1. СНАЧАЛА НЕМНОГО НОВОСТЕЙ
Чтение новостей не обходится без смеха — никакие маски-шоу не идут в сравнение с тем, что творится на полном серьёзе в политике или, вернее сказать, вместо политики. Но за смехом неизбежно проступают действительные проблемы, которые, кажется, никак не решаются, ибо абсурд должен продолжаться. Фарс, только фарс и ничего кроме фарса. Мир сходит с ума и требует безумств, как жертвоприношений.
Что празднует Болгария?
Болгария 3 марта празднует День освобождения от османского ига. Накануне праздника, 2 марта, новостные сайты взорвало сообщение, что в этом году на торжества пригласили президента Турции Реджепа Эрдогана, а Россию опять не пригласили. Объясняли это тем, что у Софии более тесные политические контакты с бывшим поработителем, с Анкарой, чем с освободительницей Россией. Мол, освобождение Болгарии — весьма спорный вопрос для болгарской истории, и после 1878 года, после «вторжения России», в Болгарии наступили гораздо более худшие времена. Основной же аргумент таков: в Болгарии было пролито больше турецкой крови, чем русской. В таком случае, что празднует Болгария, как национальный праздник?
Историк Дарина Григорова, доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского, возмущается политикой властей: «Поляки не пригласили Россию на мероприятия по поводу освобождения Освенцима Красной Армией, из-за чего в Польшу не приехал и израильский премьер — в знак солидарности с российским президентом. Сегодня наши евроатлантические власти не приглашают официальных российских представителей на празднование нашего Освобождения от османского рабства посредством русско-турецкой войны».
Почти 5 столетий Болгария входила в состав Османской империи — с 1396 по 1878 гг., и только в результате победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. был подписан Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей, благодаря которому Болгария обрела независимость от турок.
3 марта Болгария отреклась от приглашения Эрдогана. Нашли и того, кто эту новость придумал и запустил — им оказался некий Крум Фильовски, общественный активист, который настроен оппозиционно к действующему правительству.
Но представителей России действительно не пригласили.
Порносайт поздравил Горбачева с юбилеем
Следующая новость вполне в духе постмодерна. 2 марта первому и последнему президенту СССР Михаилу Горбачеву исполнилось 85 лет, в связи с чем один из крупнейших американских порносайтов изменил дизайн главной страницы. С помощью родимого пятна и очков символу ресурса — хомяку — придали черты сходства с Горбачевым. Кроме того, слоган сайта в день рождения Горбачева заменили на «Glastnost! Perestroika!». В ноябре 2015 года число зарегистрированных на этом сайте пользователей превысило 10 миллионов человек, — сообщает новостной ресурс lenta.ru.
КОлектив Молодих СОціально МОтивованих Людей (Ь) Справжніх (Ь) Козаків
Мэр города Комсомольска, что на Полтавщине предложил вопрос о переименовании города вынести на референдум. На заседании Полтавской ОГА он подчеркнул, что 98% жителей города выступили против переименования.
По итогам недавних слушаний горожане решили переименовать Комсомольск в Комсомольск (КОлектив Молодих СОціально МОтивованих Людей (Ь) Справжніх (Ь) Козаків), — сообщает Анатолий Шарий и напоминает, что по мнению директора Института нацпамяти Владимира Вятровича мнением местных общин относительно переименования городов можно пренебречь.
2. РЕАЛЬНОСТЬ — ЭТО МЫ
«Представляешь, а ведь папа её должен был получить распределение в Россию, а не на Украину», — рассказывает мне подруга о нашей общей знакомой. Да, отвечаю я, мы все — одна страна.
«Наверное мы и держим распавшуюся страну; и пока храним в себе её единство, есть шанс, что это произойдёт когда-нибудь в реале», — продолжает подруга. На что я совершенно искренне говорю: мы и есть реальность, только до сознания большинства не доходит этот неоспоримый факт.
Страна, в которой мы живём, такова, каковы мы. Жизнь, которую мы проживаем и передаём своим детям, всецело зависит от нас.
Но мы бездействуем, предоставляя возможность действовать всякого рода негодяям и проходимцам, которые и творят вместо нас нашу реальность.
3. КУДА БЕЖАТЬ?
Ещё Гераклит (6 век до н.э.), который «искал самого себя», понял: «всё течёт, все изменяется». Это видение текучести и изменчивости вещей приняли в себя последующие философы, особенно Платон и Гегель, и даже многие отцы Церкви. Наука лишь уточнила, проработала в деталях и по сути доказала древнюю идею текучести: квантовая теория — в физике, феноменология — в философии. Философские интуиции теперь перевоплотились в социальные технологии, с помощью которых пытаются изменить и мир, и человека. Творится что-то жуткое, камня на камне не осталось от устойчивой позитивистской картины мира, но в головах-то у нас именно она царствует, даже в головах христианских.
Ну, жили же мы как-то раньше в простоте неведения, и вполне справлялись с реальностью. Почему сегодня так остро встала проблема идентичности? Неужели возможно разумному человеку привить ложную идентичность, если даже берёзка не может перестать быть берёзкой и превратиться, к примеру, в ель? Джульетта говорит, что «роза пахнет розой, хоть розой назови её хоть нет» — права ли она? Разве приписывание ложных имён, свойств и связей приведёт к тому, что предмет перестанет быть самим собой?
Что верно для розы, не всегда верно для человека, обладающего сознанием. Ложная идентичность, прежде всего, симулякр естественной, она вытесняет и замещает собой природную. Потому нельзя игнорировать попытки прозападных технологов испортить русский дух, приклеиванием лживых ярлыков и переписыванием русской истории. На этот вызов времени следует ответить.
Ужас постмодернистских новшеств и технологий, дерзко ломающих все естественные идентичности, не столько в них самих, сколько в нашей неготовности к ним. Большинство людей оказывается в пассивной роли подопытных крыс, которым прививают ту или иную лжереальность, и, как видно по Украине, — эксперимент проходит успешно.
Но возможна и другая — активная позиция, которая должна заключаться не столько в пассивном сопротивлении, сколько в активном творчестве, в противодействии хаосу методом созидания положительной реальности. К этому, кстати говоря, призваны христиане, и главное определение веры — «осуществление ожидаемого» — тому свидетельство. Кто не строит, тот разрушает. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Собирание благодати — необходимое условие пребывания во Христе, т.е. постоянное активное действие, а не пассивное прозябание. Христианские образы «соль мира», «закваска» — указывают на функции сохранения и преображения мира, вручённые в христианские руки. В свете видения мира и человека как вечно становящихся, созидающих свою данность на фундаменте заданности с помощью Христовой благодати, сказанное обретает современный смысл и актуальность.
Итак, главная научная правда о мире и человеке заключается в том, что нет ничего статичного и безусловно данного, даже сам человек — текуч и подвижен настолько, что может перестать быть собой. Любое содержание человека, которое нам кажется неотъемлемой данностью и достоверностью, можно извлечь из формы, заполнив её иным содержанием. Человек может исчезнуть из человека, вытечь, как вода вытекает из дырявой кастрюли.
Познай себя — какая польза в том:
позна́ю, а куда бежать потом?
(Гёте)
«Жидкого» человека можно (и нужно) «кристаллизовать» с помощью тех или иных идей. Текучесть свою он должен отдать в услужение высшим идеалам, чтобы оформиться в человека. На что мы направляем свою текучесть, куда бежим, тем и становимся. В этом творческая мощь волевого усилия личности, ограниченной многими условностями.
Важно не только обрести в себе некое истинное состояние или качество, но и сохранить его в условиях текучести. «Память — это следы, способность воспроизвести, способность живой системы возвращаться к своим прошлым состояниям и воспроизводить их, — объясняет доктор медицинских наук, учёный-нейробиолог Константин Анохин. — Память всегда творчески активна и формируется на основе нашего отношения. Воспоминание — не считывание информации с флэшки, а всегда реконструкция. Мутация происходит, когда в память вместо предыдущей информации записывается реконструкция с изменениями».
Кажется, только у христиан действительно есть возможность остановить разрушение мира обновлением и воссозданием его по христианской ценностной матрице. Мир, как и наш мозг на клеточном уровне, как и всё тело наше, постоянно изменяется, становится иным — новым; он как бы перезаписывается снова и снова, как это бывает с CD-RW диском. «Перезапись» эта даёт возможность привнесения или, наоборот, устранения ошибок, потому у человеческого добра и зла равные возможности, но исторически победит более активное начало, потому что пассивное не будет воспроизводиться при «перезаписи».
Хранение христианских состояний мира в себе и передача их будущим поколениям — важнейшая задача: не мир осаливает соль, а соль осаливает мир. Надо усмотреть в активизации зла призыв Божий к активизации в себе подлинно христианского делания. А оно в том, чтобы светить миру. Лишь недостаток этого света приводит к тому, что тьма сгущается.