Импрессионизм возвращается?

1

8464 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 85 (май 2016)

РУБРИКА: Интервью

АВТОР: Курганов Алексей Николаевич

 

 

Импрессионизм возвращается? (разговор с культурологом)

Разговор с культурологом

 

 

Недавно задался вопросом: среди профессиональных праздников существует ли ДЕНЬ ХУДОЖНИКА? Начал выяснять – выяснил любопытное: как такового, ЕДИНОГО дня художника не существовало и не существует до сих пор. Причём не только в мире, но и  у нас в стране. Курские живописцы отмечают его в начале августа, а вот их соседи, липчане – 25 декабря, по дню образования Липецкого отделения Союза художников России. А в Мытищах этот день определён 8 декабря, по образованию Международной Ассоциации. Так что каламбур полнейший (впрочем, художникам это свойственно). Хотя здесь всё же намечается некая упорядоченность: вот уже несколько лет многие художники и их объединения по всему миру проводят День художника 25 октября, в день, когда родился Пабло Пикассо, которого многие считают великим художником 20 века.

 

Как вам, Сергей Владимирович, такая дата? – спрашиваю моего давнего знакомого, выпускника Ленинградской Академии культуры, культуролога Сергея Коновалова.

 

– Вполне логично. Хотя лично я отмечал бы этот день 24 июля, в день рождения Репина. Потому что это такая творческая необъятность, такая творческая глыба, особенно в исторической и портретной живописи, которую мы не постигли в должной мере и до сих пор. Кстати, совсем недавно перечитал его записки «Далёкое близкое» и снова поразился, как же он не любил писать и говорить о себе. Мог бесконечно рассказывать о Крамском, о Куинджи, Васильеве, Поленове, а вот о себе…

 

Как известно, Репин был представителем старой академической школы русского реализма. А как он относился к импрессионистам?

 

– Одним из любимых учеников у него был Валентин Серов. Собственно, Репин и стал его «крёстным отцом» в живописи. Вот вам и ответ на вопрос.

 

Наталья Ковалёва. Иллюстрация к расс казу Сергея Калабухина Рифы любви Недавно  увидел рисунки молодой коломенской художницы Натальи Ковалёвой. Долго не мог понять, что меня в её, казалось бы, совершенно бесхитростных натюрмортах и пейзажах «зацепило», но всё же понял. Рисунки напомнили мне ранние работы Василия Кандинского. Посмотрел работы других художников, в том числе и подмосковных: Валентина Двинянинова, Геннадия Самоходкина, Надежды Лаврентьевой – и все они всё с той же схожей игрой цвета и теней, с той же манерой письма. Такое впечатление, что импрессионизм, так незаслуженно забытый в конце прошлого века, возвращается. У вас нет такого ощущения?

 

– Пожалуй, только оно несколько иное. Импрессионизм как стиль живописи, конечно, ни в какое забытиё не уходил. У него вообще очень интересная судьба. Когда Клод Моне своим теперь уже знаковым пейзажем «Впечатление. Восходящее солнце» произвёл настоящий фурор в изобразительном искусстве, то буквально после выставки этот успех сменился на откровенную чуть ли не травлю. И такие «скачки», от мгновенного обожания до моментальной ругани, сопровождали и сопровождают импрессионизм всю его историю. А, если говорить о той первой импрессионистской выставке в 1874 году, где впервые и выставилось названное полотно Клода Моне, в этом году импрессионизму исполнилось ровно 140 лет.

Что касается современных российских импрессионистов, то их немало. Например, Сергей Панин, Анна Чарина, Александр Шакаев, Валентин Коротков. А целая творческая школа Игоря Сахарова? Можно назвать и многих других, это не проблема.

 

Михаил Абакумов. Жёлтые розы– Сергей Владимирович, а вы не видите импрессионистских настроений в творчестве нашего замечательного, увы, покойного земляка, Художника действительно с большой буквы Михаила Георгиевича Абакумова?

 

Я не большой специалист по живописи, но знаю, что Абакумов был признанным мастером-цветовиком. Причём свобода композиционного мышления позволяла ему решаться на очень смелые художественные решения не только в цветовой гамме, но и в сочетаниях света и тени. К слову, его весенние пейзажи запоминаются именно светом, а не цветом. Абакумову не было равных в передаче тончайших нюансов природы: рассветов, закатов, сумерек и тому подобное. Ему удалось понять и раскрыть секрет соединения световых и тональных сочетаний. Его мало интересовала статика, его стихией была динамика (недаром Абакумов признан непревзойдённым мастером изображения воды). А к чему стремились те же Моне, Ренуар, Дега, Кандинский и другие их последователи? К отображению РЕАЛЬНОГО мира именно в его подвижности, в его изменчивости! Так что элементы импрессионизма в работах Абакумова безусловно есть.

Михаил Абакумов. Синеет февраль

Кстати, об упомянутом вами Пикассо. Он же тоже начинал с экспериментов с цветом. Это хорошо видно в одной из его ранних работ «Женщина с пучком волос».

 

Но ведь Абакумова постоянно позиционируют как  представителя  классической русской школы живописи…

 

Да и слава Богу! Тогда ответьте на вопрос: а что такое классическая русская живописная школа? Берёзки у пруда и покосившиеся церквушки? Такой ответ даже примитивным не назовёшь! В русской школе великое множество течений и стилей, и один из самых заметных и значимых – это, конечно, импрессионизм.

 

Спасибо, Сергей Владимирович, за разговор. Надеюсь на его не менее интересное продолжение.

 

 

 

Спецодежда в Подольске доступна в магазине «Строй Ассорти». Здесь можно купить одежду для электриков, сантехников, слесарей. В комплекте куртки, костюмы, сапоги, перчатки, берцы и комбинезоны. Одежда предназначена на разные сезоны. Продукция высокого качества по доступным ценам. Кроме того, одежда подойдёт для рыбаков и охотников. 

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов