Открытое письмо её Величеству Елизавете II, английской королеве

2

9263 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 88 (август 2016)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Марава Людмила

 

Пианист Питер Сейврайт.jpg

Один урок я выучила еще в театральной школе. Учитель спросил нас: «Что значит для вас быть королевой?» Все наперегонки начали отвечать про осанку, авторитет. Он ответил: «Нет, это то, как меняется атмосфера в комнате, когда заходите туда Вы!»

 

Мерил Стрип

 

  

Ваше Королевское Величество!

 

Желание любого человека написать письмо Королеве, как правило, выходит за рамки обыденного. И, уж, тем более, посметь обратиться к особе такого высокого ранга, как Вы, Ваше Величество, это – почти что дерзость. Но, решившись всё-таки обратиться к Вам, я заранее надеюсь на Вашу благосклонность к моей смелой и фривольной мечте быть Вами услышанной.

Мне приятно сделать Вам признание о том, что я всегда и с благоговением воспринимала любую новость о Вас, появлявшуюся на страницах газет и журналов, или на экране телевизора. И воспринимала её, как простительный элемент сознательного Королевского прощения за обывательский интерес к Вашей частной и общественной жизни. Что можно добавить?.. Лишь только то, что судьба властных и недоступных людей, с долей определённой снисходительности осознающих заведомую простоту такой истины, всегда влечёт к себе.

Поддавшись магии подобного влечения, заметно для себя, начинаешь меняться и сам. Ошибочное это мнение или нет, но, лишь на миг оказавшись в сияющем ореоле Королевского могущества, в мыслях ли, в мечтах, как тот час же обретаешь волшебную силу уверенности во всём, что говоришь и делаешь. И с удивлением чувствуешь, как и мир вокруг начинает меняться, медленно сопротивляясь переменам. В начале, как застоявшееся, годами без движения и без смазки, огромное колесо на старой мельнице. Но каким чудом выглядит потом каждый его оборот, легко рассекающий пласты отяжелевшего и подурневшего от долгого застоя воздуха вокруг. Самый первый оборот, подкормленный из рук мельника долгожданной масляной подпиткой... И следишь с восторгом за движением колеса, уверенно набирающим скорость, чтобы осилить, с пока ещё трескучим скрипом, этот заветный первый оборот, чтобы взлететь ввысь, потом скатиться вниз… И опять, ещё задорней взлететь, уже не боясь падения… и бесстрашно ринуться вниз…

 

Да… невольно ты и сам начинаешь подчиняться новой направленности и смелости своих задумок. Ещё недавно они казались всего лишь ярким пустоцветьем среди оплодотворённых усердными пчёлами скромно-розовых цветов персикового дерева. Радуя глаз своим изысканным цветением, гроздья цветочных малюток спешат наполнить дивным ароматом каждую минуту своих драгоценных краткосрочных жизней. Стараясь не отстать от заданного ритма запланированного цветения. И, как печальный итог, с рабской покорностью смириться потом с унылым опаданием в небытие… Завершающимся их быстрым превращением, буквально на глазах, в пожелтевшие, болезненно-безжизненные, истончённые лепестки на земле, под деревом, их породивших… Но почему-то каждую весну каждого последующего года это персиковое дерево, как и миллионы других на Земле, сбросив с себя после зимней забывчивости остатки затаённой обиды за вынужденное забытье в зимнем безлиственном безмолвии, всё больше проникается убеждённостью, что умирая и возрождаясь на протяжении многих лет, оно достигает вожделенной стадии своего бессмертия. Принося при этом в жертву лепестки своих чудесных цветов. И листья. Но, жертвуя – дерево возрождается. И восхищает незабываемым вкусом своих божественных плодов. Во имя чего, по сути, оно и укореняется прочно и глубоко в Землю, именно там, где это дерево посадили люди. 

 

…Однако всё было бы очень просто, если бы только в одном безвольном подражании могущественным кумирам можно бы было черпать силы собственного великолепия. Что-то подсказывает мне, это – удел безнадёжных слабаков. А восхищаться, но всё-таки идти своим путём, или жить своей жизнью – в этом смысл обожания.

Ваше Величество! Моя безграничная увлечённость Вами и подробностями Вашей жизни на протяжении многих лет возымели эффект. И, присутствуя 3 июля сего года (для истории – 2016 год) на концерте Вашего подданного, пианиста Питера Сэйврайта в гостеприимном концертном зале Донецкой филармонии, я почти физически ощутила, что это такое, быть подданным или подданной Королевы.

В тот знаменательный и даже исторический вечер господин Сэврайт солировал в четвёртом фортепианном концерте Сергея Рахманинова. А оркестр Донецкой филармонии под руководством Главного Дирижёра оркестра Владимира Заводиленко ему аккомпанировал. Выдающееся событие для города, если принять во внимание то, что каждую ночь пригороды Донецка жестоко обстреливаются. Я говорила об этом не один раз: третий год подряд.

Но, вслушиваясь в переливы мелодий Рахманинова, я вспоминала кадры кинохроники, запечатлевшие Вашу мать, королеву Елизавету, и Вашего отца короля Георга VI, которые во время Второй мировой войны стали символами борьбы с фашизмом. Многие ли помнят сегодня, что тогда Королева Елизавета публично отказалась покинуть Лондон или отправить детей в Канаду? И вошла в вечную историю своей страны со словами: «Дети не поедут без меня. Я не оставлю короля. А король никогда не покинет страну». Поддерживая дух своих подданных, она посещала войска, больницы, фабрики, те районы страны, которые подверглись разрушительным немецким бомбардировкам.

 

…И реальность настоящего времени в сегодняшнем Донецке. Город и люди, живущие здесь, стараются всеми силами сохранить своё достоинство перед лицом выпавшего им жребия. Во имя того, чтобы выжить и победить обстоятельства. Смелая мотивация людей, не падающих духом. Но она не возникает просто так из ничего. Её невозможно представить, как нечто материальное. Это – тот целительный эликсир, подпитка человеческому сознанию, с помощью которой всегда творится история. В случае сегодняшнего Донбасса – Всемирная История.

3 июля сего года в концертном зале Донецкой филармонии состоялся концерт во ознаменование закрытия очередного, 84-го концертного сезона. Надо признать, генеральный директор филармонии, господин Александр Парецкий, и многочисленный коллектив филармонии весь прошедший год делали всё возможное, чтобы концерты в самом гостеприимном концерном зале Донбасса проходили на самом высоком творческом уровне. И этот заключительный концерт, вне всякого сомнения, войдёт в историю всего Донбасса не только как образец профессионализма, но и как исторический. Так как во втором отделении этого незабываемого действа солировал Ваш, Ваше Величество, подданный, пианист Питер Сейврайт. Стоит ли говорить, что исполняемый им четвёртый концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, которым тем вечером мастерски дирижировал дирижёр Владимир Заводиленко, отражал глубину и значимость событий июля 2016 года. А именно: третий год продолжается блокада и обстрелы Донецка. Но город и Дончане самим фактом своего жизнелюбия доказывают: из двух сторон жизни, светлой и мрачной, они выбрали – первую. Это – высказывание ещё одного Вашего подданного, Сэмюэля Смайлса.

Приятно было удостовериться, что и господин Сейврайт своим приездом в Донецк продемонстрировал свою поддержку всего чистого и светлого в этом бренном мире. И всем своим сердцем и душой поддержал чаяния Дончан о мирной жизни.

 

Много корреспондентов работало в тот вечер в зале. Запечатлевая на камеры образ талантливого пианиста. С момента своего появления на сцене он обратил на себя внимание зрителей тёплой сердечностью своего взгляда, устремлённого на переполненный до отказа зал. И открытостью своего огромного человеческого сердца, которое может биться в груди только у человека искреннего и бесстрашного. Да, приехать в Донецк сегодня, чтобы своим выступлением поддержать город и его жителей – это подвиг. Души и сердца.

Жизнь любого человека на всех уровнях его сознания направлена на осуществление заветных желаний, на осуществление сокровенной мечты. Здорово, когда у человека их много! Но какова сила тандема, когда авторская задумка русского композитора – найти посредством музыки возможности, чтобы преодолеть преграды на пути к осуществлению задуманного, и неподдельный восторг английского солиста-исполнителя этой музыки, заветная мечта которого, сыграть концерт Великого Рахманинова с Русским оркестром, наконец осуществилась в Донецке!      

 

Зал, стоя, под аккомпанемент оглушительных аплодисментов слушателей, благодарил участников концерта за доставленное удовольствие быть причастными к таинству Великой Духовности, возможности услышать музыкальный шедевр в качественном исполнении. И не догадываясь о том, что часто повторяемые мистические мажоро-минорные модуляции исполненного концерта – это были извечно затрагиваемые темы Великого Композитора о предназначении людей и о загадочных, часто, сложных перипетиях их судеб. А музыка концерта, написанного на чужбине, через много лет после своего рождения, звучала на Малой Родине композитора в исполнении и Вашего подданного – тоже, Ваше Величество.

Много цветов, восторженные крики БРАВО – всё это сотрясло и разрушило вдребезги мрачные казематы нравственной слепоты и глухоты людей, не желающих понимать: Донецк хочет жить мирной жизнью!            

 

И Питер Стейврайт понял это. Без излишнего позёрства, но с изяществом и благородством  благовоспитанного человека, в каждом его жесте, стоя на краю сцены, он одаривал всех присутствующих в зале своей скромной обворожительной улыбкой, всматриваясь в открытые лица простых людей, поверивших в человеческую искренность его искусства. Люди в зале тоже с любопытством его рассматривали, восхищаясь выдержке и мужеству музыканта приехать в мятущийся Донецк. А потом, сердце пианиста окончательно растаяло. И он преподнёс всем нам подарок: немного джаза на память… Кусочек музыки, сыгранной с превеликой, искрящейся восторженной радостью человека, познавшего таинство духовного соития исполнителя и его слушателей. И его заключительные слова всем нам на вечную память: эта была самая благодарная публика за всю продолжительную историю моих выступлений…

К моему огромному счастью, мне лично довелось пообщаться с господином Сейврайтом. И понять его слова: я – не политик, я музыкант. И я делаю всё от меня зависящее, чтобы приносить людям добро.

 

Я ответила ему: я – тоже не политик. Я – тоже музыкант. И моё сердце тоже переполнено посылом творить добро. И поэтому я обращаюсь к Вам, Ваше Величество с этим посланием. Ведь, состоявшийся в Донецке концерт, оказался знаковым. И в очередной раз доказал, как много может язык музыки сделать для того, чтобы основательно и по-настоящему сблизить народы. Особенно во времена, когда обостряются, по тем или иным причинам, межнациональные отношения.

А у Донецка – особая и очень интересная судьба. К сожалению, переполненная до предела трагизмом. В 2014 году должно было отмечаться 145-летие со дня его основания. Но полагающихся по такому знаковому поводу торжеств не состоялось… Та трагическая глава истории гордого города в Донецкой степи потребует осмысления и понимания в будущем.

И моих слов – явно недостаточно, чтобы выразить Вам, Ваше Величество, моё уважение и признание. Потому что основателем моего замечательного города Донецка – тоже являлся подданный Британского Королевства, Джон Юз. В его честь город был назван с самого начала Юзовкой.

 

Вот и получается: нет сегодня в Донбасском регионе семьи, из которой бы не тянулись невидимые нити в далёкую Британию. Металлургическая и угледобывающая промышленности, начало которым заложил герой своего времени, Джон Юз, вместе со своими единомышленниками, преобразили некогда дикую природу края. Появились заводы, фабрики, а потом – и театры, и библиотеки. И 84 года назад Донбасс объявил об открытии своего собственного Концертного Зала. К слову, орган, который здесь установлен, был привезён из Петербурга. И играл на нём когда-то сам Пётр Чайковский…  

 

…Разговаривая с Питером после концерта, всматриваясь в его улыбчивое лицо, я не испытывала ни малейшего напряжения и понимала, как это ответственно быть подданным своей Королевы. Жить и действовать так, чтобы название государства, которое ты представляешь за его кордонами, произносили с почтением. Но какая же несправедливость: звуки музыки, отзвучав, всегда улетают в Вечность… Я дорожу возможностью собрать воедино на этих листках бумаги самые хорошие слова о незабываемом и знаковом событии, чтобы сохранить их для наших потомков…

А в Ваших руках, Ваше Величество, это моё письмо – важный исторический документ. Память тоже – на века. Свидетельство того, что границы между государствами – это не есть помеха для нормального человеческого общения. Даже тогда, когда силы мрака пытаются затмить Солнце человеческого разума.

 

Бесспорно, среда обитания людей наполнена глубоким смыслом, понять который люди пытаются с того самого времени, когда научились мыслить осознанно. Но, что бы ни происходило, смысл жизни – в познании красоты и тайны Мироздания. Познавая которые, понимать – случайностей не бывает. И, если возникает иногда постыдное желание – брать от жизни всё, что душа пожелает, не стоит забывать: вноси и свой посильный вклад в её бесценную сокровищницу. Не нарушай баланс добра и зла.  

Возрадуемся! Именно этим словом мне хочется подвести итог сказанному. Написана ещё одна, очень памятная страница истории Донбасса. Есть в ней и слова о подданном  Английской Королевы, Елизаветы II, Питере Сейврайте.      

Имею честь оставаться, Мадам, покорнейшей слугой Вашего Величества.

 

Людмила Марава.

 

  

P.S. Сенека сказал: о городе скажу то же, что и о горожанах. Простите мне мою смелость, Ваше Величество, о подданных я скажу то же, что и об их Королеве. И для исторической справки: в первом отделении концерта прозвучала симфония №4 Иоганнеса Брамса в исполнении симфонического оркестра филармонии имени Сергея Прокофьева. Дирижировал Главный Дирижёр оркестра Владимир Заводиленко. Поистине,  когда звучит хорошая музыка, невозможно делать ничего плохо. Или – плохого. В такие минуты – всё в Мире есть Добро. «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы». (Генрик Сенкевич).

                                                                                          

Июль, 2016 год, Донецк, Донбасс.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов