13/03/2016 Отсутствие крупных банков в Крыму посчитали нарушением Конституции РФ
Председатель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин направил запрос в Конституционный суд с просьбой проверить факт отсутствия крупных российских банков в Крыму на предмет нарушения Конституции. Политик считает, что нежелание крупных отечественных банков работать на полуострове грубо нарушает Основной закон. Также он отметил, что не должно существовать никаких ограничений по региональному делению, как это сейчас происходит в случае с отсутствием ВТБ и Сбербанка на полуострове.
«Российские банки обязаны открывать филиалы на всей территории России, а не выборочно, в соответствии со своими шкурными интересами. В интервью немецкой радиостанции WDR 5 глава российского Сбербанка Герман Греф заявил, что возглавляемое им ведомство не планировало и не планирует вхождение на полуостров, пока он находится в составе Российской Федерации, — это не лезет ни в какие ворота. За такие заявления следует жестко спрашивать», — пояснил Сурайкин.
Напомним, Сбербанк прекратил работу в Крыму после присоединения полуострова к РФ. До этого финансовые операции кредитная организация производила через дочернюю украинскую структуру. Летом 2014 года Сбербанк наряду с другими российскими госбанками попал под санкции ЕС и США.
Позднее глава «Сбера» буквально взорвал информационное пространство заявлением, которое можно однозначно трактовать как отказ признавать Крым частью РФ. В интервью немецкой радиостанции WDR 5 Греф, отвечая на вопрос, почему в Крыму нет представительств российского Сбербанка, сказал: «Потому и нет, что Крым — это территория Украины с точки зрения международного финансового сектора, и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для Сбербанка Крым — это не Россия».
На вопрос ведущего, планирует ли банк в будущем открыть представительства в Крыму, Герман Греф ответил отрицательно. «На сегодняшний день таких планов у нас нет», — пояснил он. При этом журналист WDR 5 упрекнул главу Сбербанка в фактическом введении санкций против жителей Крыма: «Согласитесь, довольно странно выглядит — российский банк участвует в санкциях против российских граждан. Вы не находите?» От ответа Герман Оскарович предпочел уклониться.
Глава Сбербанка должен нести ответственность за свою демонстративно антироссийскую риторику и неприкрытый саботаж государственных интересов. «Историческое воссоединение Крыма с Россией должно было стать и стало примером для всего "русского мира". К сожалению, российские банки этого не увидели. Для них значимы в первую очередь бизнес-интересы, а не государственные. Вы можете себе представить, чтобы ведущие американские банки отказались работать в Техасе, поскольку это бывшая часть Мексики? Это просто невероятно и невозможно. У нас же считают вполне нормально открывать филиалы в фашистском Киеве и закрывать их в российском Крыму», — комментирует Максим Сурайкин.
ОАО «Сбербанк России» — крупнейший банк РФ и один из крупнейших в Европе. На его долю приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Контролируется Центральным банком Российской Федерации, который является учредителем и основным акционером Сбербанка. Другими акционерами банка являются международные и российские инвесторы, это более 273 тысяч юридических и физических лиц. Доля физических лиц в уставном капитале банка составляет около 9%, доля иностранных инвесторов — более 24%. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в 20 странах, в том числе в СНГ, в Центральной и Восточной Европе и в Турции.
Надо отметить, что из-за санкций многие крупные российские банки испытывают серьезные трудности с организацией работы в Крыму. По данным Банка России, на 1 апреля 2015 года в Крыму и Севастополе было открыто более 530 операционных, кредитно-кассовых и дополнительных офисов и операционных касс 18 российских банков. Непосредственно на территории полуострова зарегистрированы Российский национальный коммерческий банк, Севастопольский морской банк и Черноморский банк реконструкции и развития. Также в Крыму есть филиалы банка «Россия», Крайинвестбанка, Темпбанка, Аделантбанка, ФИА-банка, Генбанка, Байкалбанка и других кредитных учреждений.
«Отметим, ни у одной из вышеперечисленных финансовых организаций в капитале нет доли государства, уточняет РБК. В конце мая глава Крыма Сергей Аксенов заявил о возможном скором приходе на полуостров российских госбанков, в первую очередь тех, кто попал под западные санкции. Речь шла о ВТБ, Внешэкономбанке и Россельхозбанке. Однако пока эта информация не подтвердилась. Тем временем появилась информация, что работавший в Крыму банк "Кубанькредит" с начала августа полностью прекращает свою деятельность на полуострове», — указано в запросе Максима Сурайкина.
«Я считал и считаю, что вопросы Грефу касательно его позиции по Крыму должна задавать не только широкая общественность, но и правоохранительные органы. Я так и не услышал опровержения из уст Грефа, что фразу "Сбербанк придет в Крым только тогда, когда Крым вернется на Украину" ему приписали и он ничего такого не говорил. Я не могу себе представить, чтобы глава госкорпорации мог ляпнуть такое и остаться на своем посту! Сбербанк обязан был зайти в Крым и сломать блокаду, не пытаясь втихаря изобретать сложные схемы, чтобы никто не узнал, поступить так, как зашли в Крым российские авиаперевозчики, наплевав на все санкции. Авиаперевозчики сломали блокаду, и банки должны были сломать. И если цена всему этому — какие-то недополученные Грефом полмиллиарда, то я считаю, свое слово должны сказать правоохранительные органы», — прокомментировал ситуацию экономист Михаил Делягин.
Так или иначе, Крым был и остается неотъемлемой территорией России, поэтому действиям банкиров нужно дать не только правовую оценку, но и вежливо (или невежливо) намекнуть им, что ответственность за нарушение Конституции РФ наказывается уголовным сроком. Во время войны такое поведение недопустимо.