Русская деревянная скульптура – это тот вид национального творчества, который и сегодня является и наименее исследованным, и наименее популярным.
В первую очередь это объясняется тем, что русская скульптура по своему значению и распространению изначально была несравнима, например, с иконописью, где русским мастерам удалось достичь максимальных высот. Определённую роль сыграло и то, что само занятие изготовлением деревянной скульптуры часто понималось как подражание широко распространённой традиции в католичестве.
Источник разнообразных и оригинальных поздравлений вы найдёте на сайте Поздравь.ру. Всевозможные праздники и к каждому что-то своё, особенное предложат авторы сайта. Поздравить родителей или супруга, детей или друзей – на каждый случай и для каждого человека можно подобрать что-нибудь индивидуальное. В стихах или прозе, а может быть, розыгрыш – выбор поздравлений огромный.
|
Был и ещё один сдерживающий фактор распространения деревянной скульптуры в России – это Указ Священного Синода от 1722 года, который требовал изымать из церквей деревянные скульптуры и направлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения.
К сожалению, Указ Синода был не единственным официальным документом, направленным против скульптуры как таковой. Спустя сто десять лет последовал особый Указ императора Николая I №11599 от 30 ноября 1832 года, предписывающий, чтобы нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов.
Однако сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что русская деревянная скульптура – это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в национальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и самые разнообразные образцы.
Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор малоизвестными.
И это притом, что, по словам известного исследователя данного вида творчества А.К. Чекалова: «Народную деревянную скульптуру, в частности северную, можно считать прямой и единственной наследницей древнерусской пластики».
В собрании Московского Кремля хранится один из самых древних памятников русской деревянной пластики – скульптура святого Георгия-воина, вырезанная из цельного ствола липы в XIV веке. Здесь представлены произведения в основном XV-XVIII веков, разнообразные по видам и технике резьбы, дающие широкое представление о своеобразии развития этого вида древнерусского творчества в разных культурных центрах Древней Руси – Москве, Новгороде, Ростове Великом, на русском Севере.
Говоря о скульптурных изображениях святого Георгия, можно отметить то, что популярным было изображать его не в виде деревянной скульптуры, а в виде горельефа («Чудо Георгия о Змее»). Известно несколько таких скульптурных работ из Вологодской области. Свой Георгий Победоносец, датируемый XV веком, есть и в коллекции деревянных скульптур из музея Ростова Великого.
Особенной же любовью пользовалось изображение Николая Чудотворца («Никола Можайский с мечом и градом»), которые можно встретить, практически, повсеместно, как на севере, так и в центре России.
Иногда такие скульптуры достигали человеческого роста, как Николай Можайский из Пскова (1540), который был в высоту более 1 метра70 см. Это одна из самых древних скульптур из собрания Псковского музея, которое насчитывает более 60 скульптурных композиций и скульптур.
Удивительная по красоте деревянная скульптура Николы Можайского с мечом и градом из Николо-Столпенского монастыря, датируемая XVII веком, хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка (Тверская область).
Ещё одним довольно распространённым сюжетом является изображение святой Параскевы Пятницы.
На Севере возникла и получила распространение традиция изображения, у которого несколько названий: «Христос в темницы», «Бичуемый Христос», «Сидящий Христос», «Христос в терновом венце».
Обширное собрание такой скульптуры имеется в Пермском музее, куда вскоре после революции было свезено множество деревянных статуй. Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») – храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII-XIX веках. По воспоминаниям Н.Н. Серебрянникова – первого собирателя пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева.
Коллекция пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. В 1965 году по словам того же Серебрянникова, она состояла почти из 300 скульптур XVII-XIX веков.
Есть настоящий шедевр русской скульптуры «Христос в темнице», датируемый XVII веком, и в собрании русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы Переславльского музея (Ярославская область).
Но один из самых любопытных экспонатов Переславльского музея – фигура «Мужичок» из имения Бектышево – единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Это редкий образец гражданской скульптуры.
А в собрании Псковского музея есть исключительно редкое скульптурное произведение «Христос во гробе».
Скульптурная тематика с условным названием «Христос в темнице», по словам О.А. Васильевой, автора статьи «Собрание культовой христианской скульптуры XVI-XX веков Псковского музея-заповедника», появилась на Руси в начале XVII в. под влиянием решений Большого Московского собора 1666-1667 годов, разрешивших страстную тематику. К этой теме можно отнести и скульптурное изображение головы Иоанна Предтечи, которые были распространены в течение 150 лет с середины XVII века, и получившие название «Усекновенная глава Иоанна Предтечи».
Есть коллекция деревянной скульптуры и в историко-художественном музее города Моршанска (Тамбовская область), собранная в 1920-е годы его первым директором П.П. Ивановым. Сегодня эта коллекция насчитывает 23 скульптуры, созданные в период XVII – XX веков.
Своя богатая и изученная коллекция деревянной скульптуры есть в Иркутском областном художественном музее. В основном, это распятия с предстоящими – также очень распространённый сюжет в русской деревянной скульптуре.
Но, всё же, наиболее распространенными были скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского из Нило-Столобенской пустыни (Осташковский район, Тверская область). Наиболее старые датируются только концом XVIII века, а расцвет промысла по их изготовлению приходится на XIX – начало XX века. В это время изготовлением скульптурок занимались не только монахи Нило-Столобенской пустыни, но и жители Осташковского, Ржевского и Зубцовского уездов.
В монастырском музее хранится деревянная скульптура Нила Столобенского, выполненная в человеческий рост. Высказывается предположение, что это первое скульптурное изображение Преподобного, которое было изготовлено в 1770-1780 годах. Но нельзя не заметить, что это изображение существенно отличается от сложившейся в последствие традиции. Скорее всего, скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.
Ещё одна деревянная скульптура Нила Столобенского из села Метлино (конец XVIII – начало XIX века), вырезанная из морёного дуба также почти в человеческий рост хранится в Торопецком краеведческом музее. Она существенно отличается по своему композиционному решению от скульптуры из монастырского музея и полностью соответствует традиционному изображению Преподобного в объёмной скульптуре, которое здесь со временем сложилось.
К сожалению, несмотря на всю очевидность уникальности данного явления, связанного с Нилом Столобенским, оно ещё не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения Николая Можайского с мечом и градом и Параскевы Пятницы, о так называемых «Пермских богах» написаны целые монографии.
А жаль, ведь если скульптурные изображения Параскевы Пятницы – «образ матери-Родины» (Г.К. Вагнер) и Николы Можайского – «апофеоз русского крестьянина» (М.В. Алпатов) есть не что иное, как воплощение общенационального характера, то скульптурный образ Нила Столобенского звучит по-иному, может быть, более сдержанно, но не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края.
Ещё одно направление, о котором необходимо сказать – это скульптурный декор иконостасов, где можно встретить самые различные сюжеты от евангелистов до ангелов. На одном только иконостасе кладбищенской церкви в Кашине число скульптур достигало 138. Это уникальное произведение было уничтожено в 1933 году.
Есть своё собрание деревянной скульптуры и в Тверской картинной галерее..
Сегодня наиболее изученной оказалась деревянная скульптура Русского Севера. Что касается центральных регионов России, то это направление в национальном искусстве ещё ждёт своего исследователя, который смог бы обобщить всю имеющуюся, и пока ещё разрозненную, информацию.
***
Народная деревянная скульптура в России развивалась по двум совершенно различным направлениям.
Н.Н. Соболев отмечает, что завоевание в 1654-1657 годах ряда местностей и городов Польши и Литвы привело к более тесному общению с их культурой, а именно, произошло знакомство с польской деревянной скульптурой и резьбой по дереву, что вызвало многочисленные подражания и в Московском государстве. Все это получило развитие в искусстве резьбы по дереву и в будущем, особенно в XVIII веке.
Другое направление, которое мы с полным основанием можем назвать «русская народная резьба по дереву» кардинальным образом отличается от деревянной скульптуры католического Запада. По своему внутреннему содержанию эта скульптура более спокойна, сдержана и добра. Она способна пробуждать в душе самые светлые чувства, подкупает чистотой, непосредственностью и жизненной силой. Отсутствие лишних деталей и внутреннего драматизма, вот, наверное, главное отличие отечественной деревянной скульптуры от западных образцов, где порой драматизм возведён в абсолют.
Истоки этого направления нужно искать, очевидно, в древнерусской и древнеславянской мифологии, а том числе и дохристианской.
Остаётся надеяться, что русская деревянная скульптура всё-таки займёт подобающее место в истории русского искусства. Справедливости ради надо сказать о том, что уже существуют монографии о русской деревянной скульптуре (Н. Померанцев «Русская деревянная скульптура», М. «Советский художник», 1967 и др.), но все они ещё далеки от полномасштабного освящения данной темы.
Библиография
1. Н.Н. Соболев «Русская народная резьба по дереву». ACADEMIA, 1934.
2. Русская народная скульптура из дерева. М., «Советский художник», 1958.
3. Н.Н. Серебрянников. «Пермская деревянная скульптура». Пермь, 1967.
4. А.К. Чекалов «Народная деревянная скульптура Русского Севера». М. «Искусство», 1974.
5. Т.А. Крючкова. «Деревянная скульптура в Иркутском областном художественном музее». Музей 5. М. «Советский художник», 1984.
6. «Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX вв.»
https://museumpereslavl.ru/expoz/rezba.htm
7. А.И. Мордвинова «Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI – начала XX в.». Кандидатская диссертация, 2004.
8. Т.П. Фёдорова. «Вокруг Ростова Великого». М. «Искусство», 1987. Серия «Дороги к прекрасному».
9. О.А. Васильева. «Собрание культовой христианской скульптуры XVI-XX веков Псковского музея-заповедника». https://www.iconrussia.ru/painting/publications/11854/
Комментарии пока отсутствуют ...