Из книги В. Грибкова-Майского «На берегах Каменки и Медведицы. Из истории тверских семей»
Что касается Грибковых, то, несмотря на то, что это простая русская фамилия, она, почему-то, встречается не так часто. В то же время, для Рамешковского района Тверской области – это не редкость. В далёкие времена эта земля называлась Каменным станом и входила в административно-территориальное деление средневековой Руси под названием «Бежецкий Верх».
Дело в том, что мой отец М.Е. Грибков родился в д. Якимково. В этой же деревне жили ещё Грибковы, но были эти семьи в родственных отношениях или нет, не знали уже и мои родители. В книге «Рамешковский район, населённые пункты» в статье об этой деревне среди «старинных фамилий жителей» названы и Грибковы.
Но кроме Якимково, Грибковы также указаны среди исконных жителей ещё нескольких деревень Рамешковского района: Хорошево, Цепелиха, Старово, Быково и Селютино.
Дополнительную информацию о расселении Грибковых в Рамешковском районе можно получить и в «Книге Памяти Тверской области», том 5 (Тверь, 1994), где среди погибших жителей района значится 14 Грибковых, которые были призваны в разные годы из следующих деревень: Заручье (Бакшинского с/с), Заручье (Заклинского с/с), Литиково, Казуриха, Исачиха, Власиха, Дуброво, Шуя, Савиха, Новое, Летнево, Чернево, Козикино, Большое Хорошево и ещё д. Колдово.
Из д. Шеломец был расстрелянный в 1937 году Грибков Василий Матвеевич.
Были среди Грибковых-рамешковцев и свои герои – это Грибков Николай Николаевич, ставший полным кавалером ордена Славы, который родился в д. Козикино.
В соседних районах Грибковых было на порядок меньше. Среди павших жителей Бежецкого, Краснохолмского и Максатихинского районов их было, соответственно: 1;5;1. А в Молоковском районе Грибковых в этих скорбных списках вообще не значится.
Ещё одним источником нужной информации могут служить телефонные справочники Рамешковского района, где Грибковы указаны в уже названной деревне Власиха, а также в сёлах Замытье и Алексеевское. В д. Городок жила наша семья, а в д. Дмитровка – брат отца В.Е. Грибков.
Были свои Грибковы и в д. Коростелево (Заклинского с/о).
Получается, что всего Грибковы проживали или проживают в 28 населённых пунктах Рамешковского района. И это только то, что удалось подтвердить документально. Можно лишь догадываться, сколько Грибковых было в этих краях в дореволюционные и довоенные годы.
Всё вышесказанное говорит о том, что для Грибковых Рамешковский район был на протяжении долгого времени традиционным местом проживания. Подтверждение этому является и то, что все Грибковы, которых мне приходилось находить в Твери, были выходцами из Рамешковского района.
Но если это так, то почему в Рамешковском районе нет ни одного топонима, и в первую очередь среди населённых пунктов, в названии которых была бы отражена эта фамилия? Ведь были же в д. Соколово свои Соколовы, в д. Григорово – Григорьевы и т.д.
И здесь можно лишь предположить, что Грибковы пришли на Рамешковскую землю, когда она была уже довольно густо заселена представителями других крестьянских родов. И тогда сразу возникает вопрос – откуда?
Ориентиром в наших поисках могли бы послужить деревни и сёла с характерными названиями и, которые, скорее всего, могли бы находиться в сопредельных районах, ведь речь идёт не о великом переселении народов, а о внутрирегиональной миграции отдельных групп населения. Справедливости ради надо сказать, что деревни Грибково есть во Владимирской, Ленинградской, Вологодской областях.
В моих поисках, как это часто и бывает, помог случай. Работая над статьёй о великом нашем соотечественнике Афанасии Никитине, совершившим в конце XV века своё знаменитое путешествие в Индию, помимо первоисточника – его книги «Хожение за три моря», я обратился к Житию Преподобного Макария Калязинского (Колязинского), так как именно этот выдающийся православный деятель благословил Никитина на его путешествие.
И здесь меня ждало маленькое открытие, которое вполне может стать отправной точкой. В житие говорилось следующее: «Макарий, преподобный, игумен Калязинский, в миру Матфей, был сыном неких Ирины и Василия, по прозванию Кожи, славного воина, бывшего в услужении у вел. Кн. Василия Василиевича. Родился преподобный в восьми верстах от города Кашина, в селе Грибкове, что ныне Кожино. Пришед в совершенный возраст, он сочетался, по воле родителей, браком с благородною девицею, Еленою Яхонтовою».
Будущий Преподобный родился в 1400 (по другим данным в 1402) году, причём село, где он родился, называют ещё как Грибково, которое в то время принадлежало его отцу боярину Василию Кожи. Уже в житии указывается на то, что это было прозвище отца будущего Святого, которое стало со временем их фамилией, и что впоследствии привело к изменению названия и села. Из чего вполне можно предположить, что предыдущие владельцы села, которыми вполне могли быть и родители боярина Василия, могли, в свою очередь, носить фамилию Грибковых.
На этом, казалось бы, можно было поставить точку, но дело в том, что ни в одном из словарей русских фамилий такая простая русская фамилия «Грибков» не попала. Ещё больше путаницы внесла информация о том, что Грибковы были исконными жителями города Касимова Рязанской области. Всё дело в том, что в середине XV века великий князь Московский Василий II (Тёмный) «пожаловал» город казанскому царевичу Касиму, сыну золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Так образовалось удельное «Касимовское ханство», находившееся в прямой зависимости от великого князя и простиравшееся на 200 вёрст вокруг Городца Мещерского. После смерти Касима его сын Данияр назвал город в честь отца городом Касима, впоследствии просто Касимов.
Кстати, из Касимова происходила семья художника С.И. Грибкова, чьи работы есть и в собрании Тверской областной картинной галереи.
Многочисленные родственники нашей семьи проживали довольно компактно на территории одного района и поэтому чуть ли не в каждой соседней деревне был кто-то из своих: в д. Городок – Грибковы, Мурашовы, Ласточкины; в д. Якимково – Мурашевы; в д. Горолысово – Снежковы; в д. Дмитровка – Грибковы; в д. Леоново – Мурашовы, Беловы; в д. Святое (Медведица) – Ступины; в д. Соколово – Громовы; в д. Сидорово – Ионовы, Фроловы, Рыжовы, Юровы; в д. Прудово – Пулькины; в д. Селище – Пулькины; в д. Матренино – Торбины; в д. Дупля – Разгуляевы; в д. Алхимково – Корниловы, Беловы, в д. Ново-Михнево – Слепневы, а также в деревнях Плосково, Каменка и многих других.
В иные годы общая численность этого крестьянского клана вполне могла достигать тысячи человек…
Вместо послесловия
Старый Бежецкий тракт
Старый Бежецкий тракт,
Едем точно на Север.
Старый Бежецкий тракт
В обрамленье лесов.
А в полях васильки,
Да ромашки, да клевер.
А в небесной дали
Птичий звон голосов.
Старый Бежецкий тракт –
Моя память и совесть.
Эту землю прошли
Мои предки не раз.
А теперь мой черёд
Дописать свою повесть.
И по тракту вдвоём
Едем с сыном сейчас.
Старый Бежецкий тракт –
Боль потерь и утраты.
Боль за павшие храмы,
За измену и ложь.
И за это, за всё.
Только мы виноваты,
А других виноватых –
Где теперь их возьмёшь?
Старый Бежецкий тракт –
Млечный путь наш отныне.
Старый Бежецкий тракт –
Не свернуть, не сойти.
Мы родные места
Никогда не покинем.
И другую Россию
Нам нигде не найти.
Старый Бежецкий тракт.
Да, поможет нам Боже.
Мы осилим наш путь,
И закончим дела.
В край, что Бежецким Верхом
Называем мы, всё же
Не случайно дорога
Нас с тобой привела.
Комментарии пока отсутствуют ...