***
Боже, Боже мой,
Ты ли мне предрек
в книжной кладовой
дошуршать свой век?
Долю свою клясть –
много ль проку в том?
Упиваюсь всласть
древних слов вином.
Что глаза слабы,
стану ли скорбеть?
Только пособи
и сквозь веки зреть.
К ночи соберу
всех Царей души –
на таком пиру
да в такой тиши.
***
Свету Твоему конца не будет.
Тьма его вовеки не обымет.
Что б ни сталось во земной юдоли,
свету Твоему предел не задан.
Мир живёт по меркам и в рассрочку.
И Вселенная свернётся в точку.
Как не сыщем у него начала,
свету Твоему конца не узрим.
Кто скулит о светопреставленьи,
тот рядит и судит не по чину,
тот пускается без позволенья
в Божью бездну, в Отчую пучину.
***
Повсюду вижу, каждый год и день я
единство замысла и воплощенья.
В кружении планет и колеса вращеньи –
единство замысла и воплощенья.
Вспых зеркальца, в озёрах отраженья –
единство замысла и воплощенья.
Звон бубенцов и жаворонка пенье –
единство замысла и воплощенья.
След птичий на снегу, печатных букв тисненье –
единство замысла и воплощенья...
В котлах пыхтенье каш, вулканов изверженье –
единство замысла и воплощенья.
Молекул связь, чугунной цепи звенья –
единство замысла и воплощенья.
Засев хлебов, зачин деторожденья –
единство замысла и воплощенья.
Ток крови в жилах, бурных рек стремленье –
единство замысла и воплощенья.
Она в кругу подобий – суть творенья –
в единстве замысла и воплощенья!
И кру́гом голова – от подтвержденья
единства замысла и воплощенья.
Вьюга
Весь вечер от дома до дома –
скрипучей лопаты труды.
Но снова в сугробах позёма
зализывает следы.
О, призрачный зверь!
От сосен
на зыбкий свет фонаря
шипенье своё выносит:
«Зря стараешься, зря…»
Но жаль мне оставить затею?
Во след окунаю след.
Уже прокопал траншею,
перерубил ей хребет.
А утром выйду: победа!
Но нет! Не моя – её.
Ушла. Ни складки. Ни следа.
Разгладила всё, как бельё.
Феврося
Ах, вы чистые зимние потехи!
На плечах еловых – крепкие доспехи.
В эту сказку залетают чудо-птицы –
Свиристели, снегири, клесты, синицы.
Горки – санки, санки – горки, визги-смехи.
Щёки маковы, крещенские потехи.
И на шубки, на сырые рукавички
опускаются снежинки, как реснички.
Одолжу и я у малышей картонку.
Полечу-помчусь по наледи вдогонку!
***
Священнодействует утюг,
блаженный пар над ним восходит...
Под этой крышей верховодит
семейный молодой уют.
Рубашка ношеная мужа
такой сияет новизной,
что вид её всех клятв дороже
и трепетней любовной дрожи.
***
Мы полюбим снова
ходить пешком.
Нет коней.
Нефти-газа не стало.
Жизнь промеряем
упругим шажком.
Всю её разгуляем –
не с конца, а с начала.
Прыснут и разлетятся
тропы в луга,
что твои белобрысые дети.
Мы почуем снова,
как земля люба,
как звенят в ней
шаги босоногие эти.
Колыбельная стареньким
Старость в обратное детство
шаткой походкой бредёт.
Слёзы, обиды младенца,
зубок во рту недочёт,
мыслей в уме недостача…
Даже не ум, а умок:
что-то доказывать начал
и позабыл, и умолк.
Снова капризы, упрёки
и на губах пузыри.
Букв непослушных уроки.
Няньки и поводыри.
Ножки своё отшагали.
Зыбится голова.
Глазоньки видеть устали.
Ушки внимают едва.
Сказку я всё ж дочитаю,
песенку на ночь спою.
Дедушки, баюшки-баю…
Бабушки, баю-баю.
***
Мы в ночь ушли, чтобы Тебя не выдать.
Уже летят убийцы в град Давидов.
Мы в ночь ушли неслышней ветерка.
Какая жаль – расстаться на века.
Верблюжие шаги метель заносит.
Куда идём? Зачем? Никто не спросит.
Никто не вспомнит. Не найдут нигде.
Мы сберегаем верный путь к звезде.
Мы соблюли зарок: «Молчанье, братья,
О чистой тайне вышнего зачатья».
Мы – только тень от этой тайны тайн.
О, дар молчания пришельцам дай!
Да светит нам в ночах ясней болида
Твоя, Твоя, а не звезда Давида.
Сияй! Во тьму превечный свет излей.
Мы – троица. Но только тень Твоей.
Из плена
Тётя Галя вернулась из плена.
Трёх медсестёр отпустили.
Их вытолкали из сарая,
где валялись в соломенной гнили.
Перед тем приводили ищейку,
чтобы вынюхать, кто из них юдэ.
Но пленницы так провоняли,
что собака и та растерялась,
а подруги не выдали Иду,
и она о себе промолчала.
А когда медсестёр отпустили,
они вышли в пустынное поле,
будто в древнюю Палестину.
Две подруги сказали третьей:
«А теперь разойдёмся, Ида,
кто куда, по домам, по хатам».
Так вернулась домой тётя Галя.
На участливые расспросы
неохотно она отвечает.
Но дойдёт до собаки, и в горле
хрипнет голос её, застревает.
***
Ворон выронил:
«Поживи с моё,
поживи с моё,
всё повысмотришь».
Шелестит змея:
«Пошурши с моё,
проползи с моё,
всё повыследишь».
Мне ползти не след.
Мне высматривать
опустелый круг
нету радости.
Шелестит змея:
«Помолчи с моё,
прикуси язык,
прикопи свой яд».
Клекчет чёрный вран:
«Поскорби с моё,
поскрипи с моё,
не догонит смерть».
Мне молчать невмочь.
Мне скрипеть тоска.
Я идти хочу,
думу думати.
Самое краткое
Иду
И думаю.
***
Если раздумаешься о своём невесть куда убывающем прошлом,
то сразу захочется думать о чём-то попроще.
Или не думать совсем,
подобно камню, не знающему проблем.
Впрочем, иные считают: озадачен и камень думой
холодной, упорной, даже угрюмой.
Должно быть, гадает бедняга, откуда ж
он такой взялся?
Из кратера, что ли, жарким ошмётком сорвался?
Или от кометы в рассеянности отщепился
как космическая оплошка-описка.
Впрочем, о космосе, как и о прошлом, раздумия наши тощи.
Тут сразу хочется думать о чём-то попроще
или не думать совсем
как на поминках всемирных философских систем.
Ибо зачем морщить лоб, коли системы того... помре́?..
Однажды в бездумии пробудясь на заре
полюбуйся румяным светилом, друг мой беспечный,
как любуются жаворонок им и овечка,
как любуются божья коровка
и кленовый лист.
Это счастье, что ты от мелких мыслишек чист,
что живёшь на земле безо всего чересчур швыдко́го,
о кредитах и пенсиях не мычишь, как корова.
И сороконожка-коррупция
под твоей черепушкою не трещит.
И кликуха «Россия, вперёд!» тебе непонятна,
коли плачет страна навзрыд.
Отдохни ж от ТиВи,
от стоканальной мыльной его мутни.
«Алло?.. Нет, мы не смотрим...
Мы тут в носах ковыряем в тени».
Феллини
Когда б мы встретились с тобою, Гви́до*,
ей-ей, мы стали бы друзья.
На взморье, в баре или на вокзале
мы бы с тобой неспешно толковали
о чистоте, о женском идеале,
о снах и о видениях загробных,
о папах римских, муках кинопробных,
о детстве сладостном, когда нас все любили,
и о воде – и мёртвой, и живой.
И хитрого Феллини мы б с тобой
собраться на троих уговорили.
* Гвидо – герой кинофильма Ф. Феллини «Восемь с половиной».
Александр Быков
От визгов на палубе, кликов,
от плёсов, от облачных крыл,
гляжу я, поплыл у нас Быков,
и я за ним следом поплыл.
Иртыш в полудённом мерцаньи
дрожит что серебряный язь.
На пире земном созерцанье
дороже всех глюков и яств.
Художник до сути достанет,
когда на него наплывёт
излучин замедленный танец,
затонов и круч хоровод.
И что там такого, казалось?
Стога. Мелководья. Обвал.
Рассветов безлюдная алость.
Чуть вздрагивающий краснотал.
Не жадность нас манит в пустынный
предел, не воинственный пыл.
Вот так и Ермак со дружиной
в хмелю созерцанья поплыл.
Монетную прорву уроним
у встречи Оби с Иртышом.
У этой, тишайшей из родин
крестить бы всю Русь нагишом.
И плыть бы и плыть бы, и плыть бы,
всё плыть бы, всё плыть бы и плыть –
до светлой полярной ловитвы,
до конусов льдистых и плит…
Запомню то лето и день я.
Стоит. У флагштока. Один.
И пьёт из реки отраженья
плывущих над нами глубин.
***
Не дрожи, как в поле былка,
под метельный звон.
Для кого село – страшилка,
сам себе страшон.
Нам ли целый век канючить?
Выручай-ка, печь!
Откатись, мороз колючий,
жару не перечь!
Затрещит берёза пылко,
пыхнет в ночь труба.
Для кого деревня – ссылка,
а для нас – судьба.
Вдох
Господи, чудо дыханья
как ты внушить нам смог?
Выдох слагаю, как дань я.
Дай дерзанья на вдох!
Как эту тайну открою?
Будто на смертном краю
снова и снова горою
грудь воздымаешь мою.
Камень ли я остылый,
зябкая птица иль зверь?
Вдохом каждым помилуй,
выдохом каждым умерь.
Дышат твои пучины,
дышит Божественный мрак,
ибо причиной причины –
Дых твой, простёртый в мирах.
Не знаю, дышу до коих?
Но верю, наступит срок,
и во Твоих покоях
изопью нескончаемый вдох.
***
Когда ты не знаешь, жив или мёртв,
мёртв или всё ещё
жив,
когда лежишь, пластом распростёрт,
трепыхаясь ошмётками жил,
тогда
вдруг склоняется над тобой –
из облака ли возник? –
будто прозрачной прикрыт кисеёй,
улыбкой светящийся лик.
Нет, не покинут. Нет, не ушёл.
Откуда, небесная, вы?
И этот шёпот
«Всё хорошо…»
мне как признанье в любви.
И звук благодарный в сердце поёт,
из небытия возвращён.
И хочется вышептать имя её,
таинственнейшее из имён.
***
Сквозь мутное стекло оптических снарядов
ты видишь копошение мельчайших гадов
иль чёрную дыру кромешных мириадов –
галактик, сфер, вселенных ледяных…
Но у тебя б перехватило дых,
вскипела мигом кровь,
когда бы в то стекло
узрел
надежду, веру и любовь.
Кувуклия
Не стоющ снисхождения того,
я всё ж допущен в гробовую нишу,
вселенной пенье, Боже, да расслышу
из раковины плена Твоего.
Комментарии пока отсутствуют ...