселений: Тотьмы, Великого Устюга и других в бассейне северных рек Сухоны, Северной Двины и далее с выходом в Белое море.
И вот, только спустя два века после основания Вологды, после глубокого проникновения и расселения славян вдоль северных рек, пришёл на Вологодский лес и христианский проповедник из Киева монах Герасим. Дорога Герасима на Вологду, по-видимому, проходила кратчайшим известным путём через то самое славянское село Ирма. На лодке по реке Шексне, затем вверх по реке Уломе, потом пешком вокруг Вороновского холма и далее вниз по рекам Авдеевка и Вологда.
Следуя в Вологду, Герасим хорошо был осведомлен, что там, куда он направляется проповедовать христианство, уже существуют русские поселение. Иначе бы ему незачем идти. К этим временам Белозерские и Новгородские князья хорошо знали о существовании северных рек и земель. Например, имя Вологды официально упоминается в Новгородских грамотах 1203, 1265 и 1270 годов (о чём пишет Г.К. Лукомский).
«К XIII веку новгородцы овладели уже всем Заволочьем, и Вологда неоднократно упоминается в их грамотах и документах как новгородская волость», – пишут в 1979 г. Московские искусствоведы Г.Н. Бочаров и В.П. Выголов.
Кратчайшей дорогой к Вологде по волоку между реками Уломой и Авдеевкой, вероятно, пользовались несколько веков, до тех пор, пока на вологодском Заволочье достаточно не возросло число жителей и поселений. Когда у людей хватило сил, чтобы начать устраивать между сёлами дороги по земле, прорубая просеки по лесу, засыпая землёй и застилая лежневым настилом болота.
Относительно названия города Вологда.
Скорее всего, город получил название от реки Вологда. Река же в свою очередь получила название от славянского слова «волок», по которому надо было тащить на реку Вологду лодки. Так возникло название у реки, а затем оно перешло и на поселение «Волокда», а позже распространилось на город Вологда. Существует другое предположение, что слово Вологда в переводе с языка племени весь означает «ясная вода», но проверить это в силу исчезновения племени и утраты языка невозможно. К тому же ясной реку Вологда назвать никак нельзя, скорее, наоборот, из-за множества окружающих и питающих её болот, реку можно называть «тёмной водой».
Иногда случается, что некоторое открытое новое это очень хорошо забытое старое.
Настаивать на том, что всё вышесказанное абсолютная истина невозможно, но и отрицать это из-за отсутствия какой-либо другой информации тоже нельзя.
Лучшим подтверждением вышесказанного будет повторить кратчайший путь древних славян из поселения Ирма до Вологды. Пройти этот путь в мае месяце, в период весеннего разлива на лодках…
Последние новости бокса, боёв без правил, UFC и другой борьбы читайте на сайте fighter.kz Интересуетесь турниром UFC 207? Тогда заходите на наш сайт, мы расскажем о готовящемся поединке Ронды Роузи с Амандой Нуньес. Событие ожидается 30 декабря, чемпионский бой двух легендарных девушек – чемпионок смешанных боевых искусств. Подробнее читайте на сайте.