Состоявшийся в Оренбурге традиционный Международный фестиваль содружества национальных литератур «Красная Гора» стал экспериментальной площадкой новых форм популяризации литературы
Поэзия сопровождает нас всюду. Даже не буду говорить, что ожидаемо, про услаждающее слух пение соловья и разлитый в воздухе аромат розы… Но та же акция «Стихи на асфальте», которой фактически открылся Фестиваль «Красная Гора», наглядно показывает, что поэзия порой лежит у нас прямо под ногами в виде наших же строчек. И её, поэзию, в принципе неуловимую, но в то же время вездесущую, можно сфотографировать на сотовый телефон и унести с собой. Пока в Оренбургской областной библиотеке им. Крупской шла официальная церемония открытия фестиваля, горожане времени не теряли – оренбургская молодёжь расписала и разрисовала стихами главную улицу Оренбурга – Советскую. Когда гости фестиваля - заслуженный деятель искусств Казахстана, поэт, кинорежиссёр, сценарист Бахыт Каирбеков (Казахстан, Астана), поэтесса, председатель Дагестанского отделения Союза российских писателей Миясат Муслимова (Дагестан, Махачкала), известный российский поэт, главный редактор журнала «Всерусский собор», член жюри Грушинского фестиваля, член Союза писателей России Владимир Шемшученко (Санкт-Петербург) и поэтесса, главный редактор сибирского-всероссийского журнала «День и Ночь» Марина Саввиных, так вот, когда гости Фестиваля, а также оренбургские поэты, вышли после церемонии открытия на крыльцо библиотеки, их взорам открылось впечатляющее зрелище – улица, сплошь исписанная и изрисованная стихотворениями, в том числе их авторства… Изумлённым гостям ничего не оставалось, как взять из рук студентов мел и расписаться под собственными строчками. Столь неожиданная импровизированная автограф-сессия стихийно перешла в фотосессию, которая грозила выбить участников фестиваля из плотного графика мероприятий, ибо их уже ждали на творческих встречах в вузах Оренбурга…
Но при всём уважении к строгому фестивальному графику разве можно отказать себе в удовольствии сфотографироваться на фоне своего детища, своего четверостишия, написанного кем-то на асфальте? Хотя в тот момент, когда я фотографировала на фоне их строчек оренбургского поэта Сергея Хомутова, нашего питерского гостя-поэта Владимира Шемшученко, да и других, я поймала себя на мысли, что в этот момент поэты, родители стихотворных «детищ», сами немного похожи на детей – на лице удивлённые улыбки, пальцы перепачканы мелом… Да и я сама далеко не ушла от собратьев по перу, когда просила в свою очередь уже их увековечить меня на фоне моих строк… А ещё подумалось, что наверняка ни Анна Ахматова, ни Александр Блок не отказались бы попозировать на фоне своих строчек, написанных и художественно расцвеченных фантазией учащихся (не только студентов, но и школьников!) из художественного колледжа, педагогического колледжа, Дизайн-центра и губернаторского лицея-интерната для одарённых детей.. Особенно поразило стихотворение поэта-традиционалиста Николая Рубцова «Велосипед», выполненное-написанное в авангардной манере – в виде нарисованного строками стихотворения велосипеда!..
…Другой новой формой привлечения внимания читателей к литературе стал литературный вечер «Актёры против Поэтов», состоявшийся в Оренбургском Областном театре татарской драмы им. М.Файзи и не только собравший, но и державший в напряжении до конца мероприятия, полный зал публики. Чтение стихов поэтами вообще тема неоднозначная. Не будем забывать, что первые поэты на земле были рапсоды (на Руси гусляры-сказители), исполнявшие свои тексты под музыку. Под гармошку, как говорят писатели-современники, часто декламировал свои стихи Николай Рубцов. Многие сегодня считают, что актёр Сергей Безруков читает стихи Есенина лучше своего гениального тёзки, их сотворившего. Я, к примеру, думаю, что стихи Ахматовой просто великолепно читает актриса Алла Демидова. Это вопрос вкусовых предпочтений, о которых не спорят. Но при всём том, мы прекрасно понимаем: как ни прекрасна копия Джоконды, смотрящаяся порой поярче подлинника, Джоконду-подлинник она не заменит. Как бы гениально ни читали стихи актёры, не стоит забывать, что авторское чтение носит печать аутентичности, подлинности. Хотя понятно и то, что каждое чтение имеет свои преимущества. Авторское чтение прекрасно первозданностью и подлинностью, актёрское – яркостью и сценичностью. Однако провокативно-эпатажная концепция вечера «Актёры против поэтов» сработала безотказно, собрав аншлаг. И поэты, и актёры остались весьма довольны друг другом. В результате зрительского голосования (аплодисментами) победила… даже нет, не дружба, хотя и она тоже! Главной победительницей оказалась Её Величество Поэзия, внимательно которую слушал полный зал публики.
Мне, например, очень понравилось, как читала мои стихи актриса Александра Бражникова – читала совсем иначе, чем обычно читаю я – на полутонах. Такое чтение, не побоюсь определения, помогло мне открыть мои же собственные стихи в несколько ином – акварельном! – качестве. Думаю, и другим моим собратьям по перу, участвующим в вечере – поэтам Виталию Молчанову, Наталье Кожевниковой, Вячеславу Моисееву, Наталье Борисовой и нашим гостям Владимиру Шемшученко, Миясат Муслимовой, Марине Саввиных, Бахыту Каирбекову тоже было интересно и, выражаясь молодёжным сленгом (а среди публики было как никогда много молодёжи!) драйвово поучаствовать в таком вечере-эксперименте. Тем более, что эксперимент явно удался! Спасибо оренбургским актёрам Алсу Шамсутдиновой, Александре Бражниковой, Сергею Шахмуть, а также заслуженным артистам России Александру Папыкину и Вадиму Смирнову за талантливое исполнительское соавторство!
Фестиваль был насыщен мероприятиями самого разного формата. В рамках фестиваля в областной библиотеке прошёл вечер «Литературной газеты», которую представлял собкор «Литературки» поэт Владимир Шемшученко. И - вечер ведущего литературного журнала Сибири «День и Ночь», который представила главный редактор, поэтесса Марина Саввиных. Разговор шёл не только и не столько о современных проблемах литературного процесса, сколько о перспективах развития литературных изданий в России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Другим знаковым мероприятием Фестиваля стало вручение премии «Чаша Бытия» молодым поэтам. Учредителем премии вот уже многие годы является литературно-художественный и общественно-политический альманах «Гостиный Двор», издающийся в Оренбурге с мая 1995 года. Этим фактически всероссийским изданием с оренбургской пропиской многие годы руководит известная поэтесса, председатель Правления Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Наталья Кожевникова. Издание уникально своей репрезентативностью в плане не только оренбургского регионального процесса, но и литературного процесса России, ближнего и дальнего зарубежья. В круг постоянных авторов альманаха входят не только члены профессиональных писательских союзов, это ещё и трибуна для огромного количества талантливых людей, коими обильна Оренбургская земля – учёных, политиков, казаков, архивистов, краеведов, артистов, художников, искусствоведов, журналистов. Своеобразие альманаха в органичном сплаве самых разных по тематике и жанрам произведений – исторические исследования и прямые обращения к современности, проза, поэзия, драматургия, мемуаристика, патриотика. Фирменные рубрики альманаха «Казачья линия», «Оренбургская диаспора», «Народная проза», «В зеркале истории» и другие. Все эти и другие публикации делают альманах уникальным пособием по краеведению для оренбуржцев любого возраста. Кстати, и возраст авторов альманаха колеблется от 10 и до 90 лет. Редакционный общественный совет по традиции возглавляет министр культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области Евгения Валерьевна Шевченко, что, конечно, говорит об авторитете альманаха в Оренбуржье. Последние годы альманах, оставаясь областным изданием, давно перерос региональные рамки, прирастая новыми авторами со всего мира. Редакция альманаха проводит политику открытости альманаха всему талантливому русскоязычному пространству без географической привязки к регионам. Это позволяет держать творческий уровень всероссийского издания и подтягивает творческую планку региональных авторов.
Альманах имеет литературные премии. Это учреждённая совместно с Общественным благотворительным фондом «Совесть» премия имени Валериана Правдухина и упомянутая выше премия для молодых поэтов «Чаша Бытия», учредителем которой является депутат Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Киданов. Премия открывает дорогу молодым дарованиям. Учреждена в память о Лермонтове и в год его 170-летия, поэтому называется Лермонтовской. Сам гений русской словесности Михаил Юрьевич Лермонтов ушёл из жизни молодым, а стихотворение «Чаша Бытия», в честь которого поименована премия, написано им в 17 лет. Поэтому логично, что лауреатами премии становятся молодые поэты. В разные годы лауреатами премии «Чаша Бытия» становились молодые поэты Анастасия Кольцова, Александр Москвин, Дарья Панина, Полина Пороль, Наталья Борисова, Анастасия Устинова… Все эти молодые поэты с честью несут звание лауреатов премии «Чаша Бытия», на сегодня став уже авторами книг, вышедших в Оренбурге, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах. Продолжая публиковаться в альманахе «Гостиный Двор», они расширяют географию своих публикаций в изданиях России и ближнего Зарубежья. С недавнего времени премия «Чаша Бытия» приросла номинацией и для совсем юных поэтов – авторов журнала «Гостиный Дворик», красочного полноцветного журнала-приложения к альманаху «Гостиный Двор». Обладателями сертификатов и подарков уже стали совсем юные стихотворцы - второклассница Настя Томина, пятиклассница Вика Симонова из литстудии «Детский стиль», которой руководит истинная подвижница Татьяна Будкова.
В этом году решением жюри премии «Чаша Бытия» стали молодые авторы альманаха «Гостиный Двор» - поэтесса Василиса Балыкина за поэму «Сказ об Ульяне» и поэт Сергей Макаров за подборку стихов. А в номинации «Юные авторы» лауреатами признаны юные поэты, школьницы Вероника Калинина и Алина Вахитова.
Одним из важных мероприятий Фестиваля стал коллективный литературный мастер-класс от гостей – ведущих поэтов Владимира Шемшученко, Марины Саввиных, Миясат Муслимовой и Бахыта Каирбекова, который они провели с молодыми поэтами Оренбурга. Шёл жёстко доброжелательный «разбор поэтических полётов» на основе текстов молодых авторов, кто возымел смелость представить таковые на суд маститых словотворцев…
А ещё фестиваль знаменателен тем, что в рамках его состоялось учреждение Ассоциации писателей Оренбуржья, в которую вошли Оренбургское отделение Союза российских писателей и Оренбургская региональная организация Союза писателей России, дабы без деления на корпоративность, вместе работать над общественно значимой проблемой информационного продвижения литературы на благо читателей. Собственно, разве не для этого изначально и создавался некогда единый Союз писателей СССР, призванный объединить писателей-профессионалов?..
Самое плохое во всём этом то, что всё хорошее быстро закончивается. Церемония закрытия Фестиваля «Красная Гора» прошла, по уже устоявшейся традиции предыдущих годов, на Красной Горе. Точнее, в посёлке Саракташ, где расположено ныне знаменитое на всю Россию место, одноимённое фестивалю. Место, где несколько лет назад в аутентичных исторических природных «декорациях» прошли съёмки художественного фильма «Русский бунт» по знаменитой повести Пушкина «Капитанская дочка». В своё время, чтобы написать эту повесть наряду с «Историей Пугачёвского бунта», Пушкин проделал огромный путь из Петербурга в Оренбург чуть ли не по всей европейской части России. Наш гений рассудил логично, что создавать историческое произведения нельзя без непосредственного соприкосновения с местом, где проходили события художественного повествования. И создатели фильма, к их профессиональной чести, приняв приоритетом принцип создателя «Капитанской дочки», сняли фильм «Русский бунт» на земле Оренбуржья, где этот самый бунт когда-то давно имел место быть. После окончания съёмок фильма на уникально красивой в плане природного ландшафта Красной Горе остались замечательные своей «винтажной» колоритностью декорации, ставшие местом паломничества туристов со всей России. И писатели, гости фестиваля, тоже по традиции всегда «идут в Гору» в завершении фестиваля.
А ещё посёлок Саракташ, к которому приписана Красная Гора, известен на всю Россию своей уникальной Свято-Троицкой Симеоновой Обителью Милосердия, фактически являющейся красивым православным городком на территории Саракташа. Он возведён в течение четверти века радением Настоятеля – Отца Николая Стремского. Перед литературным вечером церемонии закрытия Фестиваля «Красная Гора» (который прошёл опять-таки при полном аншлаге в районной Школе искусств), гости фестиваля и оренбургские поэты посетили Обитель. Побывали не только в православных храмах, которые во множестве не только возведены, но и продолжают возводиться на территории Обители. Но и были допущены в святая святых – иконописную мастерскую…
Гости Фестиваля – Владимир Шемшученко, Марина Саввиных, Миясат Муслимовна, Бахыт Каирбеков, выдающийся оренбургский прозаик Пётр Краснов, оренбургские поэты Виталий Молчанов, Павел Рыков, Наталья Кожевникова, Вячеслав Моисеев, Владимир Петров и «примкнувшая к ним» Диана Кан с подъёмом, хотя не без грустинки, провели заключительный поэтический вечер Фестиваля. А начальник управления культуры, искусства и образовательной политики министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Виталий Зимаков, закрывая фестиваль, озвучил приятную новость, что Фестиваль «Красная Гора», ещё не успев закончиться, уже вошёл в топ новостей Яндекса по России. Поблагодарив читателей и писателей, Виталий Юрьевич дал понять, что не исключает, что в дополнение к другим литературным – всероссийским и региональным - премиям Оренбуржья, может появиться ещё одна премия – для писателей-фантастов. Ведь в годы войны в Оренбургскую область были эвакуированы братья Стругацкие, чьи произведения стали едва ли не титульными для отечественной фантастики. А в одном их произведении фигурирует планета с именем, созвучным Саракташу – Саракш.
Если говорить об общественно-политической и культурной значимости Фестиваля национальных литератур «Красная Гора», который стал своеобразным литературным и культурным брэндом Оренбуржья, то стоит вспомнить о том, что ещё со времен советской империи и с учётом её позитивного опыта, литературные скрепы являлись едва ли не приоритетными в столь огромной и столь полиэтничной стране, как наша. И эти скрепы актуальны сегодня не только для нашей страны, но и всего пост-советского неоглядного пространства, которое было, осталось и пребудет многонациональным и многоконфессиональным! На территории одного только Оренбуржья, сегодня фактически являющегося форпостом на южных рубежах страны, проживает более ста национальностей!
Полиэтничность Оренбургского края становится особенно наглядной при посещении Национальной деревни в Оренбурге – любимого места отдыха горожан и гостей города. Подворья – русское, чувашское, мордовское, немецкое, украинское, армянское, татарской, башкирское, украинское… (легче перечесть, каких нет!) расположились рядом друг с дружкой. Каждое из подворий является комплексом, в который входит музей народного быта и ресторан или кафе национальной кухни. В этот раз гости фестиваля посетили белорусское подворье, где казахский поэт и режиссёр Бахыт Каирбеков особенно оценил белорусские пельмени-колдуны!
Ну и в завершение фестиваля и материала о нём предоставим слово инициатору «Красной Горы» - поэту, председателю Оренбургского отделения Союза российских писателей и директору Оренбургского областного Дома литераторов Виталию Молчанову: «Отрадно, что в 2016 году Фестиваль «Красная гора» получился на редкость интересным и зрелищным. Именно через литературу мы учимся понимать народы нашей необъятной многонациональной страны, их обычаи и традиции. В этом основная, как сейчас говорят, фишка Международного фестиваля содружества национальных литератур «Красная гора» – в симбиозе непохожести и сходства авторов, пишущих на разных языках, но старающихся сделать современный мир чище и лучше. От всего сердца хочу поблагодарить всех причастных к организации Фестиваля – Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, Департамент молодёжной политики Оренбургской области, и, самое главное, моих дорогих коллег – сотрудников Областного Дома литераторов им. С.Т. Аксакова – за прекрасно выполненную работу. Фестиваль содружества национальных литератур «Красная Гора» – это живой организм, постоянно растущий, формирующийся и развивающийся. Я считаю, что он крайне необходим в наше непростое время».
Комментарии пока отсутствуют ...