«Дай найти себя,
Осилить данное тебе,
Мир, открыв, понять его,
И с миром в мире жить».
В. Мирошниченко
Поэтические искания В. Мирошниченко направлены на обретение собственного мирочувствования и миропонимания лирическим героем. Именно поэтому его герой живет на переломе обуреваемых его страстей. И связаны они, прежде всего, с поиском своей точки опоры. Каждому из нас нужны нравственные скрепы, жизненные установки, которые и позволяют ощущать себя в этом мире прочно, основательно. Вот такими философскими вопросами задается автор во многих своих произведениях. Так, например, в поэтическом послании Л.Н. Толстому поэт пишет:
Разлад, раздор, разрыв, разлом.
Потеряна жизни нить.
Опоры нет и плеча.
Без крова, забыт, одинок, судьбою гоним.
Не понят, не принят,
Отвержен, унижен и потрясён.
Тёмной силой душа в оборот,
Ослеплён мыслью чёрной.
Нажитое не впрок, от себя ухожу.
Заблуждение – прошлое.
Пусто в душе.
Чужое сзади, злое впереди,
Обвал, безразличие, бездна и тлен.
Не нужен, зачем всё, зовет мир иной...
Не смотря на то, что идет осмысление опыта конкретной человеческой судьбы, автор животрепещуще воспроизводит мучительные искания человеком смысла своего существования в мире во все времена. Невольно эта ситуация экстраполируется на модель современного нам мира, в котором современнику еще более трагично освоение данного ему бытия.
Поэт умело применяет художественно-изобразительные средства для передачи внутреннего надлома лирического героя. И этому успешно служит, например, «рубленый» синтаксис, мастерски используемый В. Мирошниченко, поскольку такая манера письма предполагает использование, как правило, назывных, односоставных предложений. Так формируется компрессия текста, воссоздающая накал чувств, эмоций и страстей, доведенных до высшей степени своей воплощенности в поэтическом тексте. А концентрация глагольных конструкций передает мощную динамику быстро сменяющих друг друга событий. Событийность – вот отличительная мета поэтической картины действительности в текстах интересующего нас поэта.
Поэзия В. Мирошниченко – это вопрошающая литература, заставляющая читателя мучительно размышлять о себе, о своей судьбе, о своих удачах и неуспехах. Подобное, например, можно встретить в таком его поэтическом произведении, как «Развела судьба мосты». Вот как в нем автор воспроизводит мироощущения лирического героя, мастерски используя прямую речь, имитирующую в тексте диалог-беседу:
Пожалуй, так тоже бывает.
«Друг мой, привет,
Что губы бледны и сжаты плотно.
Сердце жмёт, нездоров». Шучу,
- «Не надейтесь». Молчу,
- «Не раздавлен, не стёрт.
Помят, но жив». Не друг и неровня Вам.
Кости мои хрустели
По Вашей высокой, тонкой
Наводке - подсказке.
Верно Вашим участием
Не одно поправлено русло судьбы.
С миром. Завтра Ваши
Закрытые с совестью счёты.
Мне ничего ни о Вас, ни от Вас, ни для Вас.
Так лучше. Забыто, закрыто, табу.
Знаю. Жизнь – память людская
Тобой сотворённого.
Лирический герой В. Мирошниченко – герой, созидающий этот удивительно прекрасный мир. И получается это у него лишь только после того, как он многое передумал, переосмыслил и приобрел таким образом новое знание о мире через собственный, можно сказать, жертвенный опыт. Насколько это созвучно с мировоззрением, мировосприятием и мирочувствованием самого поэта. Отсюда понятно его восклицание: «Дай найти себя», звучащее как заклинание. Совершенно очевидна схожесть и душевная близость поэта и лирического героя, хотя, конечно же, прямого тождества здесь нет. Это есть лишь свидетельство того, что они современники и принадлежат одному времени, одной эпохе.
Несомненно, поэтические искания В. Мирошниченко подкупают своей искренностью, обнаженностью чувств и накалом страстей. И происходит это оттого, что есть главная потребность «мир, открыв, понять его, и с миром в мире жить». Такого поэтическое кредо поэта.