Сближение России и Турции исходит из здорового прагматизма

2

10576 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Максимов Владимир

 

15/08/2016 Итак, это событие, которое ожидали многие в мире, произошло. В Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин провёл встречу с со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом.

Иностранные журналисты, которые её освещали, обратили внимание на то, что турецкая сторона была представлена очень сильной делегацией, куда входили представители самых влиятельных в Турции деловых кругов...

В принципе это вполне объяснимо — турки намерены не просто восстановить отношения, который претерпели серьёзнейший кризис со времени сбитого нашего СУ-24 в небе над Сирией, но даже расширить сотрудничество. Поэтому обсуждался самый разнообразный спектр делового сотрудничества — от туризма и поставок сельхозпродуктов до строительства атомной электростанции и торговли оружием.

Очень интересно ситуация развивается в области строительства газового «Южного потока». Сегодня в нём уже заинтересованы не только турки, но и болгары, которые ещё не так давно под давлением Евросоюза отказались от сотрудничества с Россией в этом плане. Видимо ситуация в болгарской экономике настолько плачевна, что болгары вдруг решили вернуться к этой идее. Что ж посмотрим... Во всяком случае ситуация с «Южным потоком» для нашей страны складывается благоприятно — поле для манёвра по причине болгарского «прозрения» ныне для России значительно расширилось...

Сегодня многие интересуются — по какой такой причине российско-турецкие отношения резко потеплели? Ведь ещё месяца три назад такое представить себя было очень сложно — до того ужесточились взаимные нападки. Тем не менее это потепление произошло, причём инициатором стала турецкая сторона.

Думаю, что тут дали о себе знать несколько факторов.

 

Только бизнес и ничего личного?

 

Во-первых, большую роль сыграл турецкий бизнес, наиболее пострадавший от разрыва отношений. Это не могло не отразиться на общем экономическом положении Турции

Как полагает председатель Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов, на сближение с Москвой турецкого президента прежде всего толкнула нелёгкая экономическая и политическая ситуация в стране, бизнес которой серьезно пострадал от разрыва отношений с Россией.

«Не исключено, что определенную роль сыграл Brexit, — предположил Лукьянов. — Непонятно, как будут развиваться события в Евросоюзе и как на его экономике скажется выход Великобритании. Турция, — какие бы резкие заявления ни делал Эрдоган, — экономически тесно связана с Европой; и если события там будут развиваться по негативному сценарию, это серьёзно ударит по Турции. В этой ситуации Анкаре необходимо подстраховаться, обеспечить себе дополнительные опоры. Видимо, в Турции поняли, что ждать смягчения российской позиции не стоит. И когда на кону стоят соображения не только престижа, но и финансовые, необходимо как-то выходить из клинча».

По некоторым данным, именно турецкий бизнес предпринял просто отчаянные усилия для налаживания разорванных отношений. При этом он задействовал такие страны, как Азербайджан и Казахстан, где живут родственные туркам народы. Президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев охотно откликнулись на просьбу турецких деловых кругов, ибо они меньше всего желают разрыва между Турцией и Россией, с которыми стремятся поддерживать дружеские отношения.

Особенно старались казахстанцы, которые при своём посредничестве наладили неформальную связь между Анкарой и Москвой. Как пишут по этому поводу казахстанские аналитики:

«С одной стороны, Казахстан состоит в большом количестве союзов — экономических и военных — с Россией: ОДКБ, ЕАЭС, ШОС. Да и то, что Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев „Богом даны друг другу“, публично подчёркивал сам казахстанский президент.

С другой стороны, Казахстан и Турция связаны большими бизнес-интересами. В первую очередь, разумеется, на туристической основе, но ещё и в торговой сфере: из Турции везётся очень много одежды в Казахстан. Кроме того, сильна культурная и образовательная составляющая: в Турции очень чтят казахстанских поэтов и писателей, в их честь называют улицы — а Назарбаеву вообще установлен памятник. В то же время в Казахстане действует большое количество казахско-турецких лицеев, именем турецкого президента Тургута Озала названа улица в Алматы (в Турции, конечно, есть улица Назарбаева), а турецкие сериалы и вовсе популярнее российских. Но главное объединяющее свойство Казахстана и Турции — ментальность и язык. В азиатском мире давно лелеется идея об объединении тюркских народов в один экономический (как минимум) союз — Назарбаев говорил об этом ещё три года назад как раз во время визита в Турцию»...

Именно Назарбаев при содействии турецких друзей убедил президента Эрдогана принести России извинения за сбитый самолёт, что собственно и произошло. О том, как это возможно происходило, недавно поведала турецкая газета Hurriyet:

"В этом «примирении» значительную роль сыграли турецкий бизнесмен Джавид Чаглар и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

О «тайной дипломатии», которая помогла разрешить кризис, рассказал журналистам официальный представитель Эрдогана Ибрагим Калын. По его словам, «Чаглар сыграл очень важную роль» в урегулировании российско-турецких отношений, а Назарбаев «продемонстрировал, что он большой друг Турции».

Посодействовал им начальник генштаба турецкой армии генерал Хулуси Акар, проявивший «патриотическую инициативу», хотя международные отношения и не входят в сферу его ответственности.

Журналисты Hurriyet Daily News обратились за комментарием к Чаглару, но он заявил, что ему нечего добавить к словам Калына. Сам пресс-секретарь турецкого президента не раскрыл детали тайных переговоров. Впрочем, издание узнало некоторые подробности из неназванных источников в дипломатических и правоохранительных кругах.

По версии газеты, в конце апреля Акар доложил Эрдогану о некоем «канале», который может быть использован для разрешения кризиса в отношениях с РФ. Начальник генштаба пояснил, что у предпринимателя Чаглара есть бизнес в России, а именно – в Дагестане.

Ранее Чаглар занимался политикой и был близко знаком с главой республики Рамазаном Абдулатиповым. 30 апреля Эрдоган встретился в Анкаре с Чагларом, на встрече присутствовал и Акар. Тогда же Калын составил черновик письма, которое впоследствии было направлено от имени Эрдогана в Кремль. Стоит отметить, что изначальный вариант письма претерпел ряд изменений, прежде чем его направили российскому президенту.

22 июня посол Казахстана в Анкаре Жаншит Тюмебаев срочно связался с Калыном и сообщил о предстоящей встрече Назарбаева с Путиным. Посол поинтересовался, готов ли Эрдоган передать с ним письмо, поскольку в Москве к этому моменту уже были готовы его принять.

Эрдоган, хотя и стремился к нормализации отношений, не был готов послать в Кремль письмо со словами «извинения» и «компенсация»...

23 июня казахский посол снова предложил передать письмо во время встречи Назарбаева и Путина, которая должна была состояться на следующий день. Калын связался с Эрдоганом, а тот вызвал к себе Акара.

Пока они общались, Калын при помощи переводчиков из казахского посольства составляли текст письма. Было решено использовать слово «извините», которое, как объясняют турецкие журналисты своим читателям, «звучит убедительнее, чем выражение сожаления, но в то же время не так сильно, как „просим прощения“.

В итоге, текст послания составили, Эрдоган его подписал и велел немедленно передать по назначению. В ночь на 24 июня Калын вылетел в Стамбул, где подхватил Чаглара и переводчика. Турецкие власти стали срочно запрашивать разрешения для движения самолета над территориями Грузии, Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана.

Все страны, кроме последней, дали такое разрешение. С Узбекистаном же возникли проблемы, поскольку в стране были усилены меры безопасности на время проведения в Ташкенте саммита Шанхайской организации сотрудничества.

Президент Казахстана предложил турецким „дипломатам“ воспользоваться своим вертолётом, чтобы пересечь узбекскую границу. Но у самолета Калына уже заканчивалось топливо, и тогда Назарбаев обратился напрямую к президенту Узбекистана Исламу Каримову с просьбой пропустить „турецких гостей“. Каримов дал такое разрешение.

Встретив Калына и Чаглара, Назарбаев прочел русскоязычную версию письма и одобрил её. . Письмо передали российскому лидеру через его помощника Юрия Ушакова.

27 июня последовало официально заявление о том, что Эрдоган извинился перед РФ за сбитый турецкими военными российский бомбардировщик Су-24. После этого президенты России и Турции провели телефонные переговоры».

А поскольку ситуация для примирения уже к тому времени созрела, то сразу после примирительных слов Эродагана процесс российско-турецкого сближения принял уже открытый характер.

 

Кто стоял за провалившимся путчем

 

Во-вторых, немалую роль, несомненно, сыграла позиция Запада, направленная против Эрдогана. В принципе западники уже давно выражали недовольство этим человеком, который по их мнению правит слишком «авторитарно».

Ещё в 2011—2013 годах по стране прошли массовые беспорядки из-за «ущемления свободы слова», которые сильно напоминали сценарий «цветных революций». Уже тогда было ясно, что за этими акциями стоят западные спецслужбы, которые хотели приструнить Эрдогана. В это время он ещё не был президентом (только премьером), но именно его считали подлинным хозяином Турции. А главной причиной такого недовольства со стороны Запада стала открытая поддержка турецкими властями палестинских повстанцев, воюющих против Израиля, форпоста западных интересов на Ближнем Востоке.

В сентябре 2011 года Анкара даже официально объявила о том, что вынуждена готовиться к войне с Тель-Авивом. Об этом тогда сказал не абы кто, а именно премьер-министр Турции Эрдоган. Причиной же столь резких заявлений стала блокад Израилем палестинского сектора Газа. Эрдоган посчитал это незаконным:

«Израиль привык выходить сухим из воды и считает себя выше закона. Он считает, что освобождён от ответственности за все свои ошибки и преступления», – привела слова Эрдогана деловая газета «Взгляд». Ответом Запада и Израиля стали массовые беспорядки в Турции...

Но потом произошли известные события в Сирии, где Западу понадобилась поддержка со стороны турок. И на какое-то время страна стала западным союзником в войне против сирийского президента Башара Асада. Однако претензии к Эрдогану у Запада никуда не делись.

Мало того, они только обострились, когда стало известно, что Америка в сирийской войне вовсю поддерживает курдов, которые являются давней «головной болью» Турции. По данным издания «Свободная пресса», Эрдогана буквально бесила американская поддержка сирийских курдов — они, после взятия города Манбиджа, скорее всего, будут наступать на город Эль-Баб, чтобы соединить между собой кантоны Африн и Кобани и закрыть таким образом всю сирийско-турецкую границу: для Эрдогана такой сценарий неприятен по той причине, что грозит полноценной возникновением курдской государственности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для турецкого Курдистана.

Это вызвало ряд резких антиамериканских заявлений со стороны турецкого лидера. И США, похоже, решили покончить со строптивым президентом...

Поэтому недавняя попытка военного переворота скорее всего была организована западными государствами во главе с США. Это старая тактика американцев по отношению к этой стране. В Турции всегда ранее случались перевороты, как только Америка чувствовала угрозу своим интересам — армия, где офицерский корпус обучается главным образом в европейских и американских военных учебных заведениях, всегда стояла на защите западных интересов.

Вот и на этот раз Эрдогана решили приструнить при помощи путча. Неслучайно и то, что главным идеологом переворота стал бывший соратник Эродогана, а ныне ярый его противник, исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, ныне живущий в США. По словам специалистов:

«На протяжении последнего десятилетия разведывательные службы США, осуществляющие свои операции в Турции, плотно сотрудничали с набиравшим влияние параллельным правительством Фетхуллаха Гюлена. Их подход по отношению к власти — до недавнего времени — заключался в стратегии внедрения своих людей во все структуры с целью скрытного постепенного захвата командных позиций в политических, экономических, административных, правоприменительных, военных и культурных структурах, а также в СМИ, не прибегая к выборам или военным переворотам. Они использовали гибкую тактику, поддерживая и прикрывая различных союзников и устраняя противников.

В 2010 году, поддерживая Эрдогана, они сыграли главную роль при арестах и чистке трёх сотен кемалистов — военных чиновников. А вслед за этим гюленисты приступили к преследованию и ослаблению режима Эрдогана, распространяя в СМИ добытые их разведслужбами сведения о коррумпированности его семьи.

По ряду направлений гюленисты проводили свою политику совместно с Вашингтоном, с одобрением относившемся к такой „конвергенции“, которая привела к путчу 15 июля 2016 года.

Гюленисты поддерживали американо-израильскую политику на Ближнем Востоке, выступали за прозападную „свободно-рыночную“ экономическую политику, одобрительно относились к работе американцев с курдами, отвергали любые договорённости с русскими.

Другими словами, на просторах Среднего Востока гюленисты для США были гораздо более надёжны, чем режим Эрдогана; они были более подвержены и подчинены диктату со стороны ЕС-НАТО-США».

Некоторые иностранные издания сегодня пишут о том, что в случае успеха переворота американцы намеревались не просто ещё более привязать Анкару к своим интересам, но и даже добиться от Европы немедленного включения Турции в Евросоюз — этого события страна ожидает уже больше 50 лет. Однако Эрдоган к моменту путча уже успел изрядно подчистить армию от нежелательных элементов, особенно в военной разведке. Поэтому о планах путчистов ему стало известно, хотя и с некоторым опозданием.

По некоторым данным информацию о грядущем перевороте ему ещё и подбросили и наши спецслужбы, которые перехватили радиопереговоры заговорщиков — говорят, Путин лично предупредил Эрдогана буквально за пару часов до атаки путчистов. Что само по себе спасло жизнь турецкому президенту и в конечном итоге содействовало провалу переворота.

«Гюленисты зависели от поддержки со стороны США, которые тотально просчитались в оценке отношений внутри властных структур и неверно истолковали способность Эрдогана упредить путч.

Главным изъяном американских советников стало их невежество по вопросу о турецком политическом уравнении: они недооценили превосходство партии Эрдогана, его поддержку со стороны как электората, так и народных масс. ЦРУ переоценило поддержу гюленистов в среде институциональных элитных структур и недооценило их изолированность внутри турецкого общества.

Более того, американские военные не имели ни малейшего представления о параметрах турецкой политической культуры — в частности, об отторжении населением в целом идее и практике военно-бюрократичекого захвата власти. Они оказались не в состоянии признать тот факт, что анти-путчистские силы включали в себя политические партии и социальные движения, критично настроенные по отношению к Эрдогану.

Американские стратеги основывали расчёты этого путча на их неверной оценке военных переворотов в Египте, Ливии, Ираке и Йемене. Те перевороты снесли националистические и исламистские гражданские режимы.

Эрдоган не был уязвим в той же мере, как бывший президент Египта Мохамед Мурси, — он контролировал разведку, военных и обладал поддержкой народных масс.

Американо-гюленистская военно-разведывательная стратегия была плохо спланирована, слабо скоординирована и провальна. Контратакой Эрдоган навязал свою волю, нанёс решительные стремительные удары, которые деморализовали гюленистскую супер-структуру. Тысячи сторонников посыпались как глиняные голуби.

Американцев вынудили уйти в оборону...».

Говорят, что турецкого президента потряс тот факт, что координировали путчистов американские советники, разместившиеся на одной из военных баз Турции. Поэтому резкий поворот Эрдогана к России на таком фоне стал неудивительным...

 

... Конечно, между нашими странами остаётся ещё немало противоречий. Особенно по проблеме Сирии. Но и здесь стороны ищут точки соприкосновения. Так, в составе турецкой делегации в Санкт-Петербурге находился глава национальной разведывательной организации Турции Хакан Фидани, который провёл личную встречу с начальником Генштаба Вооруженных сил РФ, первым заместителем Министра обороны Валерием Герасимовым. Они обсуждали именно сирийские проблемы и взаимодействие на этой территории.

Конечно же Турция, с учётом истории и её пребыванием в блоке НАТО, не станет нашим самым близким партнёром. Да и этого и не надо — нам нужно честное и выгодное взаимное сотрудничество. Тем более есть один важный момент, который нас сближает — и Россия, и Турция хотят проводить суверенную и ни от кого не зависящую политику, сугубо в своих национальных интересах. А такая почва для сотрудничества на международной арене порой бывает посильнее и надёжней любых словесных и зачастую пустых заверениях о «братстве» и «любви»...

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Любопятов
2016/08/19, 17:08:03
Итак, это событие, котороГО ожидали...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов