Всеобщее беспамятство

5

1778 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 173 (сентябрь 2023)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 
2877423474.jpg

Мудрость – явление редкое и драгоценное. Настоящая глубокая мудрость прорастает в человеке по мере приобретения опыта. Однако – не всякого опыта: не всякий, обременённый тяжестью прожитых лет старик, становится мудрым. Ценность имеет только тот опыт, который приобретается в результате преодолений многочисленных трудностей, лишений, иногда тяжких болезней, особенно – опыт ошибок, критических неудач и поражений, умения выстоять, не сломаться и победить в, казалось бы, безнадёжных ситуациях, и всё это – при неизменной склонности субъекта к анализу, самоанализу и логическим умозаключениям. Мудрый человек с годами приобретает способности, во-первых, к необычайной прозорливости – объёмному видению всех предметов и явлений бытия в их сложной системной взаимосвязи и, во-вторых, – в способности предвидеть в будущем последствия текущих событий.

Как многие граждане, достигнув весьма преклонного возрасти, я, к сожалению, не обрёл искомой мудрости, вследствие чего по-прежнему проявляю излишнюю доверчивость и совершаю множество ошибок, нередко – совсем глупых. Однако жизнь во «времена перемен» волей-неволей учит многому, учит даже тех, кто совсем не хочет учиться. Меня полвека педагогической работы тоже кое-чему научили, прежде всего – сравнительному анализу происходящего и установлению  системных взаимосвязей многих явлений. И многолетний анализ привёл меня к определенным выводам. Это – невесёлые выводы.

 

Сегодня только слепоглухонемые не видят, как сильно за последние три десятка лет деградировало наше, российское, образование. Разгром созданной ещё в 1940 году системы профтехобразования, тяжкие последствия бездумного внедрения ЕГЭ и чуждой нам болонской системы, постепенное (но неуклонное) сворачивание воспитательной работы с учащимися – это только некоторые эпизоды деградации, которая проходила на наших глазах (нередко с нашего молчаливого согласия) и шла непрерывно с нарастанием. Сегодня деградация образования стала  очевидной. Угрожающе опасной! Создалась почти тупиковая ситуация, и ни самые авторитетные учёные мужи, ни высокие политики не знают, как из неё выруливать. В очень сегодня актуальном патриотическом воспитании молодёжи (составной части образовательного процесса) положение аналогичное.

Трудно сказать, с чего всё начиналось. Возможно, с ХХ съезда КПСС (1956), когда по инициативе Хрущёва произошло скандальное развенчание «культа личности» Сталина, которое положило начало извращению истории СССР и смене идеологической и образовательной парадигм; возможно, это произошло во время визита в США (1992) первого президента РФ Ельцина, когда он заявил: «Я два раза облетел вокруг статуи Свободы и как будто – два раза вдохнул воздух свободы», а свою речь в Конгрессе США он завершил словами: «Господи, благослови Америку!», предав интересы своей страны; а может, это происходило в то время (1993), когда  Ельцин отдавал приказ танкистам стрелять по Белому дому в депутатов законно избранного Верховного Совета России.

Впрочем, путаница в идеологии и партийных умах происходила и раньше. Поскольку имя И.В. Сталина после ХХ съезда КПСС было табу, то многое из «сталинского» социализма преподносилось партийными историками в крайне урезанном или даже извращённом виде.

           

Вспоминаю год 1965-й, 9 Мая.

Впервые за последние 20 лет после Великой Отечественной войны у нас в городе Братске проводилась праздничная демонстрация в честь Дня Победы. На улице Мира напротив кинотеатра «Россия» выстроились колонны людей, все в плащ-палатках защитного цвета. Это были ветераны войны, и было их тогда около трёх тысяч человек. На праздничном митинге, председатель городского Совета ветеранов В.М. Янин, заместитель начальника Братскгэсстроя, сам бывший фронтовик, неожиданно произнёс слова, которых люди давно не слышали: «Слава организатору и вдохновителю всех побед нашего народа Верховному главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину!». После этих слов над толпой вдруг повисла мёртвая тишина, которая через мгновение взорвалась могучим троекратным солдатским «Ура!». Когда началось шествие ветеранов, на лицах многих были слёзы: люди услышали то, что давно не слышали, то, что для всех было дорого. Мы со школьниками и студентами в тот раз не участвовали в праздничном шествии – только аплодировали ветеранам. Было очень трогательно.

Это было в первый год прихода к власти Брежнева. К сожалению, в течение последующих 30 лет такие шествия в нашем городе не проводились, и только в 1995 году в честь Дня Победы стали проходить и общегородские праздничные демонстрации, и различные развлекательные мероприятия. И все эти годы имя Сталина и в учебниках, и на телевидении, и  в газетах упоминалось крайне редко, обычно – в связи с репрессиями. В течение нескольких десятилетий нашему народу внушали (и многим таки внушили!), что Сталин – отрицательный исторический персонаж. И на него повесили всё худшее, что было при советской власти. Процесс десталинизации шёл многое годы и продолжается в настоящее время, нанося огромный ущерб международному авторитету нашей страны и принижая значимость ратного подвига миллионов солдат, которые шли в бой «за Родину, за Сталина!».  Всё это не могло не сказаться на качестве воспитательной работы с молодёжью.

 

Пока у руля была партия коммунистов и господствовала идеология активного оборончества («Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!»), стимулировались всевозможные формы военно-патриотической работы, начиная с уроков начальной военной подготовки, кружков и секций по военно-прикладным видам спорта при ДОСААФ, пионерской игры «Зарница», соревнований по стрельбе и разборке-сборке АК,  многообразных мероприятий, посвящённых ВОВ, и кончая тимуровской работой по оказанию помощи немощным бабушкам и дедушкам и обязательным чествованием ветеранов войны, блокадников Ленинграда, героев тыла и узников фашистских лагерей.  По инерции вся эта работа продолжалась и после распада СССР, до начала 2000-х годов. Мы, педагоги тех лет, понимали, что нельзя иначе.

Так, задолго до общегородских праздничных шествий мы в нашем техникуме 8 мая обычно проводили праздничные классные часы, потом учащиеся дневного отделения (около полутора тысяч человек) выстраивались в длинную колонну, в голову колонны вставала группа ветеранов войны (их у нас было восемь человек), и по улицам города торжественным маршем мы шли к Мемориалу Славы. Там у Мемориала мы проводили  митинг, звучали слова из «Реквиема» Роберта Рождественского: «Помните! О тех, кто уже не придёт никогда! Помните!..» Была минута памяти, минута молчания. Мы возлагали к Вечному Огню цветы и гирлянду из еловых веток, обходили по кругу Мемориал, читая набранные металлическими буквами фамилии тысяч наших земляков: Дубыниных, Метляевых, Московских, Непомнящих,  Париловых, Погодаевых, Седых, Хромовских, Шаманских и многих других, погибших на войне. Так было в течение многих лет. 

Практика чествования ветеранов ВОВ и встреч с ними в школах, училищах, техникумах и вузах в советские годы была общепринятой, привычной, и эта практика ещё сохранялась в начале нулевых годов. На торжествах, проводимых в учебных заведениях, дворцах культуры и клубах рассказывалось о битве под Москвой, Сталинградской битве, битве на Курской дуге, о Берлинской, Пражской и других операциях, о нашем земляке Степане Погодаеве, повторившем на Сапун-горе в Севастополе подвиг Матросова, и о других героях-братчанах.  Рассказы о памятных событиях ВОВ и её героях, особенно о сибиряках, звучали и на уроках истории, и на митингах, и в телепередачах.  Так было принято. И наши дети привычно считали себя наследниками воинов-победителей и гордились своей страной, одержавшей Великую Победу.

Но шло время, и стало происходить что-то  непонятное. Понемногу стихала риторика о войне, всё меньше стали говорить о великих и тяжелейших битвах, все больше воздерживались от упоминания, какой ценой завоевано наше благополучие. Реже стали упоминать имена маршалов Победы Жукова, Рокоссовского, Конева и других. Имя Сталина – Верховного Главнокомандующего Победы – по-прежнему было табу.

А с переходом в 1990-е годы к капиталистическому образу жизни началось реформирование образования, которое поначалу казалось в чём-то даже целесообразным. Так, в средних школах, ПТУ и ссузах была отменена начальная военная подготовка (НВП) и введён предмет под названием «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), прозванный учащимися: «спасайся, кто может». Но дело не только в этом. Понемногу по-тихому военно-патриотическая работа с учащимися начала сворачиваться. И про те большие и малые, индивидуальные и массовые дела, которые ещё не так давно делались привычно и повсеместно, уже никто не говорил. Как будто забыли. Все дружно забыли, что надо делать!  

 

Недавно, в День Победы, мэр города С.В. Серебренников, поздравляя братчан с праздником, рассказывал, как они вместе с председателем городской Думы Л.М. Павловой ездили с поздравлениями и подарками по квартирам ветеранов войны (их в городе в живых осталось всего 9 человек), как их чествовали. И это было прекрасно!

Однако…

В течение нескольких последних лет ни школы, ни другие учебные заведения уже не зовут к себе ни ветеранов, ни детей войны, и ученики их тоже не навещают. И никто не говорит, что это нехорошо, что нельзя забывать стариков, потому что они – не только хранители памяти о прошлом, они часть нашей истории, живые её участники и творцы. И тот, кто не знает истории, не обращается к её урокам, не сможет правильно ориентироваться в происходящих событиях и будет нещадно бит.

Беда в том, что сегодня всеобщее беспамятство повсеместно, от высших властных структур до низших, становится стилем нашей жизни.

           

Вот идёт праздничный концерт в ДК «Братск-Арт», посвящённый Дню Победы.

Всё как всегда: современный отлично оборудованный театральный зал, полностью заполненный  (около тысячи зрителей),  на сцене прекрасные артисты, особенно танцоры и певцы, блестяще исполняются песни и танцы. Хор соловушек-мальчиков великолепен! Красивая девушка с чувством старательно поет: «Ах, война, что ты сделала, подлая!» Всё артистично, талантливо, «клёво». Временами довольно трогательно. Однако почему-то  в ходе сценария не названа ни одна памятная дата, ни одно имя: ни солдата, ни маршала. Всё обезличено и не привязано к конкретным местам и событиям. И ни слова – о героях-братчанах. Много какой-то сентиментальной болтовни вместо прочувствованного рассказа о конкретных военных действиях. Почему-то совсем не исполняются фронтовые песни, которые знает и с любовью поет весь мир (такие, как «Катюша», «В землянке», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и многие другие; помнится, ещё лет десять назад эти песни вместе с артистами с большим подъёмом пел весь зал!). А вот красиво исполненные новые, незнакомые песни совсем не впечатлили: они были удручающе посредственными.

Ещё раз подумалось: такое обезличенное празднование Великих событий без рассказов об этих событиях рано или поздно сыграет с нами, пассивными  зрителями, злую-презлую шутку. Мы будем и дальше продолжать  тупеть от  таких мероприятий. Ну, мы, старики, всякое видели-перевидели  и потому как-нибудь сдюжим, перетерпим очередные волны современной дурости. А вот наше подрастающее поколение может не выдержать натиска безмозглого беспамятства.

Важно еще вот что. Поскольку 9 Мая – Праздник «со слезами на глазах», то, думаю, пора – пора! – показывать со всех сцен и экранов ещё и то, что вызывает слёзы – трагизм героев первых дней и месяцев войны и горечь наших тяжких поражений, зверства «обыкновенного» фашизма, будни Освенцима и Дахау, голод и нищету нашего народа и то, как бабы впрягались в плуг и пахали. И – страшный полумёртвый блокадный Ленинград! Думая о войне, люди должны не только радоваться одержанной Победе, но и скорбеть от того, что за неё пришлось заплатить страшно дорогую цену.

Ничего нельзя забывать! Memento mori!

И ещё: на торжестве должны присутствовать не только самые-самые заслуженные и уважаемые ветераны, но и обязательно дети, подростки, юноши и девушки, отличившиеся в учёбе и труде и получившие право участвовать в празднестве..

Но чтобы так было, надо работать по-другому.  

 

Последовательно борясь с коммунистической идеологией, наша страна в последние десятилетия скатилась в смрадное болото деидеологизации, в котором водится всякая нечисть. И мы добились поразительных результатов – весьма печальных!

Мы вырастили массу беспамятных половозрелых молодых потребителей, которые твёрдо знают, что смысл жизни в том, чтобы любыми путями разбогатеть и иметь возможность покупать всё, что захочется. Они считают, что их родина там, где хорошо платят. Старики? Ветераны? По их мнению, уважения заслуживают только те старики, от которых можно получить какую-то пользу, остальные – ненужный балласт. Армия? Служить в армии для них нежелательно – пусть служат те, у кого мало масла в голове. Они самоуверенны и нелюбопытны. Многие верят в свои здравые наблюдения (например, в то, что поскольку солнце каждый день всходит на востоке и заходит на западе, значит, солнце вращается вокруг земли). О войне у них довольно смутные представления: некоторые считают, что во Второй мировой войне русские вроде бы помогали американцам воевать с немцами; что Берлин штурмовали наши штрафные батальоны и роты, сплошь состоящие из бывших зэков, сидельцев ГУЛАГа, и взяли они Берлин только потому, что за их спинами стояли с пулемётами заградотряды из гэбистов. И всеми ими командовал звероподобный Сталин. Когда 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция, сотни тысяч (!) этих ушлых ребят рванули в Казахстан, Монголию, Грузию и в другие страны, чтобы, не дай Бог, не попасть под мобилизацию.

 

Возникает вопрос: что же теперь делать?

Мы отчётливо начинаем понимать, что отсутствие идеологии, в том числе идеологии патриотического воспитания привело нас к тому, что мы сегодня имеем. Стало понятно, что нельзя строить иллюзии о том, что наша молодёжь будет патриотичной, преданной своему отечеству без чёткой системы воспитательной работы. Патриотизм нужно воспитывать с пелёнок.

Патриотическое воспитание не обязательно должно быть коммунистическим. С древних времён (вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим) система воспитания, особенно, юношей, была нацелена на подготовку к защите своего отечества.

В наше время во многих, далёких от коммунистической идеологии странах, патриотическое воспитание проводится вполне успешно. Даже в США, этом оплоте империализма, в большинстве школ и детских садов (!) ежедневно (!!) проходит торжественная церемония поднятия флага страны и произнесение каждым учеником клятвы верности флагу. Также практикуется исполнение гимна США. Ученики, стоя, положив правую руку ладонью на сердце, произносят клятву и поют гимн. Практикуют этот ритуал американцы аж с 1892 года! Многие страны – Турция, Индия, Китай, Чехия и другие, проводят похожие ритуалы. И это только – начало, после которого идёт долгая, хорошо продуманная работа.

Наше Минпросвещения тоже приняло решение с 1 сентября с.г. каждую учебную неделю начинать с поднятия флага и исполнения гимна РФ. Также с нового учебного года в 10-11 классах в курс ОБЖ будут включены основы военной подготовки. Что ж, в добрый путь!

Вроде бы, лёд тронулся – сделаны первые шаги. Теперь – дело за малым: нужно восстановить всё лучшее, что у нас уже было. И всерьёз взяться за дело.

Надо только захотеть.

У нас должно получиться. 

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов