«Дай найти себя»: к вопросу об исканиях лирического героя в творчестве В. Мирошниченко

1

8309 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 87 (июль 2016)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Скопкарёва Cветлана Леонидовна

 

«Дай найти себя»: к вопросу об исканиях лирического героя в творчестве В. Мирошниченко

«Дай найти себя,

Осилить данное тебе,
Мир, открыв, понять его,
И с миром в мире жить».


В. Мирошниченко

 

Поэтические искания В. Мирошниченко направлены на обретение собственного мирочувствования и миропонимания лирическим героем. Именно поэтому его герой  живет на переломе обуреваемых его страстей. И связаны они, прежде всего, с поиском своей точки опоры. Каждому из нас нужны нравственные скрепы, жизненные установки, которые и позволяют  ощущать себя в этом мире прочно, основательно. Вот такими философскими вопросами задается автор во многих своих произведениях. Так, например, в поэтическом послании Л.Н. Толстому поэт пишет:

 

Разлад, раздор, разрыв, разлом.

Потеряна жизни нить.

Опоры нет и плеча.

Без крова, забыт, одинок, судьбою гоним.

Не понят, не принят,

Отвержен, унижен и потрясён.

Тёмной силой душа в оборот,

Ослеплён мыслью чёрной.

Нажитое не впрок, от себя ухожу.

Заблуждение –  прошлое.

Пусто в душе.

Чужое сзади, злое впереди,

Обвал, безразличие, бездна и тлен.

Не нужен, зачем всё, зовет мир иной...

 

Не смотря на то, что идет осмысление опыта конкретной человеческой судьбы, автор животрепещуще воспроизводит мучительные искания человеком смысла своего существования в мире во все времена. Невольно эта ситуация экстраполируется на модель современного нам мира, в котором современнику еще более трагично освоение данного ему бытия.

Поэт умело применяет художественно-изобразительные средства для передачи внутреннего надлома лирического героя. И этому успешно служит, например, «рубленый» синтаксис, мастерски используемый В. Мирошниченко, поскольку такая манера письма предполагает использование, как правило, назывных, односоставных предложений. Так формируется компрессия текста, воссоздающая накал чувств, эмоций и страстей, доведенных до высшей степени своей воплощенности в поэтическом тексте. А концентрация глагольных конструкций передает мощную динамику быстро сменяющих друг друга событий. Событийность – вот отличительная мета поэтической картины действительности в текстах интересующего нас поэта.

Поэзия В. Мирошниченко – это вопрошающая литература, заставляющая читателя мучительно размышлять о себе, о своей судьбе, о своих удачах и неуспехах. Подобное, например, можно встретить в таком его поэтическом произведении, как «Развела судьба мосты». Вот как в нем автор воспроизводит мироощущения лирического героя, мастерски используя прямую речь, имитирующую в тексте диалог-беседу:

 

Пожалуй, так тоже бывает.

«Друг мой, привет,

Что губы бледны и сжаты плотно.

Сердце жмёт, нездоров». Шучу,

 - «Не надейтесь». Молчу,

- «Не раздавлен, не стёрт.

Помят, но жив». Не друг и неровня Вам.

Кости мои хрустели

По Вашей высокой, тонкой

Наводке - подсказке.

Верно Вашим участием

Не одно поправлено русло судьбы.

С миром. Завтра Ваши

Закрытые с совестью счёты.

Мне ничего ни о Вас, ни от Вас, ни для Вас.

Так лучше. Забыто, закрыто, табу.

Знаю. Жизнь – память людская

Тобой сотворённого.

 

Лирический герой В. Мирошниченко – герой, созидающий этот удивительно прекрасный мир. И получается это у него лишь только после того, как он многое передумал, переосмыслил и приобрел таким образом новое знание о мире через собственный, можно сказать, жертвенный опыт. Насколько это созвучно с мировоззрением, мировосприятием и мирочувствованием самого поэта. Отсюда понятно его восклицание: «Дай найти себя», звучащее как заклинание. Совершенно очевидна схожесть и душевная близость поэта и лирического героя, хотя, конечно же, прямого тождества здесь нет. Это есть лишь свидетельство того, что они современники и принадлежат одному времени, одной эпохе.

 

Несомненно, поэтические искания В. Мирошниченко подкупают своей искренностью, обнаженностью чувств и накалом страстей. И происходит это оттого, что есть главная потребность «мир, открыв, понять его, и с миром в мире жить». Такого поэтическое кредо поэта.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Александр Абдулаев
2016/07/06, 07:35:58
Уважаемая Лорина Павловна!
С интересом прочитал материал С. Скопкарёвой и не согласен с Вашими резкими оценками. В коротком тексте автору удалось показать творчество поэта, его искание и понимание мира, а это пожалуй самое главное для творца. Порой излишне "переперчивать" специальной терминологией текст, это только приносит непонимание (а какую мысль, либо новизну хотел показать литературовед или критик?). С удовольствием всегда Вас читаю.
Лорина Тодорова
2016/07/02, 16:58:30
Я не нашла ничего литературоведческого...
Ни одного термина ...ни одной нормальной мысли! Прочитайте теорию и смотрите в Текст!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов