Из записной книжки писателя
Чичиковым, по замыслу Гоголя, руководит корысть, корысть и ещё раз корысть. Он скупает для вывода в Херсонскую губернию … мёртвые души, живые по документам (умершие в период между переписями).
В то время, если вспомнить историю, осваивалась огромная территория Новороссии, где земля раздавалась бесплатно. Кроме того, при заселении южных губерний на «прокорм» крепостных душ банки выдавали дотации – по 200 рублей за одну душу. При достаточно большом количестве крепостных душ получалась сумма довольно внушительная.
Таким образом, гением Гоголя Чичиков придумал грандиозную аферу, которую ныне, уже в политической сфере, пытаются воплотить в жизнь яценюки-турчиновы и другие проходимцы иже с ними, совершившие государственный переворот на Украине.
***
При чтении нового романа известного российского прозаика, литературного критика, публициста Светланы Замлеловой «В некотором царстве» возникает аллюзия литературная.
Екиму Петунникову, герою романа, явился на ярмарке в Старой Руссе престранный тип с большущим мешком. В этом мешке, как оказалось, он носил мёртвое тело из осквернённой им могилы своего обидчика, ушедшего в мир иной и не успевшего/не захотевшего расплатиться перед тем сполна со своим кредитором.
Петунников, которому его отец, московский купец, выделил 300 рублей на начало собственного дела, в конце концов отдаёт эти деньги незнакомцу в счёт долга покойного и, забрав у него мёртвое тело должника, вновь предаёт его земле.
В отличие от Чичикова его антипод, живущий примерно в ту же эпоху, по замыслу современного прозаика, продолжателя гоголевских традиций в русской литературе, не корыстью руководствуется, а желанием спасти свою душу.
***
«Светлана Замлелова, – пишет в одной из рецензий, посвящённых её творчеству известный писатель, литературный критик, переводчик Юрий Лощиц, – воспитана на русской традиции негромкой и ненадрывной смеховой культуры, идущей к ней от Чехова, а то и прямиком от Гоголя. Она не считает нужным скрывать эту свою родословную».
Читая новый роман Светланы Замлеловой, невольно вспоминаем и лирическое отступление в конце поэмы «Мёртвые души». В этой развёрнутой метафоре Русь сравнивается с птицей-тройкой. Гоголь восхищается силой, стремительностью тройки, являющейся образом Руси, неудержимо несущейся вперёд в будущее.
Яркий пример «ненадрывной смеховой культуры» у Замлеловой в романе сознательная подмена высокого гоголевского образа «птицы-тройки» приземлённым, бытовым – козой, на которой, ежели она хромая, до цели или вовсе не добраться, или весьма и весьма затруднительно.
А Петунникову после странствий по Руси давно пора возвращаться домой, в Москву. Вот и коза сгодилась.
И вновь полемичный диалог с классиком. У Гоголя Вакула-кузнец, оседлав чёрта, летит в Петербург. У Замлеловой Петунников возвращается в Москву, оседлав ведьму.
Однако птица-коза, в которую обернулась эта особа, оказывается не столь покладистой, как чёрт у классика.
Вот и Москва. Но не у родительского порога они приземлились, а в разбойном месте. Героя ждут новые испытания, из которых он выходит с честью.
Птица-коза у Замлеловой – образ метафорический, близкий к русским народным сказкам. Он символизирует преодоление непреодолимого, торжество добра над злом.
…С романом «В некотором царстве» мы познакомились пока по трём фрагментам, опубликованным в литературных журналах «Великороссъ» и «Камертон». С нетерпением ждём книги.
Итальянская мода 2016 – на сайте «Италия Репорт. Всё самое интересное об Италии». Вы также найдёте здесь описание крупнейших итальянских городов, а также информацию о том, как в Италии отмечают Пасху. Познакомитесь с итальянской модой и модными трендами на 2017 год. Есть кое-что на сайте и об агротуризме, новом и очень модном туристическом направлении; о горнолыжных курортах и о пляжном отдыхе. А ещё о спорте в Италии, об итальянской национальной кухне и о том, как живут на Апеннинах наши соотечественники.