16/03/2016 Приближение приговора Надежде Савченко, обвиняемой в соучастии в убийстве 17 июня 2014 года сотрудников телеканала ВГТРК Антона Волошина и Игоря Корнелюка, вызвало бурю возмущения в среде российской оппозиции. Ряд топовых представителей либеральной интеллигенции уже назвали Савченко «героиней», подчеркнуто апеллируя к ее голодовке и старательно уходя от характеристики ее деятельности в Донбассе, разве что заявляя, что она – кадровый офицер и «защищала свою родину».
Начнем с статуса Савченко. «Надежда является кадровым офицером ВСУ, но в период описываемых событий находилась в отпуске, участвовала в боевых действиях в составе батальона Айдар. Это парамилитарное образование, функционирующее в структуре МВД и созданное в результате президентского указа о добровольческих батальонах», – сообщил журналистам, едва взявшись за ее защиту, Марк Фейгин. Прямое признание защитника в том, что подсудимая, во-первых, не является «невинной жертвой», просто находившейся в «Айдаре» для обучения его бойцов, а, во-вторых, отсылки ее офицерскому чину ничего не стоят – воевала она «в отпуске» в рядах части с весьма сомнительной репутацией.
Что из себя представлял батальон «Айдар»? Создан в мае 2014 года, укомплектован из числа активистов Майдана (где во время беспорядков находилась и Савченко – видимо, тоже «в отпуску»). Неудивительно, что там («Азов» еще не заслужил эту сомнительную славу) оказался на тот момент и цвет местных праворадикалов.
Характерный пример. В июне 2014 года украинских телеканал «112» показал интервью с бойцом «Айдара» Владиславом Гораниным. Речь идет о лидере организации «Белый молот», на основе которой и еще нескольких организаций в ноябре 2013 года и был создан ныне запрещенный в России «Правый сектор» Майдана. В группе «Белого молота» в соцсетях цель этой организации была обозначена без обиняков: «Создание украинской Украины на основах национал-социализма». Спустя всего месяц после победы Майдана Горанин был арестован за организацию расстрела милиционеров с целью завладеть их оружием. О его аресте 21 марта сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков: «02.03.2014 года в 2 часа ночи на стационарном посту ГАИ № 502 по Броварскому проспекту города Киева были расстреляны 3 сотрудника полка ДПС ГАИ… Убийцы скрывались на Майдане… Сегодня задержан организатор убийства 25-летний житель города Киева, являющийся лидером неформального движения «Белый молот»… Факты, изобличающие преступников, абсолютны. Задержанные дали показания. Следствие располагает информацией, что данная группа лиц причастна к совершению и других тяжких преступлений». Но вскоре Горанин с подельниками оказывается без каких-либо объяснений на свободе, и в общем-то ясно, почему. Нужны каратели для осуществления АТО на востоке, а военные на тот момент воевать были не готовы. Из борцов за «национал-социалистическую Украину» в «Айдаре» укомплектовали целый взвод, о чем гордо сообщил в июне 2014 года духовный наставник радикалов языческий волхв, глава объединения «Великий огонь» Геннадий Боценюк: «Попытаюсь организовать интервью с командиром взвода «Белый Молот» батальона «Айдар». Мечеслав приехал на несколько дней в Киев». В интервью Мечеслав поведал о том, что «значительная часть общественного объединения «Белый молот» ныне пребывает в батальоне территориальной обороны № 24 «Айдар». Из другогозаявления Мечеслава следует, что он «привез в батальон 15 добровольцев из своей организации», при том, чтообщая численность «Айдара» изначально не превышала ста человек.
Можно вспомнить и находящуюся сейчас под арестом за убийство журналиста Олеся Бузины и расстрел милицейского патруля винничанку Виту Заверуху, отметившуюся в 2014 году участием в акциях националистов в родном городе, выстрелом из гранатомета по селу Широкино в Донбассе во время нахождения в «Айдаре» (одновременно Заверуха выложила фото с гранатой, на которой написано «Смерть православию») ифотографиями на фоне различной символики Третьего рейха.
Вот с такими вот нацистскими преступниками – в этих словах, как видим, нет никакого преувеличения или нагнетания – и приехала воевать вместе Савченко. Причем, вопреки уверениям Фейгина, в тылу она не отсиживалась. Один из бойцов батальона прямо назвал ее еще в 2014 году «командиром разведроты «Айдара».
О преступлениях батальона – захватах людей с целью последующего выкупа, грабежах, угонах автомобилей, рэкете и рейдерстве – данных опубликовано, в том числе Amnesty International еще в сентябре 2014 года, очень много. Признало это в конце концов и МВД Украины, вследствие чего «Айдар» был со скандалом переформирован.
Остановлюсь только на одном эпизоде. Схваченный «Айдаром» 25 мая 2014 года луганский протоиерей Владимир Марецкий позже рассказал, как его пытали в батальоне: «Сказать о том, что нас били – это ничего не сказать. Нас убивали. Нас расстреливали, нам ломали кости, нас били не только руками и ногами, но и прикладами и всеми подручными средствами». Он вспомнил, что «особенно проявила себя» Савченко: «Лично она предлагала всю нашу группу сдать на органы, чтобы заработать денег. Предлагала расстрелять нас, когда другие не согласились сдавать нас на органы, чтобы не тратиться на нашу доставку в СБУ. Лично она всячески пыталась нас уничтожить и лично принимала участие в садистских выходках, избивала нас с разными присказками». Не случайно, судя по всему, даже сослуживцыхарактеризовали Надежду как «е..анутую».
Чем такие персонажи привлекательны для нашей оппозиции? Во-первых, «украинство» с самых первых дней Майдана оказалось привлекательно как способ идентификации для определенной массы людей, которая, как в свое время говорил один видный демократ, «всегда болели против». Во-вторых, видимо, в действиях украинских карателей против «ваты» в Донбассе они видят подходящий пример того, как поступать с путинским большинством в России. «Законы поменялись, порядки упростились, – заявил летом 2014 года комбат «Айдара» Мельничук представителям Amnesty International. – Если захочу, я могу Вас прямо сейчас арестовать, надеть мешок на голову и запереть в подвале на 30 суток по подозрению в содействии сепаратистам». Избиения протестующих против прославления Бандеры на маршах в Москве, также при участии любителей неонацизма, – пока что проба этого…