Москву называют сердцем России, и с этим не поспоришь. Даже в блокадном Ленинграде говорили, что линия обороны Москвы проходит через сердце каждого ленинградца. 16 октября 1941 Ольга Берггольц написала такие строки:
К сердцу Родины руку тянет
трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
кровь отметила каждый шаг.
О, любовь моя, жизнь и радость,
дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
вижу свет твоего Кремля.
Да, и Кремль по праву можно назвать сердцем Родины. И сам Ленинград, ныне Санкт-Петербург с Медным всадником, Исаакиевским собором, храмом Спаса-на-Крови, Эрмитажем... И Троице-Сергиеву Лавру — поспешат напомнить очень многие православные россияне. А другие скажут — Саров или, скажем, Валаам. Третьи скажут, что «Троица» Андрея Рублёва — это и есть сердце России. Или Третьяковская галерея… Или Крым с его святынями... Мнений много, и все они имеют право на существование, ибо в каждом явлены любовь и сыновняя благодарность.
Сердце Родины — это сосредоточие и хранилище её жизненных потенциалов. Его защищают, к нему стремятся приблизиться и приобщиться патриоты — т. е. люди, которым Родина дорога как мать. В него норовит ударить и враг, чтобы наверняка победить и погубить покоряемый народ.
Даже у сказочного Кащея жизнь — на конце иглы, которая хранится в яйце, а яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце… Ну, и так далее. И сердце Родины не должно храниться на поверхности, оно — в труднодоступном и сокровенном месте. Где же?
Если вспомнить, что всё материальное в этом мире ценно тем, что возносит ввысь, к Богу, сердце человека, ответ предсказуем. Сердце Родины бьётся в груди моего ближнего — в каждом моём ближнем, а значит быть патриотом нельзя, если оставаться равнодушным к мукам и радостям ближнего.
Лжепатриоты, как случилось на Украине, могут убивать ближних ради каких-то мифических «патриотических» интересов, но патриоты любят, прежде всего, свой народ, т. е. ближнего, ибо только из этой любви и рождается настоящий патриотизм.
Много разных -измов мы наплодили, и в погоне за какими-то из них или в противодействии другим, если слишком увлечёмся абстрактными идеями, мы можем решиться убивать ближних, которые мыслят иначе. Вожди для злодейства всегда найдутся, как и исполнители. Потому не забудем главного: сердце Родины бьётся в груди человеческой. И враг Родины тот, кто об этом не хочет помнить, кто и других заставляет забыть об этом. Родина — это, прежде всего, люди: жившие раньше, живущие ныне и те, что придут за нами. Если сражаешься за Родину, то значит за её народ, за своих ближних, а не против них.
«Каждый человек — единственный для Бога; но единственен ли для нас каждый человек?» — вопрошает митрополит Антоний (Блум) и сам же поясняет: «Когда мы встречаем кого-нибудь, мы должны бы подходить к этому человеку как к тайне, то есть как к чему-то, что мы можем открыть для себя только глубоким общением, войдя в такие взаимоотношения, может быть, безмолвные, может быть, облечённые в слова, но столь глубокие, что мы можем знать друг друга — не так, конечно, как Бог знает нас, но знать друг друга в свете Божием, просвещающем каждого из нас и всех нас. Более того: мы можем, каждый в меру своих сил, своих дарований совершить то, что сделал Христос. Он отверз глаза слепого человека. И что тот увидел? Первое, что он увидел, был лик воплощённого Сына Божия; иначе говоря, он увидел любовь воплощённую».
Патриотизм без любви не мыслим, и это не любовь к абстракциям, а конкретная, воплощённая в делах, заботливая любовь к рядом живущему, бредущему по жизни и страдающему или радующемуся человеку. Любой -изм обретает свой подлинный смысл только в приложении к конкретному живому человеку, когда служит Христу в нём и во мне — Христу в нас.